Психология на RIN.ru: "Компьютер" : "За" и "Против" - Обучение
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

"Компьютер" : "За" и "Против"

это может вам помочь Препараты гормона роста Многие бодибилдеры знают о таком продукте, как гормон роста

"Компьютер" : "За" и "Против"

Хотим мы этого или нет - компьютер прочно вошел в нашу жизнь. И будущее - за ним. Оглядываясь на своих соседей, уже купивших персональный компьютер, мы все чаще задаем себе вопрос: 'Не пора ли и нам его купить ребенку?'.

МНОГО ВОПРОСОВ

Чаще всего родителей беспокоит отрицательное влияние компьютера на зрение и его вредные излучения. Кроме того, многие слышали о хакерах - фанатах, полностью погруженных в компьютерный мир, общение с которым они предпочитают всем остальным видам коммуникации. Взрослые, естественно, озабочены, не произойдет ли это и с их ребенком?

Так покупать компьютер? Или подождать? И сколько ждать? А не будет ли слишком поздно?

У ребенка уже с раннего возраста, как только он начинает понимать ценность общения со сверстниками, появляется желание проявить себя и в работе с компьютером. Ему хочется творить, создавать что-то своими руками, строить свой мир - и чтобы никто не мешал ему, не читал нотаций. С людьми этого добиться нелегко. А с компьютером? Сравним две ситуации.

Первая - ребенок за компьютером. Он сидит дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает игрушки, не малюет карандашами и фломастерами где попало. Ребенок поглощен настолько, что даже не пристает к взрослым. Возможно, он занимается уроками (по обучающим программам) или просто с пользой развлекается (при помощи развивающих программ).

Вторая - компьютера нет. Зато есть масса проблем. Усадить ребенка за уроки, погулять с ним. Потом чем-то занять. Потом убрать все, что он разбросал, или уговорить его самому это сделать и т.д. При этом тратятся и нервы, и время - сплошная головная боль...

И многие родители, купив своему дитятке персональный компьютер, с облегчением переводят дух: занимательность 'умных машин' не сравнить ни с телевизором, ни с каким-либо другим занятием. Но действительно ли все так просто?

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ?

Компьютерофобия. Ребенок боится, что не справится с требованиями компьютера - не только на начальном этапе освоения, но и на более позднем сроке. Ребенком овладевает необъяснимый страх, который проявляется в состояниях неуверенности, нерешительности, раздражительности.

Родители должны обратить внимание на индивидуальную восприимчивость своего ребенка. Ведь компьютерные страхи чаще возникают у детей беспокойных, неуверенных в себе и компьютер для них - 'угрожающий стимул', который может спровоцировать усиление общего состояния тревоги.

Явление противоположное компьютерофобии, - чрезмерная увлеченность компьютером. Нередко оторвать ребенка от монитора можно только со скандалом - так красочен и динамичен виртуальный мир, в который он погружается и который сам творит.

Со временем этот мир начинает восприниматься как реальный. Появляется так называемый 'синдром Пигмалиона'. Дети эмоциональны, впечатлительны, в отличие от взрослых нечетко различают фантазию и действительность, потому так легко и доверчиво, как в реальный мир, погружаются в жизнь компьютерных героев, со временем даже предпочитая ее жизни подлинной.

"Компьютер" : "За" и "Против"

PRO ET CONTRA

С одной стороны, компьютер оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Когда он 'на ты' с персональным компьютером, то смело выбирает стратегию поведения или самообучения.

C другой стороны, привыкнув к виртуальному миру, он может неадекватно воспринимать мир реальный, поскольку ему проще переходить от конкретных предметов, игрушек к образам, формируемым компьютерными средствами, чем наоборот. Переход к реальным вещам тем труднее, чем больше ребенок увлекается компьютерной игрой. А это, в свою очередь, может привести к негативным изменениям в развитии его личности: ребенок уходит в себя, формируется аутизм.

При решении очень сложных задач в динамически меняющихся условиях у него могут обостриться невротические черты, а при выраженной неуравновешенности - возникать болезненные состояния. Наблюдения показали, что у разных людей под влиянием длительных занятий на компьютере происходят неодинаковые изменения в психическом развитии: у одних уровень интеллекта повышается, у других - снижается.

Вот еще несколько позитивных последствий - формирование деловой мотивации, развитие логического, оперативного мышления, умения прогнозировать. Кроме того, компьютер предоставляет большой набор изобразительных средств: можно создавать не только цвета, но и их оттенки, легко стирая ненужное. А главное, можно экспериментировать до бесконечности. Хочешь - создавай линейный рисунок, а хочешь - комбинируй композицию из цветных фигур или раскрашивай готовый узор.

Сегодня существует множество увлекательных развивающих игровых программ, которые учитывают возраст, индивидуальные возможности и склонности ребенка, способствуют формированию у него абстрактного мышления. Они дают ему возможность менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться разными уровнями сложности материала и другими видами компьютерной помощи.

В принципе, как утверждают педагоги-программисты, компьютерные обучающие системы обеспечивают контроль и управление учебным процессом, строя динамическую модель конкретного ученика с учетом особенностей его мышления, памяти, восприятия и понимания текста. Одновременно компьютер вырабатывает у юных пользователей такие качества, как аккуратность, точность, рациональность, организованность.

Тем не менее при длительном пользовании компьютером эти положительные качества могут перерасти в отрицательные: точность и аккуратность в педантизм, негибкость, зависимость мыслительных процессов от умной машины. В каждом конкретном случае надо рассматривать, как соотносятся возможности той или иной программы с развитием конкретного ребенка, памятуя, что компьютер, предоставляя разнообразный материал для творчества, сам творить не может, как не может и научить творить ребенка.

Творчество - дар, присущий только человеку. Его невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. Поэтому у того, кто работает исключительно с компьютером, гибкость интеллекта снижается, усиливается шаблонность мышления.

"Компьютер" : "За" и "Против"

СТРЕЛЯЛКИ, СТРАШИЛКИ И ТАМАГОЧИ

Организуя интеллектуальный досуг семьи, родители должны серьезно подходить к выбору детских компьютерных программ, чтобы в информационное пространство не проникли 'культиваторы' агрессивного поведения ребенка. Речь идет о распространенных сегодня компьютерных играх 'активного действия', всякого рода 'бегалках' и 'стрелялках'. Они таят тройную опасность.

Во-первых, вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, столь необходимых для серьезных интеллектуальных занятий. Уже имеется печальный опыт: после пары лет активных занятий такими играми дети не могут связать и двух слов, рассказывая даже о любимой игре, ограничиваются возгласами и междометиями типа 'бац', 'ты-ды-ды' и тому подобными. Они охотно и легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро отвечают на тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У ребенка формируется быстрота реакции, но он теряет способность сосредоточиваться, что необходимо для успешного выполнения учебных задач.

Вторая опасность - отчуждение ребенка от живой природы, от сверстников и родителей, которых якобы может заменить мощный, оборудованный современными мультимедиа компьютер. Так ли это? Действительно ли компьютер может заменить общение с другими людьми и живыми существами? Во всем мире сейчас среди детей распространена игра в электронного зверька 'тамагочи': дети должны ему помочь вылупиться из яйца, потом кормить, убирать за ним.

Если о нем забудут или допустят ошибку в уходе - существо 'умирает'. Казалось бы, какая разница: живой или компьютерный зверек? И тот и другой могут привить ребенку любовь к 'братьям меньшим', научить заботиться о них и вообще о своих ближних. Это особенно актуально для городских семей, в которых часто растет один ребенок и общение с живой природой ограничено.

Однако обратите внимание на такой факт: если 'тамагочи' погибнет от неправильных действий или коварной воли играющего, никто не назовет его убийцей. Жизнь таким образом становится игрушкой в руках маленького господина.

В реальности же такое невозможно, ибо есть законы, существуют наказания. От человека требуется ответственное отношение к любому живому существу, обладающему правом на жизнь, и особенно к самоценности человеческой личности. Отсюда третья, может быть, самая главная опасность бездушных развлекательных игр, допускающих жестокость со стороны игрока. Моделируя действия ребенка по отражению ударов, компьютер формирует у него агрессивность мышления.

СТРАХ ПОРОЖДАЕТ ЖЕСТОКОСТЬ

Высказываясь против компьютерных игр, психологии, врачи, педагоги не против игры как таковой - в игре ребенок познает мир, развивается. Они выступают против тех игр, которые отрицательно воздействуют на здоровье, интеллект и психику ребенка. Нетрудно представить, что творится в его незащищенном сознании, когда он борется с чудовищами, привидениями и другими монстрами. Некоторые герои компьютерных игр так страшны, что на упаковке написано: 'Только для детей старше 5 лет'. Как в таких случаях защитить ребенка от неврозов, навязчивых страхов, лунатизма и прочих психических нарушений?

"Компьютер" : "За" и "Против"

Страх, как известно, делает ребенка или забитым или жестоким, а бывает - и тем и другим одновременно. Один 5-летний малыш, например, чтобы избавиться от страха быть съеденным динозавром, сам создал себе динозавра и воспитал его так, чтобы с его помощью уничтожать других тварей.

Однако страх перед ними не исчез. Его воображение все еще наполнено различными ситуациями борьбы и защиты. Как побороть страх? Можно укрыться под одеялом. А можно и самому стать страшным.

СТАНЬТЕ ХОЗЯИНОМ ИСКУССТВЕННОГО РАЗУМА

Сам по себе компьютер не плох и не хорош, и каким он в результате станет, зависит от пользователя, от его разумного отношения к машине. Невежество и беспечность взрослых опасны не только для телесного и психического здоровья ребенка, но и для них самих. Именно они в первую очередь сталкиваются с результатами своих промахов в воспитании детей; после страдает уже и общество в целом.

Взвешивая все 'за' и 'против' при покупке компьютера, важно учесть, какой компьютер вы приобретаете, сколько времени будет проводить за ним ребенок и как эти занятия впишутся в его общий режим. Необходимо учитывать содержание программ, качество их подачи и многие другие факторы. Но об этом - в следующий раз.

 

Галина Лукьянец

Кандидат биологических наук

Людмила Леонова

Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАО

Как отпустить обиду? Как отпустить обиду?
Обида - это форма гнева, направленная на того, кто неким образом причинил нам какую-то боль
Признаки счастливой женщины Признаки счастливой женщины
Счастье - это то, к чему стремится каждый, независимо от того, в каком теле - женском или мужском - он находится
Куда поехать отдыхать за границу после девальвации рубля? Куда поехать отдыхать за границу после девальвации рубля?
Падение рубля привело к тому, что российские граждане начали отказываться от поездок за границу
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: "Компьютер" : "За" и "Против"
Влияние компьютера на здоровье ...
medsoft . Ребенок и компьютер - за и против. Современные дети очень много общаются с телевидением ...
Компьютер в жизни школьника. За и ...
Вид материала: доклад по теме 'Компьютер в жизни школьника. За и против '. Раздел: Медицина ...
Дети и компьютер: за и против.
Споры относительно соотношения пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных ...
Сочинение 0284. (B). Компьютер: за и против
В моем сочинении я говорю о роли компьютеров в нашей жизни, их пользе и вреде.
Презентация "Компьютер и ребенок ...
Республика Марий Эл ... На: Презентация "Компьютер и ребенок: все за и против "




Это интересно
О Луцилий! Чему ты дивишься, что путешествия тебе не помогли. Ведь ты повсюду за собой возил себя самого.
Сенека, римский философ
Поиск по словарю
Новости
Словарь психолога
Иконическая память
Сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая имеет большую емкость; быстро угасает во времени (около 0,25 с.); работает с сенсорным...
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь