Психология на RIN.ru:  Теория развития интеллекта Жана Пиаже - Психологические школы
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Теория развития интеллекта Жана Пиаже

это может вам помочь Библиотека электронного обучения - эффективное решение для организации учебного процесса в бизнес-школе Уходят в прошлое методики ведения корпоративных тренингов, когда студенты "обучались" бизнесу в ходе соревнований по перетягиванию каната или игры в пейнтбол. Библиотека электронного обучения способна в разы повысить эффективность образования

Теория развития интеллекта Жана Пиаже

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896-1980). Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия реакции он выдвинул понятие операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию структуры) и Жане (переняв у него принцип интериоризации, восходящий к Сеченову).

Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте-на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начала 20-х голов 'Речь и мышление ребенка', 'Суждение и умозаключение у ребенка' и др. Пиаже на основе примененного им метода беседы (детям задавались вопросы, например, отчего движутся облака, вода, ветер? Откуда происходят сны? Почему плавает лодка? и т. п.), сделал любопытный вывод: если взрослый размышляет социально (мысленно обращаясь к другим людям) даже наедине с самим собой, то ребенок размышляет или говорит эгоцентрично ни к кому не обращаясь, и в присутствии других люден.

Принцип эгоцентризма (от лат. 'эго' - я и 'центрум' - центр круга) царит над мыслью дошкольника, который сосредоточен на своей позиции (интересах. влечениях) и не способен стать на место другого ('децентрироваться'), критически оценить своп суждения со стороны. Его суждениями правит 'логика мечты', уносящая от реальности.

Эти выводы Пиаже, в которых ребенок выглядел игнорирующим реальность мечтателем, подверг критике Выготский, давший свое толкование эгоцентрической речи ребенка. В то же время он чрезвычайно высоко оценил труды Пиаже, который предпочитает говорить не о том, чего ребенку не хватает сравнительно с взрослым (меньше знает, проще, мыслит и т. п.), а о том, что у ребенка есть, какова его внутренняя психическая организация.

Пиаже выделил несколько стадий в эволюции детской мысли: например, своеобразную магию, когда ребенок надеется с помощью слова или жеста изменить внешний предмет; или же своеобразный анимизм, когда предмет наделяется волей или жизнью ('солнце движется, потому что оно живое'). Будучи неспособен мыслить абстрактными понятиями, соотносить их, ребенок опираются в своих объяснениях на конкретные случаи.

В дальнейшем Пиаже свел все эти стадии к четырем возрастным периодам. Первоначально (до двух лет) детская мысль содержится в предметных действиях; затем (от двух до семи лет) они интериоризируются (переходит из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума; на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции; на четвертой (от 11 до 15 лет)-формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (от общего к частному) умозаключения.

Операции не совершаются изолированно: будучи взаимосвязаны, они создают устойчивые и в то же время подвижные структуры. Стабильность структур возможна только благодаря активности организма, его напряженной борьбе с разрушающими ее силами.

Стадийное развитие системы психических действий - такой представил Пиаже картину сознания. При этом вначале Пиаже испытал влияние Фрейда, считая, что человеческое дитя, появляясь на свет, движимо одним мотивом-стремлением к удовольствию, - и не желает ничего знать о реальности, с которой вынуждено считаться только из-за требований окружающих. Позже он признал исходным моментом в развитии детской психики реальные внешние действия ребенка (сенсомоторный интеллект, т. е. элементы мысли, данные в движениях, которые регулируются чувственными впечатлениями).и).

Памятка садовода-огородника: помидоры Памятка садовода-огородника: помидоры
Перед тем, как посадить наши семена томатов необходимо также, как и в случае с огурцами пролить землю за 5-6 дней горячей водой с 1 столовой ложкой медного купороса
Хобби, которые способны сделать вас умнее Хобби, которые способны сделать вас умнее
Ученые долгое время были убеждены в том, что каждый человек рождается с определенным уровнем интеллекта и все, что может сделать человек - это жить в соответствии с ним
Памятка садовода-огородника: огурцы Памятка садовода-огородника: огурцы
Перед тем как посадить семена огурцов необходимо за 5-6 дней пролить землю под рассаду горячей водой в которой будет растворена 1 ст
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Теория развития интеллекта Жана Пиаже




Это интересно
Тот, кто не научился у течения времени, не научится уже ничему ни у какого наставника.
Рудаки, 860-941, таджикский и персидский поэт
Поиск по словарю
Новости
Психологическую готовность ребенка к школе можно определить как некоторый уровень психического развития ребенка, необходимый для школьного обучения. Причем следует подчеркнуть многокомпонентность...
Словарь психолога
Константность восприятия
Относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г....
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь