Психология на RIN.ru: Маслоу Абрахам Харольд - Известные психологи мира
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Маслоу Абрахам Харольд

это может вам помочь Обучение ребенка начинается с младенчества С появлением на свет младенца, родители начинают беспокоиться о его воспитании, планируют предстоящие затраты на образование

Маслоу Абрахам Харольд

Маслоу (Maslow) Абрахам Харольд (1908-1970) - американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии (патопсихологи). Один из основателей гуманистической психологии. Образование получил в Висконском ун-те Мэдисона (бакалавр, 1930; магистр, 1931; д-р философии, 1934). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя на фак-те психологии Колумбийского педагогического колледжа (1935-1937) и Бруклинского колледжа (1937-1951). С 1951 по 1969 г. М. - профессор университета Брэндесаю. В 1967 г. - президент Американской психологической ассоциации (АРА). Имеет награду "Гуманисту" Американской гуманитарной ассоциации (1967). Почетный доктор ряда унтов. Основатель журнала "Eupsychian Management". Начав свою научную карьеру с исследований социального поведения приматов в 1930-е гг., уже в начале 1940-х гг. М. обратился к изучению высших сущностных проявлений человека, присущих ему одному - любви, творчества, высших ценностей и др. Толчком к этому послужил эмпирически выделенный М. тип так называемых самоактуализирующихся личностей, наиболее полно выражающих человеческую природу. Выдвинув требование целостного подхода к человеку и анализа его специфически человеческих свойств в противовес безраздельно господствовавшему в послевоенной американской психологии биологическому редукционизму и механицизму, М. вместе с тем усматривает источник этих свойств в биологической природе человека, приняв взгляд К. Гольдштейна на развитие как на развертывание заложенных в организме потенций. М. говорит об инстинктоидной природе базовых человеческих потребностей, в том числе постулируемой им потребности в самоактуализации - раскрытии заложенных в человека потенций. В 40-е гг. М. разрабатывает теорию человеческой мотивации, которая до сих пор относится к числу наиболее популярных. Теория М. основана на идее иерархии удовлетворения потребностей, начиная от самых насущных физиологических и кончая высшей потребностью в самоактуализации. Всего М. выделяет 5 иерархических уровней потребностей (так называемая "пирамида М."). Низшие потребности удовлетворяются в первую очередь; высшие начинают мотивировать поведение лишь тогда, когда низшие удовлетворены. Поведение большинства людей направляется низшими потребностями, поскольку им не удается обеспечить их удовлетворение и перейти на более высокий уровень. В середине 50-х гг. М. отказался от жесткой иерархии, выделив два больших класса сосуществующих друг с другом потребностей: потребности дефицита (нужды) и потребности развития (самоактуализации). Продолжая изучение самоактуализирующихся личностей, жизненные проблемы которых качественно отличны от невротических псевдопроблем, стоящих перед незрелой личностью, М. приходит к выводу о необходимости создания новой психологии - психологии Бытия человека как полноценной, развитой личности, в отличие от традиционной психологии становления человека человеком. В 60-е гг. М. занимается разработкой такой психологии. В частности, он показывает фундаментальные различия познавательных процессов в тех случаях, когда они движимы нуждой, и тогда, когда в их основе лежит мотивация развития и самоактуализации. Во втором случае мы имеем дело с познанием на уровне Бытия (Б-познанием). Специфическим феноменом Б-познания выступают так называемые пиковые переживания, характеризующиеся чувством восторга или экстаза, просветленностью и глубиной понимания. Краткие эпизоды пиковых переживаний даны всем людям; в них каждый на мгновение становится как бы самоактуализирующимся. Религия, по М., возникла изначально как образно-символическая система для описания пиковых переживаний, которая впоследствии приобрела самостоятельное значение и стала восприниматься как отражение некой сверхъестественной действительности. Обычная мотивация на уровне Бытия сменяется так называемой метамотивацией. Метамотивами выступают ценности Бытия (Б-ценности): истина, добро, красота, справедливость, совершенство и др., которые принадлежат как к объективной действительности, так и к структуре личности самоактуализирующихся людей. Эти ценности, как и базовые потребности, М. выводит из биологии человека, объявляя их универсальными; социокультурная среда играет лишь роль фактора, влияющего на их актуализацию, причем чаще отрицательно, чем положительно. В последние годы М. двинулся еще дальше, разрабатывая проблему трансценденции самоактуализации и перехода на еще более высокие уровни развития. М. стоял у истоков трансперсональной психологии, был одним из лидеров этого движения в начальный период его становления. Представления М. о направлении развития человека привели его к идеальной модели "эвпсихического" общества, которое создает и поддерживает возможности максимальной самоактуализации его членов. Эвпсихическая идеология М. нашла практическое применение в менеджменте, в который благодаря М. проникли идеи о самоактуализации как побудительной силе поведения людей в управлении организациями. В последние годы М. обратился к проблемам образования, посвятив им ряд оригинальных работ. М. оказал большое влияние на развитие западной психологии в 1960-70-х гг., придав мощный импульс гуманистическому течению в ней. В конце 1950-х гг. М. стал инициатором объединения нетрадиционно мыслящих психологов, интересующихся специфически человеческими проявлениями человека, в новое сообщество, из которого выросла Американская ассоциация гуманистической психологии (1962) и журнал гуманистической психологии (1961). М. был главным вдохновителем и до самой смерти одним из лидеров движения гуманистической психологии, во многом его лицом. Главные труды М.: "Motivation and Personality", N.Y., 1954; "Toward a Psychology of Being", N.Y., 1962; "Religions, Values, and Peak-experiences", Columbus, 1964; "The Psychology of Science", N.Y., 1966; "The Farther Reaches of Human Nature", N.Y., 1971. В рус. пер. "Самоактуализация" / "Психология личности. Тексты". М., МГУ, 1982; "Мотивация и личность", СПб, 1999.

Д.А.Леонтьев

Онлайн-казино: азарт правит миром! Онлайн-казино: азарт правит миром!
Люди всегда были и будут азартными
Эффективная 10 минутная тренировка Эффективная 10 минутная тренировка
Получить форму в мгновение ока. Я работающая мать-одиночка, у меня есть сын подросток и малыш, я пытаюсь заботиться о себе, балансируя между моей карьерой, семьей и друзьям
Преимущества и недостатки онлайн-казино Преимущества и недостатки онлайн-казино
Онлайн- казино представляет собой сайт в интернет сети, с возможностью игры в азартные игры
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Маслоу Абрахам Харольд
Маслоу Абрахам Харольд, фото ...
Маслоу Абрахам Харольд американский психолог фото биография ... (1908 - 1970) - американский психолог ...
OZON.ru - Абрахам Харольд Маслоу (Abraham ...
Ozon.ru - крупнейший в России интернет-магазин, где продаются книги, видео, компакт-диски ...
Маслоу Абрахам Харольд
Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью ...
Maslow.Psy4.ru: Абрахам Маслоу - Биография
Абрахам Харольд Маслоу (Abraham Harold Maslow), будущий знаменитый психолог и психотерапевт, ведущий ...
Распахнувший двери :: Частный ...
Распахнувший двери 1 апреля 1908 года родился психолог Абрахам Харольд Маслоу
Психологи, основатели, современные ...
Маслоу (Maslow) Абрахам Харольд (1908-1970) - знаменитый американский экономист и психолог, пирамида ...
Маслоу
Маслоу Абрахам Харольд (Abraham Harold Maslow. 1908-1970) С легкой руки: 5. Теория человеческой мотивации | А.
Абрахам Харольд Маслоу (Abraham Harold Maslow ...
Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют




Это интересно
Правду говорят двое: тот, кто рассказывает, и тот, кто слушает.
Восточная мудрость
Поиск по словарю
Новости
В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы сравниться с физическими, эмоциональными и социальными переменами юности. Круг...
Словарь психолога
Психологическая дистанция
Степень эмоционально-ценностной близости и взаимной заинтересованности, которую переживают участники общения. Этап установления контакта во всяком психологическом эксперименте, и особенно в...
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь