Психология на RIN.ru:  Культурно-историческая теория  - Психологические школы
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Культурно-историческая теория

это может вам помочь Женская и мужская психология: что нужно мужчине для счастья Наверное, у каждой пары настает период, когда она, оглядываясь на прошлое, просто не понимает, куда делось все то счастье, что их окружало и вдруг куда-то исчезло

Культурно-историческая теория

Культурно-историческая теория - концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и Л. Р. Лурия. При формировании культурно-исторической теории ими был критически осмыслен опыт гештальт-психологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении ('формальная школа' в литературоведении и др.).

Согласно теории, главная закономерность развития психики состоит в интериоризации (принятия информации в свой внутренний мир) ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как 'натуральных' изменяется - опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся 'культурными'. Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация.

В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и 'сворачивается', с тем чтобы вновь трансформироваться и 'развернуться' в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится 'внешняя' социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак - слово. Здесь намечается возможность объяснениям вербального и символического характера когнитивных (познавательных) процессов у человека. Культурно-историческая теория на общепсихологическом уровне и с иных методологических позиций выдвинула проблематику, к которой обратились и другие направления.

Для проверки основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготским с сотрудниками была разработана 'методика двойной стимуляции', с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм 'вращивания' знаков в структуру психических функций - внимания, памяти, мышления. Одним из важных понятий является важное для теории обучения положение о 'зоне ближайшего развития' - периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково опосредствованной деятельности.

Теория Выготского подвергалась критике, в том числе со стороны некоторых его учеников за неоправданное противопоставление 'натуральных' некультурных' психических функций; за понимание механизма социализации как связанного преимущественно с усвоением знаково-символических (языковых) форм; за недооценку роли предметно-практической деятельности человека. Последний аргумент стал одним из исходных при разработке учениками Л. С. Выготского концепции структуры деятельности в психологии. В настоящее время обращение к культурно-исторической теории связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных, связанных с познанием, процессов, с использованием в психологии аппарата структурно-семиотических исследований.

Уроки успеха
В Ульяновской области с февраля 2013 года учащимся старших классов начнут прививать любовь к рабочим профессиям
Рублевые вклады физических лиц прибыльнее, чем валютные
В российских банках рублевые и валютные вклады физических лиц выросли на 20% за 2012 год, то есть на 2 триллиона 379,6 миллиарда рублей
Онлайн-терапия с помощью фильмов
Интернет пестрит хорошими фильмами, а такие фильмы положительно влияют на самочувствие человека и излечивают его душу
Комментарии пользователей
Написать комментарий
  • Без имени для Культурно-историческая теория
  • Без имени для Культурно-историческая теория
  • класссссссссссс!спасибо
    Найдено в интернете по теме: Культурно-историческая теория
    Культурно-историческая теория Л.С ...
    Культурно-историческая теория Л.С. Высотского | курсовая работа ... Средняя оценка: Описание ...
    СКАЧАТЬ РЕФЕРАТ Культурно ...
    Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) Концепция разрабатывалась Выготским и его школой ...
    Культурно-историческая теория ...
    при использовании материалов www.psi.webzone.ru Данный словарь создан специально для пользователей ...
    Культурно-историческая теория Л.С ...
    Анализ основных положений культурно-исторической психологии (научной школы Л. С. Выготского).
    Культурно-историческая теория (Л.С ...
    Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) Концепция разрабатывалась Выготским и его школой ...
    Культурно-историческая теория (Л.С ...
    Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) в каталоге лучших рефератов сети, всего более 300 000 ...
    Маланов С. В. Культурно-историческая ...
    Маланов С. В. Культурно-историческая теория развития высших психических функций
    Скачать Культурно-историческая ...
    Социальная среда не как ... Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о развитии личности




    Это интересно
    Решения проблем могут умирать, сами же проблемы остаются вечно живыми.
    Гаральд Геффдинг, 1843-1931 гг., датский философ
    Поиск по словарю
    Новости
    Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь это переутомление - самый очевидный, но не самый большой вред, который можно нанести малышу.
    Словарь психолога
    Авторитет
    Общепризнанное значение, влияние, которым пользуется какое-либо лицо, организация, или какая-либо система взглядов из-за наличия определенных качеств. Различают авторитет политический, моральный,...
    Вопрос психологу

    Dobryi den'. delo v tom chto ya vyshla zamuzh...


    CopyrightRIN © 2009 -
    * Обратная связь