Психология на RIN.ru:  Кун Томас Сэмюэл  - Известные психологи мира
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Кун Томас Сэмюэл

это может вам помочь В аптеках Красноярска подорожали лекарства В аптеках Красноярска стремительно выросли цены на лекарства пользующиеся спросом

Кун Томас Сэмюэл

Кун Томас Сэмюэл (1922-1996) - американский историк и философ, один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. Разработал концепцию исторической динамики научного знания, которая легла в основу теории научной рациональности, радикально отличающейся от логико-позитивистских и 'критико-рационалистич.' представлений о науке.

Кун выступил критиком индуктивистских и кумулятивистских моделей реконструкции истории науки, свойственных логическому позитивизму. Наука, в его представлении, не есть постепенное накопление истин, обретаемых в 'чистом' (т.е. не зависящем от теоретических предпосылок и гипотез) опыте. Рациональность науки не сводится к сумме логических правил образования и преобразования научных суждений, ценность которых удостоверяется в процессах 'верификации' (опытной проверки) и редукции к наблюдениям, результаты которых можно представить в виде 'базисных' ('протокольных') предложений. Историк, некритически воспринимающий позитивистские ориентации, обречен на искажение действительной истории науки, более того, на непонимание того, что является содержанием и сутью научной деятельности. К. отверг логико-позитивистское решение проблемы 'демаркации', т.е. проведение жесткой разграничит, линии между наукой и не-наукой, сводившееся к применению логических и 'верификационных' критериев к анализу языка научных теорий.

Цель деятельности ученого - не истина (этот термин оказывается излишним при описании научной деятельности), а решение концептуальных или инструментальных 'головоломок'. Успех вознаграждается признанием соответствующего научного сообщества; мнение людей, не включенных в это сообщество, вообще игнорируется или учитывается в незначительной мере. Поэтому, с одной стороны, научное сообщество крайне консервативно в своих оценках собственной рациональности (эта консервативность - условие единства и общности), с др. стороны, оно настроено почти всегда на полное отрицание 'иной' рациональности, претендующей на решение тех же 'головоломок'.

Понятие процесса науки, основанное на представлении о возрастающей истинности научных суждений, по Куну, исключается из философско-методологической рефлексии. Основания наиболее важных решений (напр., связанных с выбором фундаментальной научной теории), принимаемых учеными, в первую очередь следует искать в социологических и психологических обстоятельствах их деятельности, в особенности тогда, когда на роль инструментов объяснения претендуют сразу несколько научных теорий. Логический анализ ситуаций выбора может оказаться совершенно бесполезным, поскольку 'парадигмы' (господствующие образцы решения научных проблем - 'головоломок') задают и свою собственную логику, и у разных парадигм могут быть разные логики.

Психология и социология (а не нормативная 'логика научного исследования') призваны объяснить, почему в 'нормальные' периоды ученые упорно держатся за принятые ими теоретическия основания, при этом часто игнорируя объяснительный потенциал конкурирующих 'парадигм', иногда даже не обращая внимания на противоречия между опытом и объяснениями, получаемыми в рамках 'своей парадигмы', либо пытаясь устранить эти противоречия за счет гипотез ad hoc, а в периоды 'кризисов' мучительно ищут возможности 'гештальт-переключений' (это можно сравнить с тем, как человек, увидевший в рисунке психологического теста 'утку', с большим трудом заставляет себя увидеть в том же рисунке 'кролика').

В Челябинске открывается школа раздельного обучения девочек и мальчиков В Челябинске открывается школа раздельного обучения девочек и мальчиков
Семейное образование становится всё более популярным среди родителей, которые ищут для своих детей более эффективные схемы образования
Не выбрасывайте косточки калины Не выбрасывайте косточки калины
Мы так часто не знаем о том, какие богатства нам даны
Укрепляем волосы и ногти Укрепляем волосы и ногти
Волосы и ногти - то, что в первую очередь бросается в глаза
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Кун Томас Сэмюэл
Электронная еврейская энциклопедия
Электронная еврейская энциклопедия. The Jewish Encyclopedia in Russian on the Web. Электронная еврейская ...
УРОКИ ЗАГРУЗИ: книги по философии ...
Кун Томас Сэмюэл (1922-1996) \ Кунафин Марат Самирханович (р. 1957) \ Кьеркегор, Киркегор Серен (1813-1855) \
Хрестоматия по философии.
... Людвиг Гадамер Ханс-Георг Поппер Карл Раймунд Сартр Жан Поль Рикер Поль Кун Томас Сэмюэл ...
Концепции научного знания ...
Томас Сэмюэл Кун. Для концепции Т.Куна, в основном разработанной им в книге "Структура научных ...
Научная революция - Энциклопедия ...
В ней Кун предложил оригинальную модель ... Кант Иммануил; Кун Томас Сэмюэл; Лакатос ...
Известные психологи мира - Психология
Кун Томас Сэмюэл . Разработал концепцию исторической ...




Это интересно
Со всяким новым человеком надо всегда начинать с разговора в самом дружелюбном тоне.
Фредерик Тейлор, американский специалист по НОТ
Поиск по словарю
Новости
Известные психологи мира
Кабанис Пьер
Французский врач. В русле материалистического направления в психологии выдвинул положение о трех уровнях организации поведения.
Словарь психолога
Языковая активность
Знаковая (в исходной форме звуковая) деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества.
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь