Межличностные отношения в школе складываются на основании индивидуальных качеств каждого ученика. Проявление тех или иных черт характера можно наблюдать уже с первого дня обучения детей в школе.
Новый коллектив, в который попадает ребенок - это несформировавшаяся общность, где проявляется
структура личности каждого первоклассника. В зависимости от того, имелся ли опыт общения у детей со сверстниками в достаточном объеме, проявляются и черты его характера. Проявление лидерских качеств, или, наоборот, скромность поведения являются определяющими показателями в формировании межличностных отношений в классе. Зачастую более смелый и открытый ребенок проявляет желание общаться с одноклассниками, быстро знакомится с ними, предлагает различные игры и высказывает свою точку зрения.
Скромный и более закрытый ребенок относится к этому с определенной настороженностью и не всегда идет на контакт. Такая модель поведения, как правило, вызывает неоднозначную оценку и в дальнейшем может осложнить ребенку жизнь в школьном коллективе. По определению Б.Г.Ананьева личность - это субъект общественного поведения и коммуникации. А каждый ребенок, даже самый маленький - это уже личность, на формирование которой огромное воздействие оказывают отношения в классе.
В этом контексте необходимо пристальное внимание уделять формированию коллектива уже с первых дней пребывания детей в школе. Невозможно переоценить роль первого учителя в этом процессе. Именно он в значительной степени влияет на атмосферу, которая складывается в классе. Роль его личности в деле становления детских характеров огромна. Понимая, что
психология личностных отношений играет в этом главенствующую роль, он должен внимательно наблюдать и в нужный момент вмешиваться в отношения между детьми. Отсутствие опыта общения у детей усложняет задачу, но только терпеливое отношение к своим подопечным может дать положительные результаты.
Моделируя поведение школьников с самого первого дня их нахождения в коллективе, педагог может дать им необходимые коммуникативные навыки для поведения и вне учебного заведения. Такое многообразное знаний, умений навыков и привычек позволяет применять в воспитании детей целостные методики с обязательным учетом индивидуальных характеристик каждого отдельного ребенка.