Психология на RIN.ru:  Бихевиоризм
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Новости
Общая психология
Семья и дети
Мужчина и женщина
Психология и менеджмент
Наркомания
Другие виды зависимостей
Что мы знаем о цвете?
Психолог on-line
Эмоции
Практическая психология
Психологические портреты
Психология - это наука
Известные психологи мира
Релаксация, аутотренинг
Образование
Россыпи практической мудрости
Возьми на заметку!
Рефераты и дайджесты
Словарь психолога
Литература




Это интересно
Лучше быть безумным со всеми, чем разумным в одиночку.
Бальтасар Грасиан


Поиск по сайту
Поиск по словарю
Конструктор сайтов
Хостинг
Новости
Служба рассылки
Тесты
Игровой сервер
Скачать MP3 бесплатно
Вы находитесь здесь >> :: Общая психология :: Психологические школы ::
1 ::

Бихевиоризм

В самом начале XX века возникло мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется.Кредо этого направления запечатлел термин поведение (англ. 'бихевиор'), а само оно было названо бихевиоризмом. Его 'отцом' принято считать Джона Уотсона (1878-1958), статья которого 'Психология, каковой ее видит бихевиорист' (1913) стала манифестом новой школы. Уотсон требовал 'выбросить за борт' как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители.

Ни Павлов, ни Бехтерев, на концепции которых опирался Уотсон, не придерживались столь радикальной точки зрения. Они надеялись, что объективное изучение поведения в конце концов, как говорил Павлов, прольет свет на 'муки сознания'.Бихевиоризм стали называть 'психологией без психики'. Этот оборот предполагал, что психика идентична сознанию. Между тем, требуя устранить сознание, бихевиористы вовсе не превращали организм в лишенное психических качеств устройство; они лишь изменяли представление об этих качествах. Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Отныне она включала доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания 'стимул-реактивные' отношения.

Изменились и психологические эксперименты. Они ставились преимущественно на животных - белых крысах. В качестве экспериментальных устройств, взамен прежних физиологических аппаратов, были изобретены различные типы лабиринтов и 'проблемных ящиков'. Запускаемые в них животные научались находить из них выход.Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о фактоpax, определяющих модификацию поведения. Материал подвергался дотошной статистической обработке. Ведь реакции животных носили не жестко предопределенный, а статистический характер.

Изменялось воззрение на законы, правящие поведением живых существ, в том числе человека, представшего в этих опытах как 'большая белая крыса', ищущая свой путь в 'лабиринте жизни', где вероятность успеха не предопределена и царит Его Величество Случай.Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Вместе с тем он ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней духовной (как в прежние времена), но и внешней, телесной реальности. Бихевиоризм изменил общий строй психологического познания, предмет которого охватывал отныне построение и изменение реальных телесных действий в ответ на широкий спектр внешних вызовов. Сторонники этого направления рассчитывали, опираясь на данные экспериментов, объяснить законами научения любые естественные формы поведения людей, такие, например, как строительство небоскреба или игру в теннис.

1 ::

CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь