Здравствуйте!Моему сыну 4 года, а моей племяннице 2,9 г.Дети часто видятся, почти каждый день, но не могут дружно играть ,все время отнимают друг от друга игрушки книжки одежду, начинают драться, мы не знаем как реагировать на это, и ругали, и пробовали объяснять, что так нельзя, что они брат с сестрой и должны наоборот друг друга защищать, а не между собой драться, пробовали никак не реагировать, просто наблюдать,но боимся, что могут друг друга толкнуть или сильно ударить, при чем младшая бывает более агрессивна.А в детском садике, во дворе с другими детьми играют спокойно, и без проблем меняются игрушками.Что делать подскажите?
к вопросу
Ответ психолога
Здравствуйте Елена! К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, поскольку ссоры бывают разными.
Как это происходит?
Обычно самые маленькие дети не ссорятся, потому что просто не замечают друг друга. Ссоры начинаются, когда малыш встречается с ребенком постарше. Почему? Маленькие дети еще не могут удержать в поле зрения больше одного предмета, поэтому, как только их взгляд падает на игрушку, они видят лишь эту замечательную машинку, а не мальчика Петю, который ее держит и собирается в нее поиграть. Малыш никого не собирается обидеть, он просто хочет взять игрушку из рук мальчика точно так же, как взял бы ее с полки или вытащил из коробки. Если Петя рассердится, для малыша его реакция будет похожа на нападение без предупреждения, и ему (как пострадавшему) придется защищаться, махать руками, толкаться и, конечно, громко кричать.
Взрослым такая сцена может показаться самой настоящей ссорой: дети колотят друг друга, плачут, кричат. Но несмотря на кажущуюся ясность ситуации, постарайтесь не ругать малышей. Лучше сначала успокойте их, так как каждый из них сейчас напуган агрессивным поведением другого и отчаянно защищается. Если вы начнете ругать малыша, то еще больше испугаете его, а заодно укрепите в нем уверенность, что все это "из-за Пети". И тогда в следующий раз при встрече с этим ребенком малыш отнесется к нему враждебно и недоверчиво, а любой, даже безобидный жест (взмах рукой или неловкое прикосновение) испугает его, вызовет плач или вспышку агрессии.
Гораздо важнее научить малыша замечать других детей и понимать их желания и настроение. Кстати, лучше всего это получится у внимательного и доброжелательного взрослого, который уже не раз заслужил доверие малыша. Поговорите с маленьким "воином" о тех детях, вместе с которыми он играет, гуляет или занимается в каком-нибудь кружке. Ваши вопросы: "Во что любит играть, - Катя?", "Что сегодня нарисовал Антон?" покажут малышу, что вокруг него есть другие дети! Не забывайте почаще обращать внимание ребенка на выражение лица и настроение его приятелей: "Видишь, Антон нахмурился и сердится, наверное, он ни с кем не хочет сейчас разговаривать. Давай подойдем к нему потом, а пока поиграем с Анечкой".
Еще до революции, чтобы устроиться в Экспедицию заготовления Государственных бумаг (так назывался в то время Госзнак), требовалось поручительство двух работников, знающих новичка лично. Если же новичок не оправдывал доверие, то увольнялись все трое.
Все дети задают вопросы, порой, много вопросов. Не удивительно, ведь в детском возрасте все мы хотели познать множество непонятных для нас моментов. И, как это принято, все свои 'почемучки' мы...
Процесс адаптации к актуально осуществляющейся деятельности. При врабатывании повышается возбудимость и функциональная подвижность нервной системы, усиливается концентрация возбуждения нервных...