АдлерАльфред (1870-1937) - австрийский психолог, ученик Фрейда, основатель школы 'индивидуальной психологии'. Получил медицинское образование в Венском университете (1895), занимался исследованиями психопатологических симптомов. В 1902 познакомился с Фрейдом и стал участником его дискуссионного кружка. Адлер с самого начала скептически относился к фрейдовскому методу толкования сновидений и объяснения психических расстройств сексуальными факторами, отвергал концепции 'либидо' и 'Эдипова комплекса'. В 1907 опубликовал книгу 'Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации', негативно встреченную Фрейдом; в 1911 окончательно с ним разошелся, основав собственное направление в психологии - 'индивидуальную психологию'. В 1914 основал журнал 'Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie', в 1924 - Междунар. ассоциацию индивидуальной психологии. В 1926 читал лекции в Колумбийском ун-те. В 1932 переехал в США, занимался преподаванием.
Адлер исходил из того, что человеческая психология детерминируется факторами особого порядка и не может быть сведена к физиологическим или биологическим причинам; чистая каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна для объяснения человеческой жизни, ключевую роль в которой играют долженствование и целеполагание. (Эта методологическая установка определила несогласие Адлера с теорией сексуальности Фрейда, его концепцией либидо и редукционистскими моделями объяснения, сводившими психические процессы в конечном счете к биологическим первоосновам.) По мнению Адлера, объяснение психических процессов и поведения индивида требует прежде всего выявления его цели, или целевой установки. Целевая установка (часто самим индивидом не сознаваемая) определяет 'линию жизни' индивида, его 'жизненный план', который так или иначе реализуется во всех поступках человека и определяет долговременную стратегическую направленность его поведения. Адлер отказался от причинного объяснения и поставил на его место телеологический подход.
Основной, общей целью каждого индивида Адлер считал стремление к власти и превосходству, крое может в каждом конкретном случае принимать разные формы. Эта цель предопределена тем фундаментальным фактом, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям и сестрам и к окружающим. Стремление к превосходству призвано компенсировать 'вездесущее человеческое чувство неполноценности' и иногда может принимать болезненные формы сверхкомпенсации (например, у невротиков). 'Жизненный план', сформированный целью достижения превосходства, представляет собою стержень психической жизни индивида, ее объединяющий принцип.
Придерживаясь целостного, холистического подхода, Адлер считал, что человека всегда следует рассматривать в контексте его окружения и что знание о человеке невозможно без выяснения 'отношения человека к своим социально установленным задачам'. Человек живет в обществе, и окружающая культура всегда устанавливает опр. границы для реализации его стремления к превосходству. Помимо стремления к превосходству у человека имеется также 'чувство общности': 'Его телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум стремятся к общепринятости, предполагают ее; любовь, работа, человеческая сопричастность являются реальными требованиями совместной человеческой жизни. Эти нерасторжимые реальности атакует или пытается их хитроумно обойти 'стремление к личной власти'. Чувство общности и стремление к превосходству являются основными факторами человеческого поведения: первое становится его ограничивающим принципом, второе - направляющим.
Стремление к превосходству имеет бесчисленные формы проявления. В зависимости от конкретных сфер его приложения оно может выражаться в антисоциальном поведении, но и превращаться иногда в источник высоких культурных достижений, мощный фактор культурного прогресса.
Невроз Адлер понимал как 'ошибочную с позиций культуры попытку избавиться от чувства неполноценности', как бунт против общества, выражающийся в уклонении индивида путем внутренних противодействия от всякого принуждения со стороны общества. В мировосприятии невротика представление о принуждении претерпевает значительное расширение: социальные феномены - в т.ч. такие в нормальном случае привычные явления, как логика, эстетика, любовь, забота о ближнем, сотрудничество и язык, - остро воспринимаются невротиком как принудительные и чувствуются им как нечто ущемляющее его внутреннее стремление к превосходству. Уклонение от участия в субъективно принудит, формах социальной жизни ведет к изоляции невротика от общества, проявляющейся в установлении им нестандартных 'частных логик', нарушениях речи, соматических невротических симптомах, сексуальных проблемах, разрушении его способности к общению. Стремление к сверхкомпенсации, часто свойственное невротику, оказывает влияние на стиль его мышления и определяет доминирование в его 'апперцепционной схеме' жестких дихотомических дистинкций ('вверху-внизу', 'победитель-побежденный', 'мужское-женское', 'все-ничто' и т.п.).
Формирование 'невротического плана', с точки зрения Адлера, может происходить как под влиянием физиологических факторов (напр., неполноценности органов), так и под влиянием социальных факторов, главным образом особенностей 'семейной конституции'. Как и другие исследователи психоаналитического направления, Адлер считал, что невротическая установка складывается у индивида в первые годы жизни. Основное средство лечения неврозов - выявление у пациента его индивидуальной целевой установки, доведение ее до его осознания, развитие у пациента социального чувства и возвращение его в общество.
Социально-психологический уклон в психологичечкой концепции Адлера оказал влияние на теоретические концепции неофрейдистов (Г. Салливан, Хорни, Фромм и др.); однако сама 'индивидуальная психология' как действующая научная школа после 20-х гг., на которые пришелся пик ее известности и популярности, практически утратила свое влияние.
В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении,...
Состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности. Понятие оптимального уровня активации означает максимальное соответствие состояния нервной системы поведенческому...