Психология на RIN.ru:  Имидж и психологическая культура человека
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Новости
Общая психология
Семья и дети
Мужчина и женщина
Психология и менеджмент
Наркомания
Другие виды зависимостей
Что мы знаем о цвете?
Психолог on-line
Эмоции
Практическая психология
Психологические портреты
Психология - это наука
Известные психологи мира
Релаксация, аутотренинг
Образование
Россыпи практической мудрости
Возьми на заметку!
Рефераты и дайджесты
Словарь психолога
Литература




Это интересно
Лучше быть безумным со всеми, чем разумным в одиночку.
Бальтасар Грасиан


Поиск по сайту
Поиск по словарю
Конструктор сайтов
Хостинг
Новости
Служба рассылки
Тесты
Игровой сервер
Скачать MP3 бесплатно
Вы находитесь здесь >> :: Психология и менеджмент :: Успех и уверенность в себе ::
1 :: 2 ::

Имидж и психологическая культура человека

Культура в узком смысле - это уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации его жизни и деятельности. А психологическая культура - психологическая образованность человека в сочетании с готовностью и умением использовать ее в повседневной жизни с целью самопознания, повышения эффективность общения и самосовершенствования.
Психологическая культура способствует:
· большему осознанию своих возможностей (интеллектуальных качеств, работоспособности, коммуникативных качеств, характера, темперамента и т.д.);
· лучшему осознанию своих желаний (потребностей в самосохранении, в признании другими людьми, в самореализации своих способностей);
· правильной организации своей учебы и труда, досуга и быта,
оптимальному регулированию личных и деловых взаимоотношений с другими людьми (родителями и детьми, сверстниками и сослуживцами и т.д.).
Каждый человек имеет цель своей жизни, по крайней мере, на каком- то этапе он ставит ее перед собой. В зависимости от жизненных обстоятельств цели корректируются, изменяются или отбрасываются. Цели у всех разные, но большинство из нас стремятся к развитию и самосовершенствованию, чтобы занять более высокое социальное положение. Профессионализм и прочное материальное положение дают очень важное чувство - уверенность в себе. Психологическая культура способствует личностному росту, дает возможность человеку быть более интересным и позволяет человеку войти в более престижную социальную среду. Популярность прокладывает путь к славе. Обещания быть полезными позволили многим политикам сделать удачную карьеру и возвести их к вершинам власти.
Имидж - это воспринимаемая окружающими, яркая индивидуальная аура человека, способная на определенное время захватывать внимание широкого круга лиц. С помощью имиджа, выбирая изящные ходы, человек программирует свое будущее. Чем значительнее замысел и претензии личности, тем более она озабочена своим имиджем.
Психологическая культура помогает человеку разобраться в том как добиться желаемых целей, используя свои способности и возможности. Главная задача при этом - овладеть искусством самопрезентации: верно оценивать свои сильные и слабые стороны и в зависимости от этого моделировать свое поведение, создавая привлекательный имидж. Важно знать, что ценится людьми в других людях, а также критерии этих оценок. Удачно найденный и разработанный имидж поможет привлечь внимание, будет поддерживать интерес к личности значительное время.
Человек может не обладать, какими- то необычными качествами, но с помощью имиджа, как психологически чарующего действа, он может стать загадочным, интересным, интригующим.
1. Зачем нужен имидж?
"Имидж - ничто", - провозглашает реклама с экрана телевизора. Но при этом создает имидж собственного товара, с помощью которого пытается подчеркнуть его особенность по сравнению с конкурентом. В то же время высокий имидж будь то товара, страны или личности способствует решению многих проблем.
Пример: человек звонит на какую - то фирму и ему отвечают:
"Фирма "Весна" слушает Вас", а в другом месте только скупое равнодушное: "Алло". При прочих равных условиях он обратится к услугам фирмы, которая ответила вежливо и приветливо. То же можно сказать и о внутреннем убранстве помещений: люди скорее пойдут в хорошо обставленную парикмахерскую, чем в плохо обставленную.
2. Самопознание, самоэффективность, самопрезентация.
Есть одна и только одна вещь во всей вселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы узнать в результате наблюдения извне, - заметил К. С.Льюис - Эта вещь мы сами. У нас есть, так сказать, внутренняя информация; мы в курсе дела". Хотя иногда мы думаем, что знаем, но наша внутренняя информация является ошибочной.
Как правило, человек относительно неплохо знает, например, свои достоинства и развитые способности.
Гораздо меньше он знает о своих отрицательных качествах, к примеру, характерологических недостатках. Последние особенно плохо осознается человеком в том случае, если входят в противоречие со сложившейся положительной самооценкой и оказываются несовместимыми с принятой им же моралью. Такие знания обычно вытесняются из сферы сознания человека и хранятся в подсознании, куда ни он сам, ни окружающие его люди не имеют свободного доступа. Они могут стать известными только в результате применения специальных психоаналитических процедур или тестов. Знания о себе человек может получить из самых различных источников.
Первый, с которым человек сталкивается в детстве, - окружающие его люди: мать, отец, родственники или заменяющие их люди. Они психологически оценивают ребенка, характеризуют его поведение. Ребенок принимает эти оценки на веру, относит их к себе: в результате у него складывается определенная самооценка, которая, по сути дела, является оценкой сформированной у него другими людьми. Психологические характеристики, которые человек дает другим людям, формируются на основе того, что сам человек видит, общаясь с этими людьми и изучая отзывы окружающих об этих людях. Всё это, вместе взятое, и составляет первый и основной источник знаний человека о себе и об окружающих его людях. Такими знаниями в той или иной степени он пользуется практически в течение всей своей жизни, начиная с того момента, когда овладеет речью и научится понимать окружающих людей.
Вторым важным источником психологического познания являются практические дела и продукты человеческой деятельности. Оценивая их, сравнивая результаты своей деятельности и деятельности других, человека формирует представление о собственных качествах, способностях и возможностях. У него складывается самооценка знаний, умений, навыков, деловых, волевых и других персональных качеств. Сопоставляя достижения других людей со своими собственными успехами и неудачами, человек формирует образы других людей.
Третьим возможным источником психологического самопознания и познания других людей могут служить разного рода испытания и критические жизненные ситуации, в которых человек наиболее ярко проявляет свои особенности. Тесты, которые иногда дополнительно используются в некоторых случаях, дают наиболее достоверную и точную информацию о человеке. Они же зачастую являются единственным источником знаний о таких психологических свойствах людей, которые невозможно наблюдать и оценивать непосредственно.
В качестве следующего источника психологических знаний могут стать произведения науки, литературы и искусства, в которых воплощена или представлена психология разных людей. Так, важным источником психологического познания людей являются произведения талантливых писателей - знатоков человеческих душ: по всеобщему признанию, это Шекспир, Достоевский, Толстой и др.
Наши действия часто являются стратегическими. В надежде произвести хорошее впечатление, мы тратим кучу денег на косметику и разного рода диеты. Так же как политики, мы отслеживаем у других поведение и ожидания по нашему поводу и ведем себя соответствующим образом. Отношение к собственному имиджу во многом управляет нашим поведением.
Достичь желаемого эффекта в общении можно следующим образом: рассказывая о себе, представляя рекомендательные письма или просьбы к другим передать информацию о нас через третье лицо. Каждый вариант достижения желаемого впечатления с помощью слов по-своему хорош. Однако можно управлять впечатлением и без слов. Наш внешний вид - тоже вполне определенный визуальный канал самоподачи (самопрезентации). Подобно молнии, которая предшествует грому, наш визуальный канал намного опережает вербальное общение.
Управлять впечатлением - это необходимое умение для каждого цивилизованного человека, которое связано с общей стратегией нашей жизни. А сознательное построение имиджа без этого невозможно. С чем связано стремление к самоуправлению? Существуют различные подходы к пониманию источников этого стремления. У каждого человека есть врожденная от природы потребность в одобрении. Люди стремятся к одобрению, избегают неодобрения и поэтому стараются преподнести себя позитивно. Какое впечатление следует стремиться производить, напрямую зависит от целей и ситуаций общения. Однако можно назвать и универсальный набор характеристик, который оптимально подходит для большинства ситуаций. Во всем мире, как показывают различные психологические исследования, ценятся определенные человеческие черты: честность, скромность, компетентность. Поэтому их наличие во внешнем облике повышает благоприятное впечатление.
Содержание производимого впечатления у отдельного человека связано с идеальным "Я" его личности, с системой разделяемых им нравственных идеалов и ценностей. Покрывая тело одеждой, мы формируем впечатление о себе, стремимся, чтобы другие воспринимали нас в соответствии с общепринятыми социальными идеалами. Существуют следующие способы самоподачи образа "Я" в общении:
1. "Социальная самореклама". Направлена на усиление социальной желательности образа "Я" в глазах окружающих (при рациональном объяснении или замалчивании недостатков). Она встречается у субъектов с высокой самооценкой и самоуважением. Хорошо осознающих свои особенности. Проявляется - в позитивной эмоциональной увлеченности образом "Я", причинно-следственном обосновании и рациональной проработке своего поведения, усилении собственных достоинств, подчеркивании успешности, демонстрации положительного отношения к себе, но и просто "кайфуют" от собственного вида.
2. "Нерефлексивное самоодобрение". Вид самоподачи, при котором самовосхваление и дискредитация других происходит на малоосознанном уровне. Человек демонстрирует преобладание эмоционально- оценочных суждений о своей личности, теплое отношение к себе, приукрашивание образа "Я", игнорирование недостатков, исключение социальной нежелательности в использовании других способов психологической защиты.
3. "Греться в лучах чужой славы". Некоторые люди очень любят демонстрировать знакомство и общение с высокопоставленными лицами. Блестящее описание такого явления находим у Н.В.Гоголя в "Ревизоре".
4. "Создание препятствий". С целью упреждения вероятного негативного впечатления и избежания осуждения. Люди прибегают к тактике создания самому себе препятствий. Механизм действия таких способов прост - это защита "образа Я", самооценки и социального имиджа человека. Неуспех в случае препятствия, позволяет переложить вину и ответственность на внешние причины.

1 :: 2 ::

CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь