У нас растет восьмилетний сын. В этом году он пошел в 1 класс. (В детский сад он не ходил по состоянию здоровья. Четыре года сидел дома с нянями.) У ребенка не складываются отношения в классе: по его словам - его все бьют, со слов учителя - он сам задирается, несдержанный, может обидеть и словом и поступком. Одной из причин, возможно, является то, что ребенка вовремя не научили понятиям: МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НАДО. Также не научили уважению других людей. Как сейчас всему этому научить ребенка? Слова уже не помогают, наказания - тоже - он уже готов уйти из дома... Нужен какой-то совершенно другой способ убежднения, как-то менее болезнно приучить к понятиям: надо, можно и нельзя. Очень нужен профессиональный совет! Спасибо!
к вопросу
Ответ психолога
Прежде чем к чему - то его приучать, давайте немного порассуждаем о том возрасте и периоде ребенка, в котором он находится.
При поступлении в школу, центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка. Поэтому стоит заострить внимание на мотивации учения - системы побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.
Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Если говорить о внутренних мотивах, то это: 1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний; 2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе - меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Существуют также внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. При этом очень важно, чтобы учитель отличался высоким профессиональным мастерством, стремясь не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), не призывать всех подражать отличникам, ориентировать учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Существуют группы риска в младшем дошкольном возрасте, к какой группе относится и относится ли Ваш сын вообще к группе риска, решать Вам. Первая группа: Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. В этой ситуации следует формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку. Еще одна группа: Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые. Причины: особенности семейного воспитания, тип темперамента, отношения учителя. Резюмируя вышесказанное, стоит отметить очень важную роль в возникшей ситуации Учителя, и конечно же родителей. Вы сами понимаете, что у ребенка не сформировался опыт общения с ровесниками, при этом он находится как раз в том возрасте, когда этот аспект достаточно важен для общего развития. Все еще важное значение имеет игра в жизни ребенка, соревнования, где развивается и внимание, и память и мышление. Отнеситесь терпимее к поступкам Вашего сына, обратите внимание именно на учебу, подумайте и найдите способ вместе с учителем, чтобы Ваш ребенок чем - то отличился перед сверстниками - пусть это будет яркий и полный ответ по какому - то предмету. Хвалите и поощряйте малейшие достижения в учебе вашего ребенка. Подумайте как сблизить его со своими одноклассниками. Пригласите в гости группу ребят, которых он сам выберет. Понаблюдайте за ними. Во что они играют. Как при этом ведет себя Ваш сын. Будьте опорой и защитой для своего сына. Если ребенок видит лишь отвержение себя и в школе и дома, это никак не будет мотивацией к исправлению. Удачи! Пишите.
Странная штука - страх, Ведь он возник в природе как ценнейшее,самое что ни на есть эффективное средство самозащиты. Но человек не был бв самим собой, если бы вокруг этого уникального изобретения...