Изучение психического развития личности: что необходимо знать
Содержание:
Возрастная психология личности: задачи и методы исследований
Уровни осознанности в психологии
На становление человека как личность влияет многое: окружение, общение, события. И кажется, что это невозможно контролировать! Однако изучение психического развития в рамках концепции «Три уровня осознанности», автором которой является доктор психологических наук Карина Вейнгард, позволяет совершенно иначе посмотреть на себя и окружающих.
В рамках образовательного онлайн-проекта Veingard.Ru доктор Вейнгард помогает понять, на каком уровне осознанности находятся слушатели, раскрыть их внутренний потенциал и определить, в каком направлении двигаться для развития. Эти знания помогут запустить приятные перемены и взять жизнь под контроль!
Возрастная психология личности: задачи и методы исследований
Психология возрастного развития человека – научная область, изучающая особенности изменения индивида с рождения и до старости. Ее задачи заключаются в том, чтобы классифицировать возрастные группы и черты, присущие им. Например, в детской психологии много внимания уделяется наследственности, окружению ребенка, влиянию родителей и воспитанию.
Изучение же зрелых людей строится на базе разных методов исследования – от наблюдения и моделирования ситуаций до разбора генетического древа.
Уровни осознанности в психологии
Мы привыкли к тому, что жизнь развивается линейно: от рождения и до смерти. Поэтому возрастная психология любого человека затрагивает все периоды – детство, зрелые годы и старость.
Эти 3 жизненных этапа прекрасно сочетаются с концепцией Карины Вейнгард:
детство – предметный уровень: ребенок знакомится с окружением, общается с миром вещей – это пора беззаботности, радости, новизны и открытий;
зрелость – ассоциативный уровень: человек вступает в общество и большую часть времени проводит с людьми – заводит знакомства, активно общается, трудится; это время упорной работы, материальных ценностей, достижений и успеха;
старость – метафорический уровень: постепенно на 1-й план выходит комфорт, покой и духовное развитие – этот отрезок жизни связан с мудростью, одухотворенностью.
Но это еще не все! В основе данного метода самопознания лежит изучение особенностей поведения, общения и психических процессов, свойственных каждой возрастной группе.
Предметникам настолько хорошо в детстве, что они и дальше пытаются жить так, словно беззаботная пора и не заканчивалась. Даже в старости они прекрасно ладят с детьми, а малыши тянутся к ним.
Ассоциативники любят демонстрировать себя и свои достижения, поэтому их «золотой период» – осознанные годы, когда они на пике сил и возможностей.
Метафористы ценят жизненный опыт и стараются уйти от детского восприятия действительности. Им не так интересен материальный мир, как ассоциативному типу людей, ведь они тянутся к духовным знаниям.
Процесс развития зависит от индивидуальных особенностей личности. Но в рамках авторской программы саморазвития вам не придется погружаться в дебри психологии: главное – определить, на каком из уровней находится человек, чтобы выстроить предельно точный путь к самосовершенствованию!
Представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия. Анатомо-физиологическим коррелятом явления...