Психология на RIN.ru:  Культурно-историческая теория  - Психологические школы
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Культурно-историческая теория

это может вам помочь Как стать неотразимой на пляже? Какая девушка мечтает быть неотразимой на пляже

Культурно-историческая теория

Культурно-историческая теория - концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и Л. Р. Лурия. При формировании культурно-исторической теории ими был критически осмыслен опыт гештальт-психологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении ('формальная школа' в литературоведении и др.).

Согласно теории, главная закономерность развития психики состоит в интериоризации (принятия информации в свой внутренний мир) ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как 'натуральных' изменяется - опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся 'культурными'. Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация.

В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и 'сворачивается', с тем чтобы вновь трансформироваться и 'развернуться' в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится 'внешняя' социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак - слово. Здесь намечается возможность объяснениям вербального и символического характера когнитивных (познавательных) процессов у человека. Культурно-историческая теория на общепсихологическом уровне и с иных методологических позиций выдвинула проблематику, к которой обратились и другие направления.

Для проверки основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготским с сотрудниками была разработана 'методика двойной стимуляции', с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм 'вращивания' знаков в структуру психических функций - внимания, памяти, мышления. Одним из важных понятий является важное для теории обучения положение о 'зоне ближайшего развития' - периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково опосредствованной деятельности.

Теория Выготского подвергалась критике, в том числе со стороны некоторых его учеников за неоправданное противопоставление 'натуральных' некультурных' психических функций; за понимание механизма социализации как связанного преимущественно с усвоением знаково-символических (языковых) форм; за недооценку роли предметно-практической деятельности человека. Последний аргумент стал одним из исходных при разработке учениками Л. С. Выготского концепции структуры деятельности в психологии. В настоящее время обращение к культурно-исторической теории связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных, связанных с познанием, процессов, с использованием в психологии аппарата структурно-семиотических исследований.

Дом 2 в Интернете: новые возможности! Дом 2 в Интернете: новые возможности!
Были времена, когда истинные фанаты сверхпопулярного шоу каждый вечер спешили к экранам телевизоров. Пропустить эпизод? - Как можно!!! Некоторые так сроднились с любимыми героями, что не представляли себе ни единого вечера без них
Пицца вегетарианская Пицца вегетарианская
Пицца - изначальное итальянское блюдо, которое возникло по слухам из салат, разложенного на тесто и запеченного таким образом в духовке
Как очиститься от предыдущих отношений? Как очиститься от предыдущих отношений?
Предыдущие отношения могут накладывать сильный отпечаток на подсознание так, что возникают препятствия для создания новых отношений с другим человеком
Комментарии пользователей
Написать комментарий
  • Без имени для Культурно-историческая теория
  • Без имени для Культурно-историческая теория
  • класссссссссссс!спасибо
    Найдено в интернете по теме: Культурно-историческая теория
    Культурно-историческая теория Л.С ...
    Культурно-историческая теория Л.С. Высотского | курсовая работа ... Средняя оценка: Описание ...
    СКАЧАТЬ РЕФЕРАТ Культурно ...
    Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) Концепция разрабатывалась Выготским и его школой ...
    Культурно-историческая теория ...
    при использовании материалов www.psi.webzone.ru Данный словарь создан специально для пользователей ...
    Культурно-историческая теория Л.С ...
    Анализ основных положений культурно-исторической психологии (научной школы Л. С. Выготского).
    Культурно-историческая теория (Л.С ...
    Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) Концепция разрабатывалась Выготским и его школой ...
    Культурно-историческая теория (Л.С ...
    Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) в каталоге лучших рефератов сети, всего более 300 000 ...
    Маланов С. В. Культурно-историческая ...
    Маланов С. В. Культурно-историческая теория развития высших психических функций
    Скачать Культурно-историческая ...
    Социальная среда не как ... Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о развитии личности




    Это интересно
    Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше.
    Гораций
    Поиск по словарю
    Новости
    Практическая психология
    Бихевиористическая терапия
    Это одно из четырех главных направлений психотерапии (наряду с психоаналитической, гуманистической и когнитивной)
    Словарь психолога
    Аггравация
    Преувеличение тяжести симптомов реально существующего заболевания или болезненности состояния. К аггравации склонны люди с истероидной акцентуацией, страдающие психопатическими заболеваниями, а...
    CopyrightRIN © 2009 -
    * Обратная связь