Психология на RIN.ru: Основные понятия для анализа жизненного сценария - Транзактный анализ
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Основные понятия для анализа жизненного сценария

это может вам помочь Плюсы фасадов В России фасады появились не так давно, как например, в Германии или Финляндия

Основные понятия для анализа жизненного сценария

По СОДЕРЖАНИЮ сценарии делятся на три группы: ПОБЕДИТЕЛЯ, ПОБЕЖДЕННОГО и НЕ-ПОБЕДИТЕЛЯ. Победителем называется человек, преуспевающий (с его точки зрения) в том деле, которое он намерен сделан. Неудачник - тот, кто не в состоянии осуществить намеченное им самим. "Победа" всегда соотносится с целями, которые человек себе поставил. Человек, имеющий сценарий "не-победителя", представляет собой золотую середину. День ото дня он терпеливо несет свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Э. Берн предложил способ, по которому можно отличии Победителя от Побежденного. Для этого надо спросить человека, что он будет делать, если проиграет. Победитель знает что, а Побежденный не знает и только и делает, что говорит о победе. Победитель всегда учитывает несколько возможностей и поэтому побеждает. Если что-то не выходит, он пробует другой путь, до тех пор, пока не достигает успеха.

ЖИЗНЕНЫЕ ПОЗИЦИИ. В основе такой позиции лежит отношения человека к себе и к миру с точки зрения благополучия. Она принимается в раннем детстве (от трех до семи лет) с целью оправдать свое решение, основанное на более раннем опыте. Э. Берн считал, что здесь возможны две предпосылки: "Я - хороший" ("Со мной все в порядке") или "Я - плохой" ("Со мной не все в порядке"), "Ты - хороший" или "Ты - плохой". Сочетание этих единиц может дать четыре двусторонние позиции, исходя из которых чаще всего разыгрываются игры и программируются сценарии.

Ребенок, который избрал позицию "Я - хороший, Ты - хороший", скорее всего, выберет сценарий Победителя. Он считает, что его любят и что он приятен другим людям, и принимает решение о том, что его родители приятные люди. Впоследствии он распространяет этот взгляд на всех людей. Это позиция вполне здоровой жизни, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев: "Жизнь стоит того, чтобы жить".

Если ребенок избирает позицию "Я - плохой. Ты - хороший", то, скорее всего, он напишет банальный или проигрышный сценарий. Психологически это депрессивная позиция, в социальном смысле - самоуничижение, передаваемое детям. Такая позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед другими людьми, используя при этом их слабости. Это в основном меланхолики, неудачники, люди, которые мучают себя: "Моя жизнь немного стоит". Чаще всего они прозябают в одиночестве и попадают либо в больницу, либо в тюрьму.

Позиция "Я - хороший, ТЫ - плохой" только на первый взгляд может показаться выигрышной. Такой ребенок убежден, что ему необходимо быть первым, при этом принижая других: "Ваша жизнь немного стоит". В худшем случае это позиция убийцы, в лучшем - непрошеного советчика, который лезет помочь "неблагодарным людям" в том, в чем они не нуждаются. Эти люди обычно издеваются над своими супругами, сдают своих детей в детские дома, гонят от себя друзей и близких людей.

Для проигрышного сценария более всего подходит позиция "Я - плохой, Ты - плохой". В этом случае ребенок убежден, что жизнь бесполезна и полна разочарований. Он чувствует себя приниженным и нелюбимым. При этом он полагает, что никто не в силах ему помочь, так как остальные тоже неблагополучные. Это позиция безнадежности: "Жизнь вообще ничего не стоит".

Основные понятия для анализа жизненного сценария

Э. Берн придавал большое значение влиянию психологической позиции на жизнь человека. Она необходима для того, что бы человек чувствовал себя уверенно, как бы стоящим "обеими ногами на твердой почве". Отказаться от своей позиции ему так же немыслимо, как вынуть фундамент из-под собственного дома. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример.

Одной женщине важно считать себя бедной на фоне других богатых людей ("Я - плохая, Они - хорошие"). Она не откажется от своего мнения, даже если неожиданно у нее появится много денег. Это не сделает ее богатой в собственной оценке. Она по-прежнему будет считать себя бедной, которой просто повезло. А для другой женщины очень важно быть богатой по сравнению с обойденной судьбой бедняками ("Я - хорошая, Они - плохие"). Она не откажется от своей позиции, если даже лишится своего богатства. Она останется для всех окружающих все той же "богатой" женщиной, только испытывающей временные финансовые затруднения.

Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы сохранить свое восприятие окружающего мира. Эта позиция становится ее жизненной, с которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий. Чем резче выражена патология, тем сильнее потребность в подкреплении своей психологической позиции.

СЦЕНАРНАЯ МАТРИЦА. Родители, воспитывающие ребенка, также имеют свои Я-состояния (Родитель, Взрослый, Дитя). Они передают свои сценарные послания из всех этих Я-состояний, а ребенок, соответственно, принимает и распределяет их в трех своих Я-состояниях.

Послания из Я-состояния Дитя отца и матери могут быть двух видов: ПРИКАЗАНИЯ и РАЗРЕШЕНИЯ. Например, при появлении ребенка мать на уровне Родителя проигрывает послание: "Дети нуждаются в уходе. Это - самое главное". Но на уровне Дитя она может чувствовать следующее: "Здорово! Появился еще один ребенок, с которым можно поиграть!". Воспринимая это невербальное послание матери, ребенок может заключить: "Матери нравится быть со мною рядом". С точки зрения сценарного анализа мать дает своему ребенку следующее разрешение - жить и быть близким с ней. В другом случае мать может быть напугана: "С появлением нового ребенка он будет в центре внимания. Может быть, мне теперь будет недостаточно внимания?". Глубоко, в своем детском Я-состоянии, она может захотеть избавиться от этого ребенка. Подобные негативные послания и называются приказания. В данном примере это приказание следующее: " Не существуй (Умри)".

Послание Родитель (Матери) - Родитель (Ребенок) получило название КОНТРПРИКАЗАНИЕ. Это набор приказов о том, что надо или нельзя делать, а также суждений о людях и жизни: "Будь хорошим!", "Ты должен много работать!", "Врать - нехорошо".

Послания, направленные из Взрослого родителей во Взрослого ребебенка, образуют ПРОГРАММУ. Это информация о том, как надо действовать (считав до десяти, завязывать шнурки, управлять своими эмоциями и т.д.).

Основные понятия для анализа жизненного сценария

Отличие приказаний от контрприказаний заключается в следующем:

- они являются довербальными и ощущаются телесно, тогда как контрприказания можно слышать в голове как узнаваемые родительские голоса;

- они передаются в более раннем детстве, чем контрприказания.

Как найти выгодную коммерческую аренду в Москве
Москва является финансовым и экономическим центром России, а так же крупнейшим мегаполисом мира
Сайт знакомств подойдет для каждого
Вы не знаете, как найти свою втору половинку, но очень мечтаете создать семью? Вы очень заняты на работе и так сильно устаете, что нет сил выходить куда-либо в свободное время? Вы чаще всего отдыхаете за экраном компьютера? Если на эти вопросы вы ответили утвердительно, значит, вы не справляетесь с нагрузкой современного ритма жизни
Как заинтересовать гиперактивного ребенка историей
22 января в Москве в Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка `Детский костюм 18 - начала 20 века`
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Основные понятия для анализа жизненного сценария
Трансактный анализ Берна ...
Основные положения транзактного анализа. Влияние жизненного сценария на ... Понятия ... Для Вас ...
Жизненный путь и концепция ...
Основные положения транзактного анализа. Влияние жизненного сценария на ... понятия ... для ...
Дипломная работа: Анализ ...
... формирует основные ... стержень анализа сценария ... Для выявления жизненного сценария ...
Общие сведения о сценария ...
... используется пример сценария для ... играть в течение жизненного ... описываются только основные ...
Диплом Психология Трансактный анализ
Для формирования жизненного сценария ... Для анализа сценария ... основные убеждения и понятия ...
Второй подход (А. Адлер ...
На выбор жизненного сценария ... человеком для структурирования жизненного ... Какие основные ...
ЭРИК БЕРН
Основные директивы его жизненного сценария ... анализа. ПСИХОТЕРАПИЯ ДЛЯ ... Основные понятия ТА ...




Это интересно
Сверхкомпетентность более нежелательна, чем некомпетентность.
Наблюдение Питера
Поиск по словарю
Новости
В литературе имеются многочисленные описания порождающих психическую напряжённость воздействий и ситуаций , которые называют стрессорами. При характеристике стрессогенных ситуаций указываются такие...
Словарь психолога
Общая одаренность
Интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. Данное понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским...
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь