У психологов существуют разные взгляды на человеческую личность. Непохожих представлений достаточно много, потому что невозможно просто описать такое сложное и многоуровневое понятие как личность. Один известный европейский психотерапевт Эрик Берн описывает личность человека и его взаимоотношения с окружающими исходя из ролевой концепции. Берн считает, что общаясь с окружающими людьми, человек может находиться в одной из трех ролей или я-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти три роли, как правило присутствуют в 'личном репертуаре' каждого человека. В норме они достаточно гибко должны сменять друг друга в зависимости от контекста ситуаций. Проблемы появляются, если человек надолго начинает застревать в отдельных ролях. Кратко рассмотрим их. Я-состояние Родителя. Когда человек руководствуется принципами правильности. Должен, обязан, надо. Находясь в этой роли, человек подчиняется нормам, правилам, долгу. Многие руководители на работе часто выступают именно в этой роли, но приходя домой, эту роль оставляют или меняют. Это помогает им расслабиться, снять напряжение и избежать невроза, возвращаясь в нормальные отношения. Но если человек застревает в роли Родителя, ему и его близким становится порой невыносимо и тяжело с ним, поскольку он живет не для семьи, 'а как надо'. В его жизни появляется много правил и запретов, которые распространяются не только на него самого, но и его семью, близких. Я-состояние Ребенка, является в некоторой степени антиподом Родителя. Ребенок в своей жизни довольствуется принципом удовольствия. Его основной посыл: 'Хочу не хочу, мое мне'. Ребенок не привык сдерживать себя и задумываться о последствиях своих решениях. Ребенком легко манипулировать. Например 'взять на слабо'. Человека, который воздерживался от алкоголя, но при этом находился в роли ребенка, легко спровоцировать на употребление спиртного. Находясь например в обществе 'друзей' человеку говорят: ' А тебе наверно пить нельзя, жена не разрешает?' И первая реакция в такой ситуации доказать - что можно 'Возьму и выпью'. Поведение ребенка часто вредит ему самому. Такие люди описывают приход на лечение как результат своей капитуляции. 'Все я сдался, лечите меня!'. Человек приходит лечиться так и не принимая на себя за это ответственности. Через некоторое время он снова срывается, употребляет и потом всех обвиняет. Понятие ответственности не входит в традиции внутреннего ребенка. Должны быть виноваты все, жена, врач, лекарство, политика, итд, но только не он сам. Пока человек выпивает он находиться в роли ребенка. Принцип реальности его не волнует, доминирует принцип удовольствия. Затем, когда активно появляется обратная сторона алкогольной интоксикации (плохое физическое самочувствие, чувство вины за свое поведение, материальные проблемы, сложности в семейных отношениях.), человек завязывает и переходит в Я-состояние родителя. Для такого состояния часто, на начально этапе, характерны душевные мучения, вина и преобладают установки о 'правильности жизни'. Однако такая псевдо правильность не приводит к душевному комфорту, поскольку многие решения принимаются не для себя, а для того что бы 'искупить вину перед окружающими'. Человек начинает уходить от своих потребностей, полностью заменяя их на потребности окружающих. 'У меня два состояния - я либо пью, либо работаю'. 'Работаю на производстве, прихожу домой, дома тоже завал'. Жить своими потребностями такой человек не умеет. Требовательн6ость может распространяться не только на себя, но и на близких доходя иной раз до тирании и поэтому 'хорошесть' 'завязавшего человека не всегда видна окружающим. Часто на этой почве возникают конфликты. В голове у зависимого возникают мысли: 'Ну, вот бросил пить ну и что? Что изменилось? Жена как пилила, так и пилит итд'. Начинается новый срыв и так до бесконечности. Какая же альтернатива? Часто в репертуаре зависимого человека не хватает роли взрослого. Взрослый в своей жизни руководствуется принципом реальности и разумности, ему не чуждо получение удовольствий, но он ясно осознает свои личные цели от чужих и движется к ним. 'Взрослый' перед принятием решения задает себе вопросы: 'Нужно ли мне это, а это ли мне нужно', он взвешивает, анализирует, прогнозирует. Но самое главное, взрослыйживет для себя!!! Взрослый самодостаточен и им трудно манипулировать. Он хорошо знает свои цели и потребности. Так почему же все таки человек начинает пить? Выделяют три основные причины. Генетика, семья и среда. Генетика и среда играют очень важные роли в процессе формирования личности, но на мой взгляд семья является доминирующим фактором. Поскольку именно в семье формируются основы взаимоотношений людей между собой и с окружающим миром.
Выделим наиболее характерные деструктивные сценарии в семье зависимых людей.
1) Спаситель. Это человек, который постоянно спасает зависимого, им может стать мать больного, жена, родственники, друзья, итд. Основная функция спасителя помочь бедному пьющему человеку в различных кризисных ситуациях. А зависимый человек в кризисные ситуации попадает часто, поэтому спаситель как нельзя кстати. Например вечером негодовавшая на пьяного мужа жена, утром начинает отпаивать его минералкой, как больного ребенка, а может еще и врача вызвать чтоб капельницу поставил. Как и любая другая роль спасителя, из созависимого репертуара несет психологическую выгоду и манипуляцию. Кто-то может спросить 'как же мне это выгодно спасать пьяницу от последствий?' Дело в том, что часто психологическая выгода не осознается, и в плане жизненных последствий ее выгодой назвать сложно. Но помогая зависимому человеку, спаситель чувствует, что он сейчас для него важен, что в нем нуждаются. К большому сожалению играя роль спасителя, близкие люди ограждают пьющего человека от ответственности за свое поведение и за жизнь в целом.
2)Преследователь всегда пытается проверять и наказывать пьющего человека. Он постоянно беспокоится и злится. Супруги пьющих людей часто застревают в деструктивной роли преследователя или жертвы. Преследователь относится к преследуемому как к набедокурившему ребенку: ' А какое ты право имеешь принимать решения если пьешь? Зависимый с радостью освобождается от ответственности и ищет удобное место и время что бы это отпраздновать.
3)Жертва. Жертва всегда страдает. Своими страданиями она привлекает внимание всех окружающих и вызывает сочувствие. Всем своим поведением она говорит ' Посмотрите как я мучаюсь с этим алкоголиком, никто бы этого не вынес. Он из меня всю кровь выпил!'. Так говорит человек, занимая деструктивную позицию жертвы и живет с алкоголиком 10-15, а то и 20 лет. Играя любую из этих ролей, человек обречен на медленное разрушение. Зависимого убивает алкоголизм, а созависимого попытки контролировать чужую жизнь Созависимые пытаются спасать других, потому что это для них легче, чем спасать себя и решать свои собственные проблемы. Созависимый перестает жить своей жизнью он всегда ориентирован на управление жизнью зависимого. Ему кажется, что он помогает, у него есть ощущение нужности, но на самом деле он только подталкивает дальше зависимого к его разрушению. Исходя из этого и появилось понятие 'Жесткая любовь', это когда я эмоционально поддерживаю близкого человека, но не поддерживаю его зависимость. Я продолжаю относиться к нему хорошо, не снимая с него ответственности за свое поведение путем дачи денег, прикрывания на работе итд. Поэтому весьма важно в данной ситуации вовремя заняться психотерапией, для распознания своих деструктивных ролей и сценариев.
Слоты прошли долгий путь развития от самых простых образцов, изобретенных еще в девятнадцатом веке, до современных симуляторов, которые оснащены отличной графикой и проработанной системой ставок
В этой главе описаны некоторые примеры конфликтных ситуаций, вызванных страхом и недоверием, и проиллюстрированы варианты выхода из каждого такого конфликта...
Направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. Основное положение: во всех проявлениях личности ведущим является такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни, которая...