Психология на RIN.ru: Недолюбленный ребенок - Семья и дети
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Детям о детях Взрослым о детях
Мир близнецов Детская патопсихология
Половое воспитание Родители и взрослые дети
Подростковая психология

Недолюбленный ребенок

это может вам помочь Женская и мужская психология: что нужно мужчине для счастья Наверное, у каждой пары настает период, когда она, оглядываясь на прошлое, просто не понимает, куда делось все то счастье, что их окружало и вдруг куда-то исчезло

Очень много в судьбе и жизни человека зависит от того, какими были  его ранние отношения с собственной матерью (первые 3 года). Психоанализ придает этому черезвычайно важное внимание. Д. Винникот (знаменитый английский психоаналитик, педиатр) пишет о 'достаточно хорошей матери', французские психоаналитики о матери - соблазнительнице: мать соблазняет ребенка на жизнь своей любовью. Лишь напитавшись ее любовью, ребенок может отпустить мать и обратить свою любовь  и свои желания к другим людям. Как  это происходит, и что происходит при этом с ребенком, а потом уже взрослым человеком, если его ранние отношения с мамой были неудачными и ее любви было явно мало? Как психоанализ здесь может помочь? Об этом пойдет речь дальше.



Раненый нарциссизм.

Младенец абсолютно беспомощен и зависим от матери. Он не отделяет себя от матери  поначалу. Нет еще того, кто может отделять, то есть воспринимать (субъекта), как нет еще и отдельной мамы (объекта),  а есть лишь приятные ощущения, когда его потребности удовлетворяются и неприятные ощущения, когда он чувствует болезненное напряжение неудовлетворенной потребности (голод, холод). Лишь постепенно, накапливаясь и запечатливаясь в памяти ребенка, приятные ощущения удовлетворенности связываются с присутствием матери: ее голосом, запахом, теплом ее тела  и с ее образом (ребенок начинает улыбаться, увидев маму). Но это связывание ощущений с образом матери может происходить  только во время ее отсутствия -  тогда, когда ребенок вновь испытает болезненное телесное возбуждение, требующее разрядки. Напряжение, испытываемое ребенком, оживляет в его психике память  предыдущих удовлетворений (образ матери), он галлюцинирует ее себе и это помогает ему выдержать неудовлетворенность ожидания. Так появляется постепенно ребенок, который хочет маму (субъект), представляет ее себе  и реальная мама, которой с ним рядом нет (объект). Появляется внутренний мир и внешний, внутреннее представление о маме  и реальная мама. Конечно, лет до 3  этот внутренний образ матери -  еще не целостный образ отдельного от ребенка человека со своими  независимыми от ребенка желаниями, своим внутренним миром. Пока отношение ребенка к маме функционально, как с вещью (вначале - это только ее грудь, а он - это рот), которая появляется по его желанию, чтобы его удовлетворить. Он 'ее господин', он ею обладает и она его собственность. Этот период состояния всемогущества ребенка в психоанализе называют первичным нациссизмом. 

Он создает необходимый фундамент для дальнейшего развития и отделения от матери, дает ему надежное ощущение ценности своего бытия, своей самости, поскольку  его ядро - это идентификация (присвоение ребенком качеств любящей его матери) ребенка с  удовлетворяющей его матерью. Лишь постепенно он может отказаться от своего всемогущества, признавая  ее право на свои желания  ( здесь важен отец ребенка, к которому мать от него уходит) и, обнаруживая все больше собственных возможностей,  автономии и желаний не связанных с матерью. Но так происходит далеко не всегда.

Есть три варианта поведения матери в этот период, которые приводят к наиболее тяжелым нарушениям  развития ребенка:

 Гиперопекающая мать.

Это тревожная мать, предвосхищающая малейшие желания ребенка. Она все время  'висит' над ним, не позволяя ему  почувствовать желание,  делая его, таким образом, несуществующим. У ребенка не образуется Я, которое может ее желать, поскольку мать не дает возможности 'просвета' для возникновения желания. Кроме того, постоянно теребя и стимулируя ребенка (' А вдруг с ним что- то не так, ему плохо!')  она поддерживает его в перевозбужденном состоянии (могут лет до 2.5   насиловать ребенка грудью, полагая, что так он 'здоровее будет').

 

 Отсутствующая мать.

Это мать 'заброшенного' ребенка. Временные возможности ребенка справляться с беспомощностью и напряжением, галлюцинируя удовлетворение,  ограничены. Если мамы не будет слишком долго, то нарастающее возбуждение,  боль и ярость делает его желание к ней (представление о ней) бесполезным и бессмысленным, оно 'стирается'. 

А соматическое возбуждение, ярость, не связанные с образами и представлениями,  накапливаясь в теле, становятся источниками психосоматических заболеваний.

Автор: Михаил Сверчков психолог, психоаналитик

Тара Смит провела рестайлинг при помощи продукции M&H Plastics
Vegan haircare выпускает линейку средств по уходу за волосами
Кредиты бизнесу
Со временем владельцы очень многих не самых компаний начинают понимать, что их дело в своём развитии часто сталкивается с финансовыми проблемами, которые тормозят развитие
Бытовая техника эволюционирует!
На пороге нового тысячелетия провели опрос на предмет, какое изобретение за последнее тысячелетие относится к наиболее полезному
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Недолюбленный ребенок




Это интересно
Без известной доли риска обойтись невозможно. В реальной ситуации всегда необходим человек, который скажет: "Ну, ладно, пора! Через час начинаем!"
Ли Якокка, знаменитый американский менеджер
Поиск по словарю
Новости
"Если человеку захотелось изменить свой внутренний мир, то он непременно должен изменить." (В.Салтыков)
Словарь психолога
Холистический подход
Целостный подход, отвергающий отвлеченные начала.
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь