Психология на RIN.ru:  Культурно-историческая теория  - Психологические школы
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Культурно-историческая теория

это может вам помочь Кто такой психолог и какие проблемы он решает В статье рассказывается о том, кто такой психолог, чем он отличается от таких специалистов как психоаналитик или психиатр. Статья будет интересна широкому кругу читателей.

Культурно-историческая теория

Культурно-историческая теория - концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и Л. Р. Лурия. При формировании культурно-исторической теории ими был критически осмыслен опыт гештальт-психологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении ('формальная школа' в литературоведении и др.).

Согласно теории, главная закономерность развития психики состоит в интериоризации (принятия информации в свой внутренний мир) ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как 'натуральных' изменяется - опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся 'культурными'. Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация.

В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и 'сворачивается', с тем чтобы вновь трансформироваться и 'развернуться' в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится 'внешняя' социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак - слово. Здесь намечается возможность объяснениям вербального и символического характера когнитивных (познавательных) процессов у человека. Культурно-историческая теория на общепсихологическом уровне и с иных методологических позиций выдвинула проблематику, к которой обратились и другие направления.

Для проверки основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготским с сотрудниками была разработана 'методика двойной стимуляции', с помощью которой моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм 'вращивания' знаков в структуру психических функций - внимания, памяти, мышления. Одним из важных понятий является важное для теории обучения положение о 'зоне ближайшего развития' - периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково опосредствованной деятельности.

Теория Выготского подвергалась критике, в том числе со стороны некоторых его учеников за неоправданное противопоставление 'натуральных' некультурных' психических функций; за понимание механизма социализации как связанного преимущественно с усвоением знаково-символических (языковых) форм; за недооценку роли предметно-практической деятельности человека. Последний аргумент стал одним из исходных при разработке учениками Л. С. Выготского концепции структуры деятельности в психологии. В настоящее время обращение к культурно-исторической теории связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных, связанных с познанием, процессов, с использованием в психологии аппарата структурно-семиотических исследований.

В Королеве пройдет премьера фильма о человеке, чьим именем назван город В Королеве пройдет премьера фильма о человеке, чьим именем назван город
28 октября в Королёве состоится премьерный показ фильма Юрия Кары "Главный"
Виды бонусов в онлайн-казино  Виды бонусов в онлайн-казино 
На данный момент существует очень много онлайн казино
Чем отличаются азартные онлайн-игры? Чем отличаются азартные онлайн-игры?
Бурное развитие интернета, породившего виртуальный мир, привело к появлению многочисленных игровых площадок, разновидностью одной из которых стали онлайн-казино или интернет-казино
Комментарии пользователей
Написать комментарий
  • Без имени для Культурно-историческая теория
  • Без имени для Культурно-историческая теория
  • класссссссссссс!спасибо
    Найдено в интернете по теме: Культурно-историческая теория
    Культурно-историческая теория Л.С ...
    Культурно-историческая теория Л.С. Высотского | курсовая работа ... Средняя оценка: Описание ...
    СКАЧАТЬ РЕФЕРАТ Культурно ...
    Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) Концепция разрабатывалась Выготским и его школой ...
    Культурно-историческая теория ...
    при использовании материалов www.psi.webzone.ru Данный словарь создан специально для пользователей ...
    Культурно-историческая теория Л.С ...
    Анализ основных положений культурно-исторической психологии (научной школы Л. С. Выготского).
    Культурно-историческая теория (Л.С ...
    Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) Концепция разрабатывалась Выготским и его школой ...
    Культурно-историческая теория (Л.С ...
    Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский) в каталоге лучших рефератов сети, всего более 300 000 ...
    Маланов С. В. Культурно-историческая ...
    Маланов С. В. Культурно-историческая теория развития высших психических функций
    Скачать Культурно-историческая ...
    Социальная среда не как ... Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о развитии личности




    Это интересно
    Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
    Л. Н. Толстой
    Поиск по словарю
    Новости
    Личность и общество
    Те ли зрители?
    Почему это происходит? Почему каждый день миллионы людей включают свои телевизоры, давая жизнь этой вселенной, которая помещается на площади меньшей, чем четверть квадратного метра, но при этом...
    Словарь психолога
    Целенаправленность
    Свойство, выражающееся в стремлении к определенной цели, подчиненность (мыслей, действий) определенной цели.
    CopyrightRIN © 2009 -
    * Обратная связь