Психология на RIN.ru: Эзотерический психосинтез - новое направление психологии - Психосинтез
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Эзотерический психосинтез - новое направление психологии

это может вам помочь Женская и мужская психология: что нужно мужчине для счастья Наверное, у каждой пары настает период, когда она, оглядываясь на прошлое, просто не понимает, куда делось все то счастье, что их окружало и вдруг куда-то исчезло

Говоря о современной психологии, многие исследователи отмечают, что в ней до сих пор слабо использован опыт религиозно-мистических учений и эзотерических доктрин. Конечно, существует немалое количество работ, посвященных проблемам религиозных переживаний и мистических состояний, однако в целом сфере сакрального сегодняшняя наука о человеке не уделяет должного внимания. В тех случаях, когда психологи наших дней обращаются к этой таинственной области, они чаще всего подходят к ней как позитивисты, если и не скептики, то специалисты-теоретики, реально, на практике не испытавшие "вкуса" запредельной реальности. психологии - эзотерический психосинтез.

С другой стороны, люди, глубоко продвинутые в постижении эзотерической премудрости недостаточно хорошо ориентируются в подходах, направлениях и методах обычной психологической науки и потому затрудняются объяснять способы решения разнообразных личностных проблем на понятном "посюстороннем" языке. В результате - два направления человеческой мысли, отражающие две стороны природы личности - профаническую, обыденную и сакральную, таинственную оказались разделёнными друг от друга почти непроходимой стеной. Подобное состояние вещей серьезно обедняет всю область человекознания и никак не помогает в решении многочисленных психологических и духовных проблем, стоящих как перед современным человеком, все более становящимся невротической личностью. встает серьезная задача сближения обеих сторон и направлений науки о человеке, чья внутренняя природа одновременно двойственна и едина. Западная психологическая наука до сих пор развивается под знаком позитивизма (пусть несколько смягченного и осовремененного) и потому никак не может взять барьер сакральной сферы.

Единственное исключение - трансперсональное направление психологии, действительно всерьез интересуется областью эзотеризма, однако его адепты в основном не разделяют позицию какого-либо учения и доктрины и, как правило, могут быть отнесены к категории вольных стрелков в науке, способных проникнуть лишь в поверхностный слой знания. Подобное положение вещей побуждают поставить проблему поиска путей сближения обычного и сакрального знания, интеграции психологии и эзотерических наук. Попытка решения этой задачи закономерным образом приводит к разработке нового направления.

Истоки направления "эзотерический психосинтез"

Как и всякое новое направление "эзотерический психосинтез" родилось из переосмысления прежних методов и подходов и потому опирается на несколько традиций познания человеческой природы. К ним прежде всего относятся такие направления как

  1. психологические доктрины традиционных религий;
  2. эзотерические учения Востока и Запада;
  3. сакральная русская духовная традиция ( славянская воинская система воспитания, евразийская мифология, древняя арийская антропология);
  4. западная трансперсональная психология.

В своем видении существа человеческих психологических проблем "эзотерический психосинтез" исходит из эволюционистской парадигмы, согласно которой человечество как вид постоянно находится в потоке предначертанных самой Природой провиденциальных изменений. Цель этих изменений - совершенствование внутренней природы человека, расширение его сознания, пробуждение скрытых ресурсов психики, овладение беспредельным потенциалом духа. Соединяя в себе сокровенные знания о человеке, сосредоточенные в различных духовных системах и традициях направление "эзотерический психосинтез" видит свою задачу в том, чтобы интегрировать множественные элементы человеческой природы в новое духовное существо, отвечающее требованиям сегодняшнего момента планетарной эволюции. Он связан с решением проблемы духовного выбора, встающего перед каждым ищущим истину - стремиться к совершенству или к удовольствиям, иметь или быть, pазвивать в себе космическое сознание или довольствоваться земным.

Сложность переживаемой каждым человеком связана с двумя основными процессами, имеющими прямое отношение к проблеме духовного выбора. Первый процесс имеет отношение к ложному усложнению человеческой психологии, выражающемуся в росте внутриличностных конфликтов, неврозов, отрицательных эмоциональных состояний и ведущему к дальнейшей дезинтеграции душевно - психических элементов внутренней природы Homo Sapiens. Второй процесс внешне противоположен первому, однако по сути вытекает из него и направлен в сторону духовного, душевного и психологического упрощения человека, превращения его личности в функциональную систему, производную от воздействий современной механической цивилизации. Так распад целостности внутреннего мира человека, расщепление его некогда единого сознания и гармоничной личности на множество элементов и субличностей, враждебно настроенных друг против друга, проявляется вовне утверждением идеалов массовой психологии и массовой культуры, общим сдвигом интересов человека от сакрально-религиозной сферы к сфере профаническо-потребительской. Можно зафиксировать все возрастающее устремление масс к стереотипным идеалам, формам поведения и установкам, что делает человечество все более подверженным социальному манипулированию. В результате формируется усредненный психотип невротика-обывателя, неспособного отвечать на вызов времени и успешно решать многочисленные проблемы, порождённые глобальным кризисом. Направление эзотерического психосинтеза видит свою цель, во-первых, в том, чтобы противостоять этим мировым тенденциям, ведущим к духовно-психологическому измельчанию человека, а во-вторых, в том, чтобы открывать пути к истинной гармонии и совершенству, отвечающим требованию данного этапа планетарной эволюции .

Многослойная природа сознания

В своих теоретических представлениях эзотерический психосинтез исходит из распространенного во многих религиях и учениях деления человеческой природы на тело, душу и дух, однако переосмысливает его особым образом. Все элементы данной триады пронизаны единой основой - сознанием, которое в каждом из этих элементов проявляется различными свойствами и таким образом рождает слои с разной степенью разумности. Первый слой, который можно назвать профаническим сознанием, отвечает за телесные потребности, чьим основным принципом является принцип удовольствия. Это гедонизм в своем чистом виде, в той или иной степени присущий каждому человеческому существу. Второй слой сознания, отражающий душевное начало в человеке, может быть назван беспокойно-деятельным сознанием, призванным удовлетворить потребности личностного самоутверждения и отвечающий принципу реальности (если прибегнуть к понятиям фрейдизма). И наконец, третий слой или уровень сознания, заслуживающий названия сакрально-духовного сознания, выражает дремлющую в каждой душе потребность слияния с Богом, с Целым, с Универсумом и потому отвечает принципу Высшей Жертвы, Богопознания и Богореализации. На присутствие в глубинах человеческого духа этой фундаментальной потребности слияния с Целым указывает не только опыт мировых религий, но и свидетельства многочисленных научных изысканий.

Если провести параллель с некоторыми представлениями древнеиндийской философии, в частности с учением о трех гунах (качествах) материи, то гедонически ориентированное профаническое сознание соответствует гуне тамас (покой, инерция, тьма), беспокойно-деятельное сознание примерно соотносимо с гуной раджас (активная воля, страсть, устремлённость) и сакрально- духовное сознание сопоставимо с гуной саттва (равновесие, мудрость, свет, начало, выявляющее истину). Чем выше слой сознания, тем меньше перегородок и ограничений между сознаниями отдельных людей - на высших этажах сознания объединяются в состояние почти полной тождественности. Чем ниже слой сознания, в котором привык пребывать человек, тем острее ощущение отдельности и противопоставленности личностного "я" другим людям .

Каждый из трех выделенных слоев сознания существует не в вакууме, а в определенной материальной среде тонкого характера, имеющей согласно представлениям новейшей физики волновую природу. Можно говорить также об особой геометрии пространств внутреннего субъективного мира человека, вложенных друг в друга, взаимопроницаемых и в то же время неслиянных. Строго говоря, деление сознания на три слоя достаточно условно, поскольку число этих слоев, заключенных во внутреннем психологическом пространстве подобно кольцам внутри ствола дерева, потенциально очень велико. Вместе с тем, духовные традиции выделяют несколько основных уровней сознания. Так, антропология и метафизика мировых религий и эзотерических учений при всем разнообразии подходов и методов обычно говорят о четырнадцати уровнях сознания человека (семь высших "небесных "состояний и семь низших или подземных миров, "кругов ада"). Каждый человек, даже самый ничтожный, несмотря на свое плоскостное духовное развитие, хранит внутри себя эти бесконечные миры, далеко не все из которых доступны для легкого проникновения. Не каждому будет позволено совершить подобный шаг. Как манят они мерцанием своих тайн! Сколь мощно они зовут к духовному странствию по открывающимся глубинам! В определенном смысле человеческую жизнь, взятую в её внутреннем измерении, можно уподобить путешествию по этим слоям, имеющему либо восходящее, либо нисходящее направление. Человеческая личность представляет собой лишь часть ( причем достаточно небольшую ) в сравнении с этим огромным пространством всеобщего сознания. При всей своей зыбкой трудноуловимой природе, позволяющей буддизму считать индивидуальную душу иллюзорным потоком психических состояний, отдельная человеческая личность занимает в многослойном поле сознания вполне определенное место. Иначе говоря , каждое человеческое "я" живет во вполне конкретном слое. Каждая судьба есть колебания индивидуального сознания в волнах всеобщего сознания, причем по характеру этих колебаний можно вычертить индивидуальный профиль личности, обладающий той или иной формой, конфигурации.

В то же время в каждый момент своей жизни человек находится в том или ином слое сознания , занимая своим "я" достаточно фиксированное место во внутреннем пространстве .

Говоря о структуре личности человека, необходимо развести понятия личности и сознания. Личность и сознание соотносятся друг с другом примерно также , как в индийской философии соотносятся понятия проявленного и непроявленного. Личность плавает в беспредельном океане сознания подобно плавучему острову, то поднимаясь к солнцу, то погружаясь в тёмные глубины индивидуального и коллективного бессознательного. Освещенные солнцем слои этого океана могут быть уподоблены наиболее светлым, духовным и разумным слоям сознания, а затемненные глубины соответствуют бессознательным структурам Личность может несколько расширяться, вбирая в себя новые элементы внешнего мира и впитывая невостребованное содержание бессознательной сферы. Жизнь личности в континууме сознания представляет собой непрерывное движение, колебания, пульсацию. Можно выделить несколько типов движения - это и душевные движения по типу подъёмов-спусков (что соответствует различным духовным взлетам и наоборот падениям), и перемещения во внутреннем пространстве по так сказать горизонтальной плоскости, и, наконец, колебательные движения, соответствующие началу сохранения, удерживания, консервации. Все эти виды движений могут быть объединены в один главный вид движения, который можно определить как вращение. Психологически вращение - это спираль искания, напряжения и самое главное - решение проблем.

На пути достижения цели у каждого человека встают препятствия внешнего или внутреннего характера. Размер этих препятствий, а также сила устремленности к преодолению всего мешающего достижению - наверное, самое точное мерило масштаба личности, а также свидетельство мощи и даже направленности вихревого потока человека. Выражаясь фигурально, "тело" человеческой личности построено из элементов пройденных препятствий, достигнутых целей и решенных проблем .

Метафизическая природа личностных проблем

Постижение многослойной и многоуровневой природы человеческого сознания позволяет лучше понять внутреннюю логику жизненного пути человека , который можно определить как непрерывный процесс решения проблем. Проблема, рассмотренная на экзистенциально- психологическом уровне есть интенсивно переживаемое противоречие внутреннего или внешнего плана. "Решаю проблемы, следовательно существую "- так можно было бы исходя из представлений эзотерического синтеза перефразировать известный тезис Декарта. Необходимо определить и метафизическую природу проблемы. Без проблем была бы невозможной эволюция человека. Если бы не было проблем их следовало бы выдумать. Основное противоречие, с которым сталкивается человек от древнейших времен и до современности, заключается в несовпадении желаний и возможностей. Метафизические корни личностных проблем следует искать в самой глубинной природе мироздания, а точнее говоря во взаимоотношениях проявленного и непроявленного плана бытия, тем более что сам человек есть существо, рожденное на стыке этих двух реальностей. Именно наличие трудноразрешимых проблем порождает феномен страдания, которое можно рассматривать как разновидность субстанции или тонкой энергии, соприкосновение с которой вызывает отрицательно окрашенные переживания. Всякая проблема представляет собой по сути порождение трех планов бытия - умственного (ментального), эмоционального (астрального) и физического (материального), препятствующее свободному обмену энергии человека с энергией среды, природы и других людей. Проблема нередко несет травматический характер, потому можно сравнить её с болезненным блоком, узлом или тромбом, возникшим в тканях душевного организма .

В каждом конкретном случае можно говорить о преобладании элементов того или иного плана бытия внутри каждой проблемы - или это навязчивая, преследующая человека мысль, или тяжелая застойная эмоция, неважно агрессивного или депрессивного толка, или, наконец, мышечные зажимы и болевые ощущения в теле, представляющие собой внешнюю зону проблемы, её заземление и проявление. В точности также, как в древнекитайской медицине болезни внутренних органов определялись по состоянию каналов, меридианов и аккупунктурных точек, выходящих на поверхность тела, глубинные психологические проблемы человека согласно концепции эзотерического психосинтеза могут быть обнаружены благодаря исследованию состояния мышечных зажимов. Интенсивные переживания, тяжелые эмоциональные состояния, стрессы имеют четкую корреляцию со степенью зажатости тех или иных мышечных групп и участков, которые новое направление психологии предпочитает называть проблемными зонами. Определение проблемных зон может осуществляться как психологом- специалистом, так и самим человеком. Избавление от личностных проблем должно считаться полным и окончательным лишь в том случае, если соответствующие группы мышц не напряжены и проблемные зоны отсутствуют. Избавиться от той или иной проблемы - значит преодолеть все три её уровня, а именно: 1) изменения ментальной составляющей проблемы (прояснение причин её появления, рождение новых идей, противоположных тем, что привели к осложнению, осознание возникших трудностей как проблем и т.д.) 2) освобождение от негативных эмоций, связанных с переживанием проблемы, 3) растворение мышечных зажимов и болевых ощущений в проблемных телесных зонах с целью выхода блокированной энергии.

Направление эзотерического психосинтеза отделяет частные жизненные проблемы от фундаментальных, онтологических проблем, отражающих всю метафизическую драму человеческого воплощения на земле в этом лучшем из миров. Частная проблема внешнего или внутреннего характера есть психологическое противоречие, блокирующее свободное перетекание энергий и переживаний. Оно порождается мелкими и отдельными препятствиями, которые мешают удовлетворению отдельных и конкретных стремлений. Фундаментальная проблема представляет собой глубинное онтологическое противоречие между желанием получать постоянное удовлетворение от непостоянных объектов, вещей или целей. Иначе говоря это противоречие порождено исканием счастья и удовлетворенности на иллюзорных путях, то есть там где оно никогда не может быть найдено (о модели подобных тупиковых поисков хорошо говорит суфийская притча про ключ, который ищется там, где он заведомо не может быть найден).

Наличие частных и фундаментальных проблем порождает феномен страдания, которое можно рассматривать как субстанцию или разновидность тонкой, отрицательно окрашенной энергии. Правильное избавление от проблем всегда связано с растворением или уменьшением страдания , то есть отрицательно окрашенной энергии. При этом важно осознавать, что полностью может быть растворима лишь энергия, порожденная частной проблемой. Страдательная энергия, связанная с фундаментальной проблемой, до конца не уничтожима. Именно потому можно говорить лишь о превращении её в управляемую энергию, способную служить топливом для духовного восхождения человека. Поскольку очищенная субстанция страдания как раз и может выступать в виде эффективного топлива, помогающего духовному восхождению, одной из задач творческой личности, согласно представлениям, развиваемым в эзотерическом психосинтезе, является обучение человека правильному использованию этой энергии - в определенных случаях необходимо полностью от нее избавиться, в других обстоятельствах требуется сохранить её, при этом просто поменяв знак переживания .

Человек есть живое, постоянно преодолеваемое и возобновляемое противоречие. Внутренняя жизнь человека представляет собой сумму духовно-психических актов, направленных на разрешение противоречий(проблем). Далеко не все жизненные трудности бытового характера становятся личностными проблемами . Лишь при повышенной объективной сложности достижения цели или при излишней склонности к фиксации на неприятных переживаниях бытовое препятствие становится личностной проблемой. При этом степень серьезности проблемы во многом зависит от особенностей протекания энергетических процессов .Эзотерический психосинтез предлагает рассматривать такие психологические процессы как решение проблем, достижение целей ,удовлетворение потребностей не только со смысловой , но и с энергетической точки зрения . Энергия, соединяющая субъект и объект, личность и предмет желаний, должна изучаться как в аспекте своих материальных характеристик (взгляд обычной, объективистской науки), так и под углом зрения внутрипсихических переживаний (тогда она становится предметом интереса духовной , "субъективной "науки ). Необходимо, чтобы при исследованиях природы человека учитывался принцип эзотерических учений, который заключается в подобии двух реальностей - объективного и субъективного мира. Подобно тому как физическая электрическая энергия имеет двухзарядную природу (положительные и отрицательные ионы), так и психическая энергия, рассматриваемая во внутрипсихическом аспекте имеет для каждого человека два знака - положительный и отрицательный. Достижение желанной, нелегко дающейся цели высвобождает из объекта определенное количество тонкой энергии, поглощаемой тонкими структурами человека. Процесс целеполагания и целедостижения как бы вульгарно это не звучало можно уподобить питанию, где в качестве пищи служит энергия. Здесь уместно вспомнить психологическую доктрину системы санхья, в которой процесс восприятия сравнивался с поеданием травы ("внешний мир - пастбище чувств), или положение европейского оккультизма, где утверждается, что "человек питается тремя видами пищи - обычной пищей, воздухом и впечатлениями .

В тех случаях, когда достижение цели и соответственно поглощения энергии значимого объекта сопровождается эмоциями удовлетворенности можно говорить о положительном знаке (окраске) психической энергии. Невозможность достижения цели переживается как препятствие, противоречие, проблема, сковывает энергию субъекта и парализует предполагаемое извлечение энергии из объекта. В тех случаях, когда вследствие неудачи при достижении цели имеет место состояние субъективной недостаточности, неудовлетворенности и неполноты можно говорить об отрицательном знаке (окраске) психической энергии.

Характер переживаемых человеком проблем в значительной степени зависит от основной направленности человека, иными словами от вектора его воли. Человек может иметь самую благоприятную внешнюю ситуацию и самое безмятежное и беспроблемное душевное состояние, однако при разрушительном направлении своей деятельности или при нисходящем векторе своей воли количество проблем будет стремительно увеличиваться. И напротив, нет такой тяжелой проблемы из которой невозможно было бы выбраться при осознании своих ошибок и перемене направления воли, если оно было признано ошибочным. Именно вектор воли, представляющий собой не только направление, но силу воли в конечном счете определяет в каком слое сознания человек чаще всего находится, а следовательно и насколько он отягощен различными личностными проблемами - ведь чем ниже слой, тем больше проблем. Буддизм видел цель человеческой жизни в освобождении от желаний, которые являются ничем иным как личностными проблемами. Идеал южного буддизма - хинаяны - Архат полностью победил все желания, избавившись таким образом не только от всех частных личностных проблем, но и раз навсегда победил фундаментальную проблему, искоренив в себе желание воплощаться. Состояние Нирваны - это такое состояние, где нет проблем в земном понимании.

Одной из важнейших задач эзотерического психосинтеза является определение проблемных зон в теле, проникновение в глубинные слои проблемы, связанные с эмоциональным и ментальным уровнем , а также обнаружение наиболее эффективных путей избавления от проблем. Подобные цели и задачи могут быть реализованы как самим человеком с помощью правильно проведенного самоисследования, так и специалистом в области эзотерического психосинтеза. Для успешного осуществления этой цели необходимо, чтобы сознание, воздействующее на проблему, было разотождествлено с ней и могло смотреть на нее со стороны, что возможно лишь тогда, когда оно в необходимый момент было способным подниматься в более высокий слой. Не столь важно идет ли речь о самоисследовании или о помощи со стороны специалиста. Человек, чье сознание находится на профаническом уровне не сможет определить свою проблемную зону и докопаться до сути проблемы, до тех пор пока в процессе своей познающей рефлексии не поднимется на уровень беспокойно-деятельного сознания. Беспокойство по поводу своих страданий и проблем есть начало их осознания, вслед за которым может наступить и момент необходимого действия . В точности также для преодоления проблем, отражающих беспокойно-деятельный слой сознания требуется подняться в сакрально-духовный слой и взглянуть на них с его высоты. Перефразируя принципы системы индийской философии санхья, можно сказать что гуна тамас подавляется гуной раджас, а гуна раджас успокаивается благодаря силе гуны саттва.

Каждый человек в силу своего духовно-психологического уровня развития обречен на то чтобы сталкиваться с проблемами определенного типа, присущие какому-либо одному слою сознания. В результате этого человек живет преимущественно на одном психологическом этаже, а два других остаются свободными, незаполненными его личным присутствием. Подобное сознание является дисгармоничным, разорванным и потому совершенно справедливо заслуживает названия несчастного. Между тем истинно гармоничное сознание живет сразу на всех трех этажах психологического дома, что возможно лишь после достижения высшего сакрального уровня (слоя) сознания. Признаком истинной гармонии и действительно высокого уровня духовных достижений можно считать лишь такой уровень, при котором сознание одновременно присутствует во всех слоях, а не просто уход в Нирвану с полным отключением от обычного мира. Не Архат, разорвавший с внешней жизнью все связи, но Бодхисаттва, спускающийся с небесных высот (хотя и сохраняющий часть своего сознания на небе), чтобы помочь миру и потому уделяющий миру значительное внимание - вот идеал эзотерического психосинтеза. Новое направление психологии ставит перед собой грандиозную задачу - помогать формированию такого совершенного человека, сознание которого занимает все три внутренних этажа .

Множество субличностей, населяющих трехэтажную структуру человеческого сознания, различным образом ведут себя на каждом из этажей. Приводя этих разнообразных внутренних человечков к общему знаменателю, можно поставить вопрос о трёх основных проблемных субличностях, каждая из которых занимает отдельный этаж и вмещает в себя все более мелкие проблемы данного уровня. С этой точки зрения в каждом человеке есть три главных существа

1) обыватель-гедонист, чьей стержневой проблемой можно считать невозможность бесконтрольно удовлетворять все свои желания и стремления, связанные с получением удовольствия,

2) беспокойный деятель, видящий наибольшую сложность в постоянной угрозе своей выгоде (как бы широко она не понижалась),

3) посвященный мудрец, преодолевший большинство проблем земного плана и осознающий как свою собственную проблему страдания других людей, а также трудности пребывания в этом грубом мире.

Разумеется нет необходимости доказывать, насколько по-разному представлены в сознании каждого конкретного человека данные проблемные субличности и сколь мал удельный вес мудреца по сранению с обывателем и беспокойным деятелем у обычного человека.

Таким образом можно говорить о персонифициронной природе каждого слоя сознания. Внутри человека скрыты по сути дела еще три миниатюрных человека и все личностное своеобразие определяется конкретной комбинацией этой триады внутренних персональностей. Проблемы возникают не только при наличии конфликтов и противоречий в пространстве того или иного слоя, но и в случае дисгармоничных отношений между тремя обозначенными выше человечками. Действительно, что может быть труднее, чем примирить ленивого обывателя, пассивно ждущего необременительных удовольствий и энергичного волевого деятеля, готового ради удовлетворения своих беспокойных амбиций на любое сверхусилие. Не менее трудно представить себе согласие и полное примирение властолюбивого дельца и уравновешенного мудреца, достигшего посвящения. Насколько это сложно представить в жизни, настолько же редко подобное согласие осуществимо в душе. Тем не менее, большинство людей находят способ сохранить в самих себе хотя бы иллюзию гармонии и целостности с помощью особого внутрипсихологического механизма, который можно назвать смягчающим боль самоослеплением.Человек, не желая испытывать боль в связи с осознанием собственных почти не совместимых и взаимоисключающих противоречий, впадает в состояние духовно-психологической слепоты и заставляет себя не видеть что он только что говорил, действовал и принимал решения под импульсом другого внутреннего "человечка". Рассматривая данное свойство человека с позиции эзотерического психосинтеза, необходимо разграничить такие понятия как проблемные субличности , представляющие собой своеобразные психологические константы и "ситуативное я", изменчивое по своей природе душевное образование, склонное к отождествлению с любой внешней ситуацией и внутренним настроением. "Ситуативное я", являясь по сути неким пластическим "квантом" самоощущения, рождённым под влиянием таких сил человека, как внимание, настроение, воля и представление о себе, обладает свойством перемещаться по слоям сознания и отождествляться с тем состоянием и участком психосферы, в которое оно в данный момент попало.

Направление эзотерического психосинтеза видит в качестве одной из своих задач построение такой системы практической психологии, которое помогало бы человеку уменьшить боль от душевных проблем с помощью перестройки отношений между проблемными субличностями. Такая перестройка может быть полной или частичной, предполагающей кардинальную трансформацию всех трех перечисленных психологических образований (вплоть до сплава их в одну целостную новую субличность - субличность эзотерического ученика, стремящегося к совершенству) или частичную гармонизацию взаимоотношений между ними (разрешение внутреннего конфликта, избавление от душевной травмы, эмоциональное успокоение). Главный смысл подобной перестройки состоит в объединении энергий и согласовании разнонаправленных воль у проблемных субличностей. Иначе говоря, гармоничным и целостным человеком можно считать лишь того, кто интегрировал в себе и способность гедонистически ориентрованного обывателя наслаждаться жизнью, и умение деятеля направл яя свою беспокойную волю на достижение конкретных земных целей, привнося в действие нравственный смысл и мастерство, и духовность мудреца, стремящегося к Абсолютному совершенству и знающего цену относительным житейским вещам. Такой синтез есть важнейшее требование времени, ибо невозможно быть счастливым и гармоничным, оставаясь при этом одним лишь обывателем, или человеком беспокойного действия, или даже, как это не покажется парадоксальным, аскетичным и беспомощным в современном мире мудрецом. Истинный мудрец - это человек, умеющий наслаждаться радостями жизни, не нарушая нравственных законов, и способный спокойно и успешно действовать не только в сфере духа, но и в сфере материи, цивилизации, конкуренции. Это личность, одинаково хорошо владеющая искусством жить и в мире чистого удовольствия и в мире деловой выгоды, но ясно осознающая относительность обоих данных "искусств" и признающая в качестве абсолютного лишь процесс духовного совершенствования.

Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Ссылки по теме Эзотерический психосинтез - новое направление психологии:
  • Краткое введение в психосинтез
  • Цель психосинтеза
  • Психосинтез
  • Терстоун Луис




  • Это интересно
    Когда многие возьмутся за дело, не бывать добру.
    Биант, древнегреческий мудрец
    Поиск по словарю
    Новости
    Психологические портреты
    Словарь психолога
    Экспрессивная речь
    Процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая затем...
    CopyrightRIN © 2009 -
    * Обратная связь