Психология на RIN.ru:  Село Компьютеррово и его обитатели  - Личность и общество
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Село Компьютеррово и его обитатели

это может вам помочь Комплексный подход к укреплению иммуннитета Поздней осенью уже чувствуется дыхание морозной зимы, которая принесет не только много радости, зимних забав, но и распираторные заболевания

Село Компьютеррово и его обитатели

(Законы жизни компьютерной и Интернет-культуры)



Наверное, каждый из читающих эти строки согласится со мной: представители рода человеческого, строящие свою жизнь вокруг компьютеров и Интернет заметно, если не сказать более сильно - КАРДИНАЛЬНО, отличаются от своих земных сородичей. Своими ценностями, традициями, правилами, образом жизни и даже внешним обликом:. Вероятно, все это неслучайно и речь уже может идти о специфической культуре, а точнее субкультуре компьютерщиков и интернетчиков. То бишь, целостном образе жизнедеятельности представителей существенной части населения планеты.

Надо сказать, что эта субкультура компьютерщиков и интернетчиков еще "сырая", недоделанная, несформировавшаяся: Доказательством этой "сырости", несформированности может, например, служить то обстоятельство, что любая из существующих на Земле субкультур в своей организации имеет обязательно два значимых элемента: так сказать, официальную часть (вершину айсберга) и неофициальную (его подводную часть). Субкультура компьютерщиков и интернетчиков (в дальнейшем мы будем называть ее киберкультурой или еще проще КБК) по - существу почти вся НЕОФИЦИАЛЬНАЯ, т.к. по большому счету никто ее еще серьезно не пытался (и Слава Богу!) ее регламентировать.Попытки и ранее, и сейчас в связи с ростом интереса государственных органов к деятельности Интернет, существовали и существуют. Но решающие сражения, наверняка, нам еще предстоят. Скептическое отношение к жизни подсказывает - вряд ли они сложатся в пользу любителей компьютерного веб-серфинга. Вся история тому горькое свидетельство и тяжелый урок - длань бюрократа достает даже умерших из под земли. Хотя, несомненно, часть своих свобод и привилегий представители киберкультуры все равно отстоят. Наверняка, с боем!



Основные признаки киберкультуры.



Киберкультура достаточно открыта. Точнее, она может быть открыта для тех, кто готов приложить некоторые усилия для изучения основ ее существования и преодоления барьеров, особенно в сфере технических знаний, а также уровня материальной жизни, т.к. систематическая работа с компьютерной техникой и Интернет требуют постоянной солидной финансовой подпитки. В остальном проблем почти нет. Жизнедеятельность лиц, входящих в различные кибергруппировки, почти всегда на виду. Все всё про них знают. Если, конечно, это кому-то интересно. Ведь, собственно, весь и смысл-то создания компьютеров и Интернета в обеспечении достаточно высокой степени ПУБЛИЧНОСТИ существования, в преодолении ограниченности собственного "Я".

Раз есть киберкультура и имеются ее полноправные представители, значит, должны быть неслучайные, знаковые места для ее функционирования. Если таковых нет, то не сомневайтесь - будут! К таким местам в киберкультуре можно отнести как сам Интернет (всевозможные чаты, форумы, доски объявлений, ICQ и т.п.), так и "офлайновые" места обитания, такие как, например, компьютерные клубы. Можно пойти дальше и к местам обитания кибернетчиков отнести даже компьютерные фирмы и интернет-компании, отделы АСУ в банках и на предприятиях, магазины компьютерных аксессуаров, выставки (типа COMTEK или COMDEK). Короче говоря, все, что можно обозначить древним, достаточно точным и эмоционально ярким и насыщенным понятием "тусовка".

Тусовка, как правило, представляет собой ИНТЕНСИВНОЕ общение представителей киберкультуры друг с другом. Она предполагает как обмен значимой для жизни каждого информацией, так и своей еще менее заформализованной частью. Например, совместной выпивкой и поеданием бутербродов на каком-нибудь компьютерном сборище в "офф-лайн". Или интенсивным обменом ругательствами и приколами в "он-лайн". Мотивы сбивания компьютерщиков и интернетчиков в подобные "стаи" могут быть самые разнообразные: от пустого времяпровождения до изощренных попыток продать, протолкнуть посредством тусовки пока еще нераскрученный или неходовой товар. Но главное, конечно же, не в этом.

Главным является то, что механизм компьютерной или Интернет-тусовки является самым мощным инструментом распространения кибернетической культуры и приобщения к ней всех тех, кто к ней по разным причинам к своему "несчастью" еще не принадлежит. Как, впрочем, и дальнейшей профессионализации самих компьютерщиков и интернетчиков. В недавно прошедшей российской выставке "COMTEK" со стороны профессионалов бизнеса было много нареканий о том, что на выставке было слишком много "пионеров", то есть подростков и молодежи. Однако, среди профессионалов почему-то едва видимой оказалась мысль, что на выставке, прежде всего, БЫЛИ ТЕ, КТО В БУДУЩЕМ И БУДЕТ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПРОЦВЕТАНИЕ ЭТОГО БИЗНЕСА! А это означает, что от работы с подростками и молодежью кибернетчики никуда не денутся.

"Тусовочная" кибернетическая субкультура является копилкой компьютерного и интернетовского опыта, своеобразным регулятором мышления и поведения, приобщенных к КБК. Человек, выпавший из этой тусовки, чувствует себя очень дискомфортно, неудобно, т.к. понимает, что отстает от жизни, теряет свое место и статус в значимой для него сфере жизни. Особый драматизм происходящего можно наблюдать, например, в деятельности отдельных чатов, таких, например, как "Активные миры". Подростки, нарушившие табу и отстраненные от участия в "тусовке", буквально умоляют модератора возвратить их в сообщество, убеждая последнего, что они "исправились и больше не будут!".

Естественно, что благодаря "тусовкам" КБК постоянно обновляется и модифицируется, приспосабливаясь к существованию среди других, порой более мощных и агрессивных субкультур. Например, ранее трудно было обнаружить в кибертусовке представителей криминала. Но в связи с возникновением и бурным ростом компьютерных клубов, абсолютным и относительным удорожанием компьютерной техники и аксессуаров, в мир ККБ обильно сочится криминальная среда. Она вбрасывает туда деньги, заработанные неправедным путем, устанавливает свои законы и нормы существования:

За счет каких факторов формируется киберкультура и философия кибернетчика? Конечно же, в первую очередь, за счет появления в обществе значительной доли экономической свободы, возможности людей зарабатывать, в том числе и предпринимательским путем. Бьюсь об заклад - то, что сделали для компьютеризации и информатизации общества частные компьютерные фирмы в 90-е годы прошлого столетия, никогда бы не создали официальные структуры бывшего СССР. Огромное значение для появления и расцвета киберкультуры имеет и бурное развитие научно-технического прогресса на Западе в 90-е годы. Немаловажным является и фактор экономической самостоятельности компьютерной индустрии, а такие ее персонажи, каким, например, является Билл Гейтс с его "Майкрософт", являются самостоятельным и мощнейшим пропагандистским фактором, воздействующим на умы обывателя, символом успеха и преуспевания человека включенного в киберсреду.

В целом основные закономерности возникновения и развития киберкультуры совпадают с общими закономерностями возникновения и развития отдельных субкультур. И, соответственно, КБК обрастает вокруг себя набором наиважнейших эмпирических признаков, ориентируясь на которые можно без ошибки сказать - вот здесь верховодит КИБЕРКУЛЬТУРА. У КБК свои гуру, своя мода, свой собственный полупрофессиональный язык - жаргон, своя социальная стратификация, в которой есть и патриции и плебеи. К ней и обратимся далее!



Стратификация в киберкультуре.



Деление людей на иерархические группы (другое распространенное название этому явлению - стратификация) широко распространено как в обществе в целом, так и внутри его различных сообществ. Не составляет исключения и киберкультура.

Оснований, по которым могут стратифицироваться представители киберкультуры, великое множество. Здесь могут быть представлены и социальный аспект, и возраст, и место проживания, и образование, и т.д и т.п. Важнейших же оснований для стратификации кибернетчиков не так уж и много. Я бы выделил три-четыре наиболее распространенных основания, с которыми человеку, имеющему отношение к миру компьютеров и Интернет, приходится буквально сталкиваться на каждом шагу.

Среди самых популярных оснований для деления: уровень подготовленности кибернетчика в компьютерных и Интернет-технологиях. Самые неподготовленные из них носят уничижительное звание - ламеры. Подразумевается, что эти люди "полные нули" в нашем деле и интерес к ним со стороны более продвинутых пользователей ("юзеров"), а тем более самых продвинутых ("профи", "хакеров") не только не обязателен, но даже непростителен. Существуют и более мягкие основания для деления всей массы кибернетчиков. Например, на "отцов" и "сынков", особенно распространенное в игровых компьютерных клубах. В этом случае как бы признается и институализируется тот факт, что процессы, происходящие в пространстве киберкультуре настолько подвержены изменениям, что вчерашний "сынок" благодаря широко культивируемой в киберкультуре системе преемственности, завтра может "выйти в люди" и тоже стать "отцом".

В силу того, что, как и в Интернет, так и в компьютерных клубах, учебных центрах, магазинах, выставках и т.п. лица, принадлежащие к киберкультуре определенным образом специализируются по своим личным интересам или роду профессиональных занятий, то стратификация существует и здесь. Так, в Интернет есть "форумцы", "чатники", "айсикьюшники" (по используемым сервисам для общения), в компьютерных клубах: "квакеры", "старкрафтщики", "фиферы", "гонщики" (по типу любимой и культивируемой игры). В компьютерных фирмах, в соответствии с существующей организационной структурой имеются: "технари", "настройщики", "программеры", "продавцы", "интернетчики". Мы здесь не берем чисто профессиональную киберкультуру, хотя там стратифтикация кибернетчиков происходит очень высокими темпами: есть и веб-дизайнеры, и веб-проектировщики, и веб-маркетологи. Есть даже Мексиканцы (по терминологии Артемия Лебедева), то есть те, сферу профессиональных интересов и занятий которых нельзя отнести ни к одной из существующих бизнес, компьютерных и интернет-профессий.

Вполне очевидным представляется то, что, несмотря на все разнообразие всевозможных стратификаций кибернетчиков, предполагается, что верхние, наилучшие и самые престижные из них, будут занимать самые продвинутые, способные, высокооплачиваемые лица, а в нижней части спектра будут находиться начинающие, неопытные, малопрофессиональные и плохооплачиваемые (а скорее всего, вообще неоплачиваемые) представители киберкультуры. В соответствии со статусом в компьютерной или интернетовской среде распределяются функции и роли, выполняемые кибернетчиками в групповой деятельности, будь то работа или компьютеризированный досуг. Самые престижные, ответственные, оплачиваемые и перспективные места (типа "босса", "генератора идей", "финансиста") достанутся лицам из верхней части спектра, все самое худшее, малопрестижное - лицам из нижней части списка.

Из описанных стратификаций и наших последующих пояснений, видно, что стратификация в киберкультуре обладает следующими важными свойствами:

1. Она изначально жестко не задана. Кто вчера были никем и ничем, при сегодняшнем профессиональном или личностном росте может в стратификации выйти на первое место. Компетентность, профессионализм, знания и умение брать на себя ответственность в кругах кибернетчиков - главное!

2. Социальное клеймение, где возвышающих (типа "хакер", "босс") терминов удостаиваются лица, принадлежащие к высшим иерархическим группам, а уничижительных - к низшим.

3. "Касты", "кланы" киберкультуры, где бы они не находились, в принципе готовы, хотя бы к минимальным контактам друг с другом. Также велика и возможность мобильности рядовых членов кланов в смысле перехода их в другую касту или клан кибернетчиков.

4. Неустойчивость статусов представителей киберкультуры. Вчера, например, ты был почти культовой личностью, а сегодня так отстал, что тобой просто перестают интересоваться. Кто, например, сейчас помнит Питера Нортона? А ведь каким был ажиотаж, когда 7-8 лет назад этот человек приезжал к нам в страну!

Чтобы стать неофициальным "начальством" в среде кибернетчиков, или получить не менее престижный титул "спеца", необходимо, прежде всего, доказать свою компетентность в той или иной компьютерной или интернет сфере, удачливость, профессионализм. Факторы же, обычные для "оф-лайн" субкультур, такие, как наличие покровителей из числа вышестоящих, длительность пребывания в "тусовке", наличие финансовых избытков, для киберкультуры тоже значимы, но занимают вторые роли. Ярким доказательством этого тезиса служит сегодняшнее поведение интернет-компаний в Штатах. Ценность их определяется не по результату, а по перспективности, по качеству заложенных в проект идей и специалистов, способных их осуществить.

5. Отсутствие строгой субординации в отношениях между "верхами" и "низами". "Верхи" как правило, в силу очень острой конкуренции между "тусовками" и "кланами" не могут беспощадно эксплуатировать "компетентные" низы.. Те, в случае серьезных расхождений с легкостью покидают еще не насиженные места. Причем, подобное явление характерно и для коммерческих фирм и для неформальных тусовок.

br>

Село Компьютеррово и его обитатели

6. Наличие (но, САМОЕ ГЛАВНОЕ, ОНО - ОТНОСИТЕЛЬНО!) у "верхов" кибернетчиков определенных обычаев, условных знаков, табу, привилегий.



7. Высокая мобильность статуса, что косвенно подтверждается тем, что за какой-нибудь год человек может по несколько раз поменять свой НИКНЕЙМ.

Важно, конечно же, заметить, что как и во всех человеческих субкультурах, испытывающих очень жесткое давление конкуренции и высокой социотехнической динамики подчеркиваемый нами ДЕМОКРАТИЗМ киберкультуры с каждым годом становится все более жестким и требовательным к своим представителям, требуя от них все меньшей свободы действия и маневра.



Структура (кирпичики) киберкультуры.



Вопрос о том, "из чего состоит" киберкультура, очень сложный и противоречивый. Будем исходить из того, что кибернетическая субкультура общества - это определенный уровень развития жизни кибернетсообществ, выраженный в различных типах и формах их организации, деятельности членов данных сообществ, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Серьезным отличием кибернеткультуры от человеческой культуры в целом, на наш взгляд является то, что она содержит в себе не столько предметные результаты деятельности, сколько субъективные человеческие силы и способности, реализуемые как раз в этой деятельности. К ним можно отнести знания и умения, профессиональные навыки и привычки, которые кибернетчики вырабатывают в ходе своей деятельности, уровень их интеллектуального развития, этические взгляды и эстетические потребности, формы и способы взаимного общения в рамках данного сообщества и за его пределами.

У кибернетчиков есть своя мифология, привилегии для отдельных членов, определенные и очень специфические формы проведения досуга, формы отношения к "своим" и "чужим" и т.п.

В более узком понимании слова кибернетическая субкультура представляет собой особую духовную область общности людей - компьютерных фирм, организаций, клубов, неформальных групп или группировок. Она содержит особую кибернетическую идеологию, определенные этические нормы и ценности, эстетические установки и потребности, мифологию, которые и определяют повседневную жизнь и быт отдельных кибернетчиков и их сообществ.

Киберидеология - это та система понятий и представлений, которая складывается в групповом сознании кибернетчиков. Это та их "философия", которая мотивирует, оправдывает и определяет весь образ и стиль их жизни, выстраивает линию поведения, заставляет брать на себя те или иные обязательства. Время от времени (или постоянно) в киберидеологии сообществ кибернетчиков господствуют идеи технократизма, владычества компьютерщиков и интернетчиков над другим, "иным" миром. В молодом возрасте эта идея может служить основанием как к "остервенелому" изучению математики или информатики, так и полному "уходу" в мир компьютерных игр, который представляется ряду членов сообщества как единственно возможный и приемлемый для них способ будущей жизни и заработка ("профессиональный игрок"). В зрелом возрасте подобные идеи могут служить основанием целых политических идеологий, порой полностью отрицающих гуманитарное знание и гуманность как таковую.

К идеям, актуальным для киберидеологии можно отнести и идею индивидуализма, индивидуальных достижений и индивидуального успеха. Пример многих лидеров сегодняшней компьютерной и программной индустрии убеждает юное поколение, что успех на этом поприще присущ, прежде всего, ярко выраженным талантливым индивидуалистам. Вместе с тем сам коллективный и массовый характер компьютерной индустрии актуализирует в сознании кибернетчиков идеи корпоративизма, клановости. Не случайно, например, в молодежной в среде кибернетчиков так велико персонализированное отношение к своей фирме, к своей марке, к лэйблу любимого производителя!

Так как приобщение к киберкультуре требует от своих новых членов достаточно высокого образовательного и имущественного ценза, это формирует особый отпечаток общего и профессионального стиля кибернетчиков. Там много и хорошо учатся, стремятся иметь высокие, достойные заработки. Среди кибернетчиков редко можно встретить человека, полностью недовольного жизнью.

И еще один момент в строении киберкультуры я бы хотел отметить. В силу замкнутого характера компьютерщиков (по сравнению с остальными сообществами), элитарности их образования, специфики деятельности, существует определенная изолированность кибернетчиков, кибернетической культуры от остальных субкультур общества. Правда, в последнее время, в связи с лавинообразным развитием Интернет и вовлечением в него огромного числа гуманитарно мыслящих людей (а также, к сожалению, и вообще не мыслящих, несущих этой субкультуре упрощение, энтропию) киберкультура стала заметно мягче, разнообразнее, интеллигентнее.



И. Васюков

URL ресурса: http://www.follow.ru/psychology/vasyukov.htmltml

Секреты выращивания земляники на вашем участке Секреты выращивания земляники на вашем участке
Многие садоводы не раз задумывались, как получить большой урожай земляники на собственном участке? В лесу земляника растет сама по себе и ей там явно нравится
Мега-урожай огруцов! 60 ведер с одной грядки! Мега-урожай огруцов! 60 ведер с одной грядки!
Советы опытных садоводов Для начала нам нужно сделать теплую грядку
Тонкое насилие в семье Тонкое насилие в семье
Чаще всего насилием называется и считается грубое физическое насилие в виде рукоприкладства
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Село Компьютеррово и его обитатели
холит - Лекарства, Медицинские ...
Село Компьютеррово и его обитатели Наверное, каждый из читающих эти строки согласится со мной ...
Психология делового общения ...
Село Компьютеррово и его обитатели (Законы жизни компьютерной и Интернет-культуры)
И.С.Кон. "Социологическая психология ...
Село Компьютеррово и его обитатели (Законы жизни компьютерной и Интернет-культуры)
Электронная библиотека ИПиКП ...
Васюков И.Л. Село Компьютеррово и его обитатели. Законы жизни компьютерной и ИНТЕРНЕТ культуры. 2000.
ZipSites.ru - Список файлов архива ...
Васюков - Село Компьютеррово и его обитатели.html - 29 Кб _Статьи/И. Васюков. - Общение - золото и главное ...
Психология и психотерапия ...
И. Вагин Умейте мыслить гениально.exe 1181. И. Васюков - Село Компьютеррово и его обитатели.html
Диплом Психология Психологические ...
Васюков И. Село Компьютеррово и его обитатели (Законы жизни компьютерной и Интернет-культуры), http ...




Это интересно
Хорошо лишь то беспокойство, благодаря которому мы впоследствии обретаем покой.
Поиск по словарю
Новости
У каждого здорового человека настроение может и должно изменяться. Иногда нас охватывает и печаль - и это нормально. Но если состояние подавленности не проходит более двух недель подряд, оно может...
Словарь психолога
Нарушения личности
Системные нарушения поведения, прежде всего социального, характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга. При этом происходят: снижение уровня активности,...
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь