это может вам помочьКак и где получить качественное высшее образование Если вы хотите добиться успеха в жизни и в будущем построить успешную карьеру, вам стоит подумать о получении высшего образования
ВундтВильгельм
ВундтВильгельм Макс - знаменитый немецкий психолог и физиолог, один из основателей экспериментальной психологии (называемой также психофизикой и физиологической психологией), родился в 1832 году в Баденском великом герцогстве, изучал медицину в Тюбингене, Берлине и Гейдельберге, где и выступил приват-доцентом физиологии, а в 1864 г. сделался профессором. сором. Затем он перешел в Цюрих, откуда был приглашен в Лейпциг для занятия кафедры философии.
Психофизика, которой посвящены важнейшие ученые работы Вундта, имеет своей задачей определить точнейшим образом, путем экспериментов, соотношение между изменением элементарных психических состояний и соответствующим изменением физиологически раздражений. Постоянство и правильность этого соотношения, при невозможности вывести физическое бытие из психического, или наоборот, навели Вундта на философский взгляд (высказанный им еще в раннем его сочинении о душе человека и животных), что психические и физические процессы суть две стороны одного и того же действительного бытия, которое изнутри является как душа, а извне как тело. Это в сущности есть взгляд Спинозы, который в основном духовном бытии - мышлении, и основном телесном - протяжении, видел лишь два параллельных атрибута одной и той же субстанции. К сожалению, Вундт не остановился на развитии этого взгляда, а присоединил к нему в дальнейших своих философских трудах и другие разнородные точки зрения. В его капитальном философском сочинении "System der Philosophic" мы находим следующие основные мысли:
1) упомянутый спинозичесий взгляд: элементарным данным истинного познания Вундт признает представление, которое есть вместе с тем и предмет представления, т. е. такой модус действительного бытия, в котором атрибут мышления неразрывно связан с атрибутом протяжения;
2) спинозист Вундт оказывается вместе с тем кантианцем. Нашему познанию ничто не доступно, кроме наших собственных субъективных состояний; существование внешнего мира есть лишь заключение ума; а не что-нибудь данное.
По-кантовски строится Вундтом и вся трехчастная или трехстепенная система познания: сначала чувственное или восприятельное познание, в котором Вундт, по следам Канта, различает материальное содержание, данное в ощущениях, и форму, представляемую пространством и временем; этою низшей ступенью познания ограничивается практическая жизнь; вторая средняя ступень - рассудочное познание, свойственное отдельным наукам, которые обрабатывают материал восприятий, следуя двум основным законам мышления: расчленяя данные комплексы явлений на отдельные части и определяя зависимость этих частей друг от друга; наконец, на третьей и высшей ступени - в разумном познании наше мышление переходит за пределы всякого опыта, пытаясь завершить его в двух направлениях - абсолютной целости и абсолютной (элементарной) единичности; отсюда происходят космологические, онтологические и психические идеи, которые Вундт частью признает, как гипотезы, долженствующие всегда остаться гипотезами (абсолютное всеобъемлющее существо), частью же осуждает, как пустые фикции (душа в смысле субстанции).
3) Этот ультракантианский элемент в миросозерцании Вундта переходит иногда в позитивистический эмпиризм: философия признается лишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между собою (освобожденных от противоречий); забывая допущенное им различие между формой и материей познания, Вундт объявляет, что нельзя ничего знать, кроме того, что дано в реальном опыте.
4) В заключение ко всему этому присоединяется в системе Вундта весьма заметный гегельянский элемент: отрицается идея субстанции, пребывающего субъекта, признаются только процессы; действительным бытием в конце концов оказывается только духовная деятельность, частью индивидуальная, частью коллективная, создающая духовные продукты безотносительной ценности, каковы: наука, искусство, религия, в особенности же государство. Указанные разнородные элементы не сведены в системе Вундта к внутреннему единству.
Заслуживает внимания последний труд Вундт - большая весьма обстоятельная и (сравнительно) хорошо написанная статья о гипнотизме и внушении, в издаваемом им сборнике философских этюдов. Признавая факты гипнотического внушения автор старается освободить их от всяких мнимых, как ему кажется, мистических объяснений, от всякой связи с так называемым оккультизмом, к которому он относится безусловно отрицательно; в заключение он предостерегает от практических занятий гипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставить эти опыты исключительно врачам-специалистам, для терапевтических целей.
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Успех каждого из нас зависит только от того, насколько мы сами этого хотим. Сегодня это утверждение как никогда ранее соответствует действительности. От качеств, которые мы 'культивируем' в себе, от...
Термин, введенный И.П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности. Существуют: зрительный, слуховой,...