Психология на RIN.ru:  Страшные сновидения у детей  - Взрослым о детях
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Психология для родителей Как общаться с ребенком
Обучение Методика Монтессори

Страшные сновидения у детей

это может вам помочь Женская и мужская психология: что нужно мужчине для счастья Наверное, у каждой пары настает период, когда она, оглядываясь на прошлое, просто не понимает, куда делось все то счастье, что их окружало и вдруг куда-то исчезло

Страшные сновидения у детей

Детям иногда снятся страшные сны или в их фантазиях появляются "страшные " элементы. менты. В этих снах происходят жестокие и странные действия: страшные чудовища пытаются поглотить ребенка, бандиты гонятся за ним по темным коридорам и туннелям, ведьмы мучают и пугают его и так далее. Иногда, наоборот, сам ребенок в сновидении совершает странные или агрессивные действия: нападает на других персонажей , отрывает голову или отдельные части тела у противника. В таких сновидениях встречаются небывалые пейзажи, зловещие птицы с страшными глазами, трансформирующиеся предметы и многое другое... Эти сновидения иногда сильно пугают ребенка.



Когда ребенок рассказывает такой сон родителям, или родители сами догадываются, что малышу снятся кошмары, у них возникает естественный вопрос: как лучше всего помочь ребенку справиться с этими переживаниями. В таких ситуациях взрослые часто пугаются или впадают в замешательство, не зная, как поступить. Или, что еще опаснее, начинают "принимать меры" исходя из своего здравого смысла или опираясь на рекомендации массовой популярной "духовной" литературы.



С точки зрения современных психологических представлений можно предположить, что эти "страшные" сновидения отражают действительно важные глубинные процессы в психике маленького человека. Правильное отношение к таким переживаниям может иметь большое значение для развития ребенка, тем более, что детские сновидения иногда имеют продолжение во взрослой жизни. Поэтому психокоррекционная работа с такими сновидениями или реакция родителей на рассказ ребенка о таком опыте оказывают непосредственное влияние на развитие эмоционального опыта.



Например, однажды трехлетней девочке приснился очень странный и пугающий сон: она одна находится в каком-то небольшом закрытом помещении, сверху в этом помещении имеется окно или люк. Внезапно через этот люк на девочку бросается огромный тигр... В этот момент девочка от страха закричала и проснулась. Родители успокоили ребенка, и предложили забыть о сне, так как, по-видимому, опасались, что если говорить об этом сне - ребенок будет пугаться и будут проблемы с засыпанием. "Забудь - и все пройдет!" Сон больше не повторялся, хотя некоторое время девочка боялась засыпать. Этот детский сон она рассказала на приеме психотерапевта будучи уже взрослой женщиной. Ее беспокоил навязчивый страх закрывающихся дверей и трудности при нахождении в закрытых помещениях, особенно в метро.



Исследование этого случая показало (у взрослого пациента) "иррациональное" происхождение страха, так как никаких реальных жизненных ситуаций, которые могли бы вызвать подобную реакцию, не случалось. Возвращение к детскому сну и "проработка" его позволило женщине избавиться от беспокоивших ее навязчивых переживаний.



Во взаимоотношениях родителей и детей важно то, как реагируют взрослые на страшные или иррациональные переживания детей, как они понимают природу этих переживаний и как воспитатели и родители выбирают способы помочь ребенку. Пытаясь объяснить для себя причину "страшного" сновидения ребенка, родители обычно предполагают, что:



A. В жизни ребенка произошли какие-то события, которые его испугали, надо выяснить, что это за события, и помочь ребенку избежать этих ситуаций( например, кто-то на улице его испугал или что-то произошло в семье).



B. Родители полагают, что ребенок запомнил страшный, пугающий эпизод из фильма по телевизору, посмотренный перед сном, или его напугала история из сказки , следовательно, надо исключить телепрограммы и не читать на ночь сказки с "страшными" эпизодами (например, "Красную Шапочку").



C. Ребенок заболел или устал.



D. Родителям иногда кажется, что эти пугающие сюжеты - прямое отражение внутреннего мира ребенка, и если во сне или в фантазиях ребенка много жестоких сцен - их ребенок вырастет жестоким человеком, поэтому они думают, что надо "перевоспитать" героев сновидения и сделать их более добрыми.



Какова же природа сновидений ( в том числе страшных) и некоторых детских фантазий? Этот вопрос с давних времен интересует людей. Понимание природы сновидений и фантазий открывает родителям богатые возможности для установления контакта с детьми дает возможность лучше понимать внутренний мир своих детей и, может быть, свой собственный.



Механизмы сновидений, согласно современным психологическим представлениям, связаны с базовыми механизмами переработки информации.

Страшные сновидения у детей

Когда человек видит СОН - он "подсматривает" работу глубинных механизмов, которые соединяют накопленную за день информацию о внешнем мире, информацию, имеющуюся в памяти, информацию о физиологических процессах в организме и многое другое в единое целое, "переваривая" разнородный материал, часто конфликтующий между собой. собой. Во время сна мозг "перепаковывает" информацию, поступившую из внешнего мира или из внутренних физических и психических инстанций и "раскладывает ее по полочкам".



Интерпретация сновидений всегда вызывает интерес, но, к сожалению, в любой интерпретации присутствует большая доля субъективности... Обычно при интерпретации стараются установить связь между образами сновидений и событиями обыденной жизни.



С точки зрения обычного здравого смысла многое события, которые происходят в сновидениях, кажутся иррациональными, жестокими или пугающими, особенно часто это наблюдается в "страшных" сновидениях. Например, в сновидениях могут встречаться фантастические животные, трансформации вещей и людей, удивительные, невозможные в материальном мире события... Выбор образов для конструирования сновидения осуществляется глубинными механизмами бессознательного по правилам ассоциативных связей, и "правила жизни" в этом мире отличаются от мира бытового.



Хотя точная интерпретация сновидения невозможна, некоторые общие принципы и закономерности построения сюжета сновидений исследованы психологами, например, в рамках психоанализа, аналитической психологии Юнга, гештальт-терапии. На основе гештальт-подхода можно сделать некоторые прогнозы относительно того, какие тенденции внутренней жизни отражаются в увиденном человеком сновидении.



Например, если ребенок видит во сне, как ВОЛК охотится за ЗАЙЦЕМ и пытается его поймать и съесть, это не значит, что он вырастет охотником или будет мучить и ловить животных. С точки зрения гештальт-подхода, каждая тема сновидения и каждый персонаж представляют какую-то важную тенденцию в психической жизни человека. Если некая эмоция или психическая тенденция или телесное состояние или форма активности недостаточно полно проявляются в обыденной жизни, они в сновидении могут предстать как опасные для героя. С этой точки зрения ВОЛК в детском сне может символизировать, например, тему физической силы, агрессивности и активности. В этом случае сновидение может быть интерпретировано, как опасения ребенка относительно собственной агрессивности. Агрессивность относится к числу неодобряемых взрослыми форм поведения, но одновременно с агрессивностью отрицается и любое проявление силы и двигательной активности.



Сновидения могут иметь "бытовое" и "глубинное" происхождение. Некоторые "сценарии" сновидений интерпретируются относительно просто и образы таких сновидений легко находят параллели в эмоциях и конфликтах ежедневной жизни, то есть имеют "бытовое" происхождение. Но часто в "сценарии" сновидения включаются образы и эпизоды, которые отражают информацию о событиях на "глубинных" физиологических уровнях, о телесном опыте. В этом случае человек может увидеть символическое или иррациональное сновидение. Взрослый чаще может увидеть в таком сне что-то похожее на ритуальные действия, ребенок скорее увидит короткие эпизоды или отдельные образы. Сходные по структуре символические сновидения могут отражать и переживания высшего духовного опыта, когда человек решает экзистенциальные задачи своего бытия...



"Страшные" сновидения у детей , по видимому, могут иметь как "бытовое", так и "глубинное" происхождение. Чаще их порождают "события" на НИЖНЕМ - физиологическом, телесном - уровне. Но некоторые из иррациональных, "страшных" сновидений психолог мог бы отнести к ВЕРХНЕМУ, экзистенциальному уровню. В детском возрасте к числу таких экзистенциальных событий относятся проживание и осознавание ребенком изменений, связанных с взрослением, с ростом физическим и психическим. Эти возрастные изменения и кризисы, сопутствующие им ( возрастные кризисы социализации), были описаны, например, Э.Эриксоном.



"Бытовые" источники "страшных" или эмоционально напряженных сновидений ребенка - это эмоционально значимые события, происшедшие окружающем ребенка мире. Это могут быть конфликтные ситуации, или агрессивное поведение кого-то из взрослых, или несправедливое наказание... Эти источники чаще могут оказаться значимыми, если эмоциональные переживания ребенка (радость, страх, злость...) не нашли в течение дня условий для проявления, были "вытеснены". В таких сновидениях эмоции персонажей похожи на "вытесненные" эмоции ребенка, сновидение как бы "компенсирует недостачу" в эмоциональной жизни.



Страшные сновидения у детей

Но чаще иррациональные, непонятные и пугающие сновидения связаны с психическими "событиями" более глубинного уровня. ровня. В сновидении может проявиться начало болезни. Некоторым людям снятся "особенные" сны, по которым они прогнозируют наступление обострения своего заболевания. По некоторым особенностям таких снов можно даже предсказать характер заболевания.



(Один из знакомых автора в детстве часто болел ангинами. Всегда накануне болезни он видел "особенное" сновидение, где он попадал в лесные тропические заросли и колючие кусты цеплялись за его горло).



По наблюдениям, большинство запомнившихся надолго страшных детских сновидений отражают переживания физического плана (телесные изменения, сопровождающими возрастные кризисы, или болезнями). Эти телесные процессы часто проецируются в сновидении в странных и символических образах, драматических фантастических сюжетах. Такие сновидения невозможно истолковать, если искать источники образов в эмоциональной сфере ребенка или в сфере его отношений с близкими людьми.



Возрастные кризисы роста - это особые моменты на этапах физического и психического развития человека. Тело ребенка растет, физиологические и психические механизмы усложняются и постепенно накапливаются изменения. "Состыковка" этих новых возможностей и изменений не всегда происходит гладко. Переход на новый уровень переживается как скачок, кризис, своего рода внутренний стресс. Эти опыт часто проявляется в "страшных" символических или странных снах и фантазиях.



Наиболее ранний стрессовый, травматический телесный опыт ребенка - это телесные переживания во время родов. Этот опыт опознается в сюжетах сновидений, где героя проглатывают или пытаются проглотить разного рода чудища или животные, часто зубастые, или герой пытается вырваться из закрытого помещения, или блуждает по коридорам и туннелям, иногда в этом путешествии его преследуют опасные существа. Просматривая такие сны, ребенок "вылечивает" себя от этих травматических воспоминаний.



К несколько более старшему возрасту (приблизительно первый год жизни) относятся другие эпизоды телесного опыта. Ребенок начинает знакомиться со своим телом, обучается владеть им. Этому опыту в сюжетах снов соответствуют образы пугающих глаз и других страшных элементов человеческого лица, расчленение человеческого тела, отделение головы от туловища... Отдельные группы составляют темы удушения, перемещение в шахте лифта или на эскалаторе, растворение, трансформация, агрессия со стороны "черной руки" или зловещей женской фигуры и так далее. Эти образы могут относиться к событиям телесной (физиологической) жизни ребенка от рождения до третьего (пятого) годов жизни.



Момент, когда в сновидении всплывает для переработки психическая травма или опыт, соединяющий сильное психическое и физическое переживание, может далеко отстоять по времени от того самого события. Сильные иррациональные переживания и страхи часто являются дальним следом травматического телесного опыта, который ребенок пережил в возрасте до года или в момент рождения, а само сновидение может быть "просмотрено" в возрасте трех - пяти лет или позднее. По-видимому, человек "просматривает" сновидение в тот период. когда у него появляются достаточные ресурсы для эффективной помощи себе самому.



Иногда сюжеты бытового и глубинного уровней сцепляются, и это может затруднить естественную спонтанную проработку темы каждого плана. Например, девочку, которая жила в маленьком среднеазиатском городке, мама пугала нищими, говорила, что нищие могут ее украсть. Девочка видела навязчиво повторяющийся сон, в котором она находилась одна в комнате, без родителей, и что-то ужасное могло произойти. Она смотрела на приоткрытую дверь и боялась, что войдет страшный нищий и что-то ужасное произойдет... (Тема пребывания в опасном пустом пространстве относится к числу "воспоминаний о травме родов", нищие попали из бытового плана).

Страшные сновидения у детей

Вследствие "сцепления" планов сновидение навязчиво повторялось до тех пор, пока нищие не выделились в отдельную тему. тему. Тема "закрытое помещение" благополучно переработалась "сама собой", иррациональные опасения, связанные с нищими, сохранились у повзрослевшей женщины до сорокалетнего возраста.



Наиболее близкий аналог сюжетов сновидений, отражающих травматический телесный опыт раннего детства в символических формах - "страшные истории", которые дети рассказывают друг другу. Пугая друг друга этими рассказами, дети помогают себе овладеть своими страхами, учатся управлять своими эмоциями и регулировать их.



Другой близкий аналог - народные волшебные сказки. Эти древние тексты представляют собой результат многотысячелетней культурной обработки иррационального человеческого опыта. "Страшилки" и "страшные" сновидения сходным образом отражают глубинные события, происходящие в человеческой психике. Но "страшилка" - уже коллективно обработанный в культуре (своеобразным способом) материал, а "страшное" сновидение - личный "материал автора". Сказка стоит на гораздо более высоком уровне - это воплощение коллективного опыта, который позволяет человеку гармонично и "правильно", по достаточно строгим законам, связать в целое разрозненные фрагменты (сходные у разных людей) глубинного иррационального опыта. Сказка в символической форме обучает человека справляться со страхами и подсказывает путь переработки в образной форме психотравмирующего материала.



Как же могут родители или воспитатели наилучшим образом помочь ребенку, которому приснился "страшный" или неприятный сон, если ребенок сильно испуган этим сновидением? Потому что именно родители являются лучшими терапевтами для своего ребенка и только в экстренных ситуациях стоит психологу самому проводить психокоррекционную работу по поводу сновидений.



Прежде всего - родители могут эмоционально поддержать ребенка. Родителям иногда бывает трудно спокойно отнестись к иррациональным переживаниям своего малыша, принять, что "бывает и такое", и дать ребенку подтверждение того, что "все в порядке". "Правила жизни" в мире сновидения отличаются от правил мира материального и можно свободно довериться развитию любого странного сюжета. ВО СНЕ МОЖНО ВСЕ.



Психолог может порекомендовать действия, которые, возможно, покажутся родителям экстравагантными и неожиданными. Эти действия базируются на простой идее: если бессознательное ребенка предложило некий символический сюжет - значит, оно готово решить задачу, которая символически выражена этим сюжетом. Поэтому надо ДОВЕРЯТЬ тому, что происходит в сновидении, и поддержать развитие темы сновидения, даже если она непонятная или пугающая. И если ребенок чувствует страх, встретившись с пугающими его символическими образами собственного бессознательного - взрослый может подбодрить его, помочь ребенку со страхом и действовать, идя навстречу испытанию, навстречу опасности.



То есть, если ребенок увидел сновидение, в котором ужасный ТИГР хочет съесть героя, и со страхом проснулся - пускай попробует досмотреть в воображении до конца этот сюжет. Может быть, ТИГР действительно съест героя, а может быть, они иным способом вступят в контакт, так или иначе, дальше все равно последует трансформация и развитие сюжета, преобразование энергии. Такое развитие дает ребенку поддержку в контакте со своим собственным глубинным опытом, учит спокойно относиться к собственным "страшным" фантазиям и переживаниям.



Иногда в популярной литературе можно встретить такую рекомендацию: надо пытаться противодействовать "опасности" в испугавшем ребенка сне с помощью игры или введения дополнительных элементов ("представь себе, что пришли охотники и отпугнули тигра..."). Этот подход срабатывает, если источник сновидения - "бытовой". Если же "страшное" сновидение порождено на глубинном, то есть физиологическом уровне, то действуя таким образом, мы косвенно УСИЛИВАЕМ страх (если нужна такая сильная поддержка, следовательно, ситуация действительно опасная). В то же время сама глубинная тема такой игрой не затрагивается и ПЕРЕРАБОТКЕ травматического опыта она помогает мало.



Если "страшный" сон приснился взрослому человеку - то, например, психолог может предложить: "Стань тем персонажем, которого ты боишься..." Именно так была построена терапевтическая работа со сном про ДЕВОЧКУ и ТИГРА, упоминавшаяся в выше. Когда произошло отождествление с ТИГРОМ, женщина почувствовала, что главная тема этого персонажа - попытка вырваться из сдавливающего пространства, (то есть символическое воспоминание о родах). ТИГР стал РЕАЛЬНО вырываться из "сдавливающего пространства" (из одеяла, которое было использовано, чтобы усилить игру и добавить в нее телесные ощущения). Когда ТИГР вырвался - разрушился навязчивый страх закрытого пространства у женщины...



Страшные сновидения у детей

Самый нормальный, правильный способ переживания сновидения - увидеть его во время ночного сна и забыть. абыть. Это означает, что информация переработалась полностью и эта переработка не оставила сильных эмоциональных следов.



Следующий уровень - когда сон запоминается, и если это "страшное" сновидение, человек взволнованно рассказывает о нем, думает, часто вспоминает, пытается интерпретировать. Часто это означает, что эмоциональный опыт, "закодированный" в сновидения не полностью переработан и требует дополнительного внимания - может быть, в виде обсуждения, рассказа или игры.



Самый эмоционально напряженный уровень - если "страшное" сновидение прервалось из-за того, что человек испугался событий своего собственного сна. Именно в таких случаях ребенок может с криком проснуться, испугавшись своего сновидения. В этом случае важнее всего поддержка и подтверждение того, что "сон - это сон, все нормально", помощь в "проживании" беспокоящего сюжета.



Если ребенок рассказывает о сновидении, готов обсуждать его - родители могут помочь ребенку принять собственные эмоции, проиграть ситуацию, пофантазировать на тему "страшного" сновидения.



Если ребенок пережил сильный испуг по поводу собственного сновидения, то родители могут помочь ему более активным образом, используя рисование или игру.



В заключение можно пожелать всем взрослым и детям приятных волшебных сновидений, а так же того, чтобы все неприятности, если они и случатся, случались только во сне.



Елена Петрова

Учет продаж и управление торговлей для начинающих предпринимателей
В нашей стране много успешных людей, их отличает высокий уровень жизни, уверенность в завтрашнем дне
Обзор женских изделий: куртки, пальто и плащи
Если Вы не можете определиться с выбором стильной одежды на предстоящий сезон, то мы решили помочь Вам в этом непростом вопросе
Зависимость от социальных сетей - стоит ли ее бояться?
Оглянитесь вокруг. Наша жизнь начинает напоминать сюжет известного фильма "Матрица". Все человечество живет в сети, в виртуальном мире, созданном с благой целью - помочь человечеству, приобщить его к мировым знаниям, но используемом для поглощения наших жизней.
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Страшные сновидения у детей
Флараксин - Лекарства, Медицинские ...
Страшные сновидения у детей Во время сновидения сознание делает работу , которую не смогло ...
ЮПАСЛ - Лекарства, Медицинские ...
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей ...
Детская психология - Библиотека
Петрова Елена Страшные сновидения у детей Петрова Читать или понимать прочитанное.
Подборка фактов обо всём на свете ...
Страшные сновидения у взрослых встречаются намного реже, чем у детей, тем не менее есть некоторые ...
Ночные кошмары детей
Ночные кошмары детей. ... Что же делать, если у Вашего ребенка страшные сновидения?
Что известно о сновидениях и ночных ...
Детские страхи. Кошмарные сновидения и ночные страхи у детей. ... снов на кошмарные и страшные весьма ...
Официальный сайт Белорусского ...
СТРАШНЫЕ СНОВИДЕНИЯ У ДЕТЕЙ (Елена Петрова) ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ И ГЕШТАЛЬТ (И. Фром)
GESTALT Мастерская гештальта Елены ...
Страшные сновидения у детей. Что делать, если ребенку приснился страшный сон




Это интересно
Выражение лица женщины гораздо важнее ее одежды.
Дейл Карнеги
Поиск по словарю
Новости
Цвет в нашей жизни (М. Купер, А.Мэтьюз)
Вопросы и ответы
На предстоящей встрече я буду единственной женщиною среди консервативных бизнесменов. Как мне показаться сильной и деловой, но в то же время женственной?
Процедуры, которые позволяют с минимальной временной задержкой информировать человека о состоянии его телесных функций, за счет чего возникает возможность их сознательной регуляции. Есть опыт...
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь