Психология на RIN.ru: Психодрама и ролевые игры  - Психодрама
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Психодрама и ролевые игры

это может вам помочь

Психодрама и ролевые игры

Можно ли рассматривать психодраму как ИГРУ? На этот вопрос трудно ответить, не определив понятие игры. Некоторые последователи Я. Морено считают, что психодраму не стоит рассматривать как обыкновенную игру, связанную с миром фантазий, оторванную от "реальной" жизни. Так как психодрама основана на теории ролей, ее нередко отождествляют с ролевыми играми. Такая позиция значительно сужает понятие "психодрама". Возможно, это объясняется применением ролевых игр в тренинговых группах, ставящих своей целью саморазвитие и самосовершенствование их участников. В этом случае популярны игры с сюжетом, не представляющим психическую реальность человека, а заданным извне руководителем группы. Эффективны ролевые игры и в психотерапии.

Чтобы разграничить то, что называют "ролевыми играми" и психодраму, нужно вспомнить, что в основе возникновения ролевых игр заложены три подхода: психодрама Я. Морено; терапия фиксированной роли Дж. А. Келли и репетирование поведения, которое традиционно ассоциируется с именами Дж. Вольпа и А. Лазаруса

психодраму рассматривать в аспекте терапии поведения, то игровая сторона психодрамы рассматривается с точки зрения имитационных игр: представляемое поведение может быть как естественным, истинным выражением индивидуальности "актера", так и имитацией чужих стереотипных реакций.

Э. Барц справедливо называет психодраму "игрой в глубокое". Психодрама трактуется как метод углубленного анализа поведения человека, причем цель этого анализа заключается в выявлении "межличностного базиса" личности.

Психодрама не должна быть игрой, т.е. деятельностью, имеющей смысл только в данный момент, являющуюся ответом на потребность минуты. В психодраме развертывается определенное психодраматическое действие, тогда как в игре его нет. Сюжет психодрамы заставляет соблюдать дисциплину. В частности, поэтому психодраматург должен следить, чтобы психодрама не превращалась в игру. В игре роли, хотя и носят фиктивный характер, и не требуют полного отрешения от всего остального, являются стереотипными. Человек, играя, приспосабливается к той, или иной фиктивной ситуации, что принципиальным образом препятствует спонтанному самовыражению. Человек, "играющий в психодраме", выкладывается значительно меньше, чем в ситуациях реальной жизни.

Играемая в психодраме роль должна интенсивно проживаться. Тогда она позволяет разобраться в значении того, что характерно для повседневного бытия данного индивида. Играющий в психодраме соотносит проигранное со своими возможностями в реальной жизни, реалистично оценивая свой внутренний потенциал. В психодраме клиенты, словно дети, вовлекаются в игру. Но игра в данном случае нечто большее, чем способ человеческого поведения, потому что благодаря особому бытию в игре устраняются сопротивления терапии, откровенности. Игра охватывает всего человека. По словам Шиллера "он бывает вполне человеком тогда, когда играет". Схожей психодраму с игрой делает и то, что "игра - это деятельность ради действия, имеющая смысл, но не имеющая цели". Ведущий психодрамы, по словам Г. Лейтц "привносит цели терапии в и сводит игру участников психодрамы к терапевтическим целям".

Психодрама - это ФЕЕРИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ РОЛЕЙ. Некоторые из которых синтезируются, другие уточняются или переопределяются. Эти новые и старые, ригидные и гибкие, потенциальные и сознательно избираемые роли, отражающие в своей совокупности самые различные аспекты и качества существования человека. Играть - означает освобождаться от препятствий, чинимых действительностью, стоять над вещами, распоряжаться ими по своему усмотрению, царствовать, быть господином, быть свободным. ИГРАТЬ - значит БЫТЬ.

Данная игра особенно целительна для исполняющих ее, поэтому в психодраме важно быть УЧАСТНИКОМ. В психодраматической сессии клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. В то же время психодрама - это групповой метод, поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист позволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и переживаний, что помогает им проживать, прорабатывать, благодаря эмоциональной вовлеченности в драму протагониста, и свои проблемы.

Махеша Савани поздравили 472 дочери в день отца Махеша Савани поздравили 472 дочери в день отца
День Матери, день Отца - праздники, не имеющие глубоких корней и введенные не так давно, но имеющие под собой глубокую основу
Дом 2: война Кпадону и Камирен Дом 2: война Кпадону и Камирен
Что представляет собой фраза `Люди не меняются?`
Если детей уже двое - часть первая Если детей уже двое - часть первая
Когда рождается второй ребенок, то иногда родители по незнанию стараются больше внимания уделять маленькому только что родившемуся младенцу, а старший ребенок резко вырастает, превращаясь за секунды во взрослого
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Психодрама и ролевые игры
Психолог - Киппер Д. Клинические ...
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама Книга американского психотерапевта ...
Клинические ролевые игры и ...
Клинические ролевые игры и психодрама Киппер Дэвид Книга американского психотерапевта Дэвида ...
Психодрама
Клинические ролевые игры и психодрама: 1157342107: 0: Киппер Дэвид: 1: Психодрама: теория и практика.
Наши Специалисты | Центр ...
Психодрама и ролевые игры. Институт групповой и семейной психологии и психотерапии,2007-2008.
Психодрама (введение) - Практическая ...
Определение метода; Заключение; Психодрама и ролевые игры ; Терапевтические функции психодрамы
сплочение детского коллектива ...
тренинги ролевые игры и психодрама морено. семинар тренинг управление. финансовые тренинги




Это интересно
Со всяким новым человеком надо всегда начинать с разговора в самом дружелюбном тоне.
Фредерик Тейлор, американский специалист по НОТ
Поиск по словарю
Новости
Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними...
Словарь психолога
Выученная беспомощность
Особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется...
Источник: http://www.clubrate.ru/pulse.html.
Вопрос психологу

Ka prostit' izmenu muja?...


CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь