Психология на RIN.ru: Техники гештальт - терапии. Отношения "клиент - терапевт" в гештальт -терапии - Гештальт - терапия
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Техники гештальт - терапии. Отношения "клиент - терапевт" в гештальт -терапии

это может вам помочь Используем пение и музыку для развития речи у ребенка с синдромом Дауна Для детей пение и музыка являются самыми приятными способами обучения

Техники гештальт - терапии. Отношения "клиент - терапевт" в гештальт -терапии

Клиент прибегает к терапии, так как находится в экзистенциальном кризисе, т.е. его психологические потребности не удовлетворяются при его настоящем образе жизни. Его намерение - найти у терапевта внешнюю поддержку, которая должна заменить собственные способы поддержки, оказавшиеся неадекватными. Задача терапевта - развитие самостоятельной поддержки вместо приобретения какой-нибудь в окружающем мире.

Главная задача терапевта состоит в том, чтобы укрепить своего клиента в чувстве ответственности за его поступок. Он делает это во время встречи -встречи двух человеческих существ здесь и теперь - и помогает клиенту осознавать, как действуют обычные способы контакта, как функционирует сопротивление.

 Клиент должен принять себя таким, какой он есть, осознать какие аспекты своего "Я" он отчуждает, что не принимает в себе, а что пассивно присваивает под давлением социума. ИНТЕГРИРОВАННАЯ, или ЗРЕЛАЯ личность - личность с высокой степенью осознания. Она выбирает путь примирения собственных осознанных потребностей с требованиями общества, чем достигается гармония "я" с окружающим миром.

Внимание и активность терапевта сконцентрированы на помощи клиенту в расширении и обогащении осознания и способности переживания своего контакта с тем, что происходит в нем самом и вокруг. Много внимания уделяется повышению осознания различных установок и способов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом, а также проверке, каковы их значения и функции в настоящее время.

Терапевт не руководствуется при этом определенными установками и не формулирует целей терапии. Вместо этого он создает ситуации для проведения пациентом поиска и экспериментов, в ходе которых он сам находит, что является для него подходящим и ценным, а что - неподходящим и вредным.

Расширение осознания - один из важнейших принципов гештальт - терапии. О чем бы ни шла речь, какие бы технические процедуры ни выполнял клиент, психотерапевт постоянно возвращает его к своим чувствам, к осознанию того, "что" и "как" происходит в настоящий момент.

"Первая психотерапевтическая задача, которую я ставлю перед собой, работая с человеком - помочь ему принять самого себя. Пациенты могут с чувством говорить мне: "Я не нравлюсь себе, когда я такой", - "Я так глуп, -и т.п. Однако они собираются изменить то, какие они есть, не путем полного переживания своего поведения, которое связано с дискомфортом, смущением, радостью, унижением, возбуждением, удовольствием, стыдом, - то есть чувствами, а путем осуждения своего поведения как "дурного", "глупого" "неприемлемого" и т.п., - то есть посредством интеллектуального суждения. Они хотят "говорить о" вместо того, чтобы полностью пережить то, что они делают...

Я полагаю, что если я полностью переживаю то, что я делаю, и то, как я веду себя, то я смогу успешно завершить определенный фрагмент поведения и научиться чему-то из этого опыта. Решает то, как я учусь: переживаю ли я полностью, всем организмом, испытывая и обдумывая свои чувства и ощущения, или я ограничиваю свой опыт "думанием о... ".

Терапевт - прежде всего искусный фрустратор. Предлагая клиенту удовлетворение в виде внимания и принятия, он одновременно фрустрирует его, отказываясь давать ему поддержку, которой ему внутренне не достает. Терапевт действует как катализатор, помогая клиенту пройти через свои точки избегания и тупики. Он обращает особое внимание на "язык тела " клиента, замечая "что"и "как" делает клиент для избежания конфронтации с актуальными переживаниями, чувствами, потребностями.

Эффективная терапия сводится к трем вопросам: "Что ты сейчас делать?". "Что ты сейчас чувствуешь?", "Чего ты хочешь?". Этими вопросами терапевт побуждает клиента к переживанию актуального опыта, принять ответственность за самого себя.

Блокирование осознания может выражаться в стесненном дыхании, в ощущении сдавливания горла, различных мышечных сокращениях, мелких движениях пальцев рук. Психотерапевт помогает клиенту преодолевать возникающее сопротивление, в выражении спонтанности, в более полном погружении в область недостаточно осознаваемых переживаний.

Важным элементом является сосредоточенность терапевта-гештальтиста на контакте Я-Ты. Гештальт-терапевт сам основательно включен в процесс, во всей своей целостности, т.е. со своими знаниями, мыслями, фантазиями, чувствами, эмоциями. Он больше сосредоточен на процессе, чем на содержании. Содержание остается более или менее, смотря по ситуации, на заднем плане, фоном, а центр внимания переносится терапевтом на то, что происходит в данный момент, на форму, в которой это происходит. В центре внимания находится не то, что делают люди, ни даже почему, но КАК они делают то, что делают.

Терапевт не должен забывать о важности терапевтических отношений, как о жизнеспособном инструменте вмешательства. В них должны проявиться доверие, безусловное позитивное принятие и уважение. 

Дизайнерские люстры в ExpressLight
Интернет-магазин ExpressLight предлагает приобрести дизайнерские люстры в ExpressLight, бра, торшеры и другие осветительные приборы
Знакомиться в интернете помогает современная психология
Если у вас созрела потребность обустроить свою личную жизнь, то рекомендуем заняться поисками партнеров противоположного пола на сайте Kisses.ru
Знакомство в интернете
Современный городской человек живет быстрой жизнью
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий




Это интересно
Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.
Карл Маркс, 1818-1883
Поиск по словарю
Новости
Психология для родителей
Искусство наказывать и прощать
Я знаю, что детей бить нельзя и телесные наказания- не дело. Да я ведь его и пальцем не трогаю. Знаете, что я делаю?...
Словарь психолога
Учение
Овладение новыми психическими орудиями и действиями, за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром.
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь