Психология на RIN.ru:  Культурно-историческая теория  - Психологические школы
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Культурно-историческая теория

это может вам помочь Мэр Казани провёл инспекцию строительства социального жилья. Во время новогодних каникул мэр города Казань Ильсур Метшин произвел осмотр новых многоквартирных домов

Культурно-историческая теория

Культурно-историческая теория - концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и Л. Р. Лурия. При формировании культурно-исторической теории ими был критически осмыслен опыт гештальт-психологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении ('формальная школа' в литературоведении и др.).

Согласно теории, главная закономерность развития психики состоит в интериоризации (принятия информации в свой внутренний мир) ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как 'натуральных' изменяется - опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся 'культурными'. Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация.

В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и 'сворачивается', с тем чтобы вновь трансформироваться и 'развернуться' в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится 'внешняя' социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак - слово. Здесь намечается возможность объяснениям вербального и символического характера когнитивных (познавательных) процессов у человека. Культурно-историческая теория на общепсихологическом уровне и с иных методологических позиций выдвинула проблематику, к которой обратились и другие направления.

Для проверки основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготским с сотрудниками была разработана 'методика двойной стимуляции', с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм 'вращивания' знаков в структуру психических функций - внимания, памяти, мышления. Одним из важных понятий является важное для теории обучения положение о 'зоне ближайшего развития' - периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково опосредствованной деятельности.

Теория Выготского подвергалась критике, в том числе со стороны некоторых его учеников за неоправданное противопоставление 'натуральных' некультурных' психических функций; за понимание механизма социализации как связанного преимущественно с усвоением знаково-символических (языковых) форм; за недооценку роли предметно-практической деятельности человека. Последний аргумент стал одним из исходных при разработке учениками Л. С. Выготского концепции структуры деятельности в психологии. В настоящее время обращение к культурно-исторической теории связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных, связанных с познанием, процессов, с использованием в психологии аппарата структурно-семиотических исследований.

Карты мира в качестве декора для детской комнаты Карты мира в качестве декора для детской комнаты
Каждый родитель хочет оформить детскую комнату, так чтобы в ней его ребенку было комфортно и уютно
Как достичь успеха в азартных играх? Как достичь успеха в азартных играх?
Кто придумал азартные игры? Те, кто любят деньги
Мега-урожай огруцов! 60 ведер с одной грядки! Мега-урожай огруцов! 60 ведер с одной грядки!
Советы опытных садоводов Для начала нам нужно сделать теплую грядку
Комментарии пользователей
Написать комментарий
  • Без имени для Культурно-историческая теория
  • Без имени для Культурно-историческая теория
  • класссссссссссс!спасибо
    Найдено в интернете по теме: Культурно-историческая теория
    Культурно-историческая теория Л.С ...
    Культурно-историческая теория Л.С. Высотского | курсовая работа ... Средняя оценка: Описание ...
    СКАЧАТЬ РЕФЕРАТ Культурно ...
    Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) Концепция разрабатывалась Выготским и его школой ...
    Культурно-историческая теория ...
    при использовании материалов www.psi.webzone.ru Данный словарь создан специально для пользователей ...
    Культурно-историческая теория Л.С ...
    Анализ основных положений культурно-исторической психологии (научной школы Л. С. Выготского).
    Культурно-историческая теория (Л.С ...
    Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) Концепция разрабатывалась Выготским и его школой ...
    Культурно-историческая теория (Л.С ...
    Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) в каталоге лучших рефератов сети, всего более 300 000 ...
    Маланов С. В. Культурно-историческая ...
    Маланов С. В. Культурно-историческая теория развития высших психических функций
    Скачать Культурно-историческая ...
    Социальная среда не как ... Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о развитии личности




    Это интересно
    Недостаточные заботы наносят больший вред, чем недостаточные знания.
    Л. Н. Толстой
    Поиск по словарю
    Новости
    Сегодня на рынке услуг появилось огромное количество предложений по оказанию психологических услуг. Кроме индивидуального консультирования есть много предложений, которые обозначены как тренинг.
    Словарь психолога
    Подбор кадров
    Выбор из числа наличных специалистов кандидатов для назначения на соответствующие должности.
    CopyrightRIN © 2009 -
    * Обратная связь