ЛершФилипп (4.4.1898, Мюнхен - 15.3.1972, Мюнхен) - немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии. Получил среднее образование в гимназии Мюнхена, с 1916 г. по 1918 г. он - на военной службе, в 1918 г. приступил к изучению машиностроения в Высшей технической школе Мюнхена, с 1919 г. по 1922 г. изучал философию и историю немецкой литературы в Мюнхенском университете, в 1922 г. защитил докторскую диссертацию под руководством Ф. Штриха по теме немецкого романтизма , работал домашним учителем, одновременно обучаясь банковскому делу.
Под влиянием трудов З. Фрейда обратился к психологии, с 1923 г. снова проходит обучение в Мюнхенском университете у Э. Бехера, М. Гейгера, А. Пфендера, слушал курс психиатрии у О. Бумке.
С 1925 г. по 1933 г. Лерш - военный психолог в психологической лаборатории (руководитель - Б. Рифферт) в Министерстве рейхсвера, где занимался развитием психодиагностических тестов определения профпригодности офицеров. В 1929 г. в Высшей технической школе Дрездена Лерш защитил диссертацию для замещения должности доцента по психологии и философии ('Лицо и душа'), в которой первый в истории психологии использовал киносъемку для систематического изучения мимических реакций.
С 1930 г. по 1936 г. Лерш - ассистент в Психологическом институте при Высшей технической школе, с 1936 г. - экстраординарный профессор философии и характерологии, в 1937 г. принимает приглашение и занимает кафедру психологии и педагогики университета Бреслау, в это время выходит основной труд его жизни - книга 'Строение характера', которая в дальнейшем неоднократно переиздавалась.
С 1939 г. Лерш - в Лейпцигском университете (как преемник Ф. Крюрега, основателя 'лейпцигской школы' психологии целостности), с 1942 г. работал в Мюнхене по подготовке военных психологов, после войны обратился к проблемам социальной психологии, с 1952 г. по 1966 г. преподавал в Мюнхене.
Член правления Немецкого союза психологов (1938-1945) и председатель Немецкого общества психологов (1953-1955). Работал в традициях немецкой характерологии, в этом отношении наибольшее влияние на его мировоззрение оказали Л. Клагес и А. Пфендер. Ставил своей задачей на основе феноменологического самонаблюдения дать максимально полное описание относительно устойчивых и индивидуально различных установок личности.
Основываясь на общеантропологических представлениях о полярности отношений индивида с окружающим миром, разработал достаточно умозрительное учение о слоях характера, в котором выделял 'эндотимную' основу (настроения, чувства, аффекты, влечения) и личностную 'надстройку'. Дал классификацию переживаемых влечений, выделив три уровня: уровень влечений витального бытия (стремление к деятельности, к наслаждению, либидо, стремление к впечатлениям), уровень влечений индивидуального Я (потребность в самосохранении, эгоизм, воля к власти, уровень притязаний, стремление к значимости, потребность в признании, потребность в самоуважении) и уровень влечений индивидуального бытия (человеческое участие, стремление к продуктивному творчеству, познавательные интересы, любовное соучастие, долг, художественные потребности, метафизические потребности, религиозные искания).
Еще в 1938 г. Лерш постулировал антиципаторный характер мотивации. Дал развернутый феноменологический анализ эндотимных переживаний. Разработал требования к подготовке специалистов-психологов в Германии. Занимался чрезвычайно широким кругом психологических вопросов (ценностные ориентации, философская антропология, диагностическая характерология, психология пола, спортивная и юридическая психология).
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Люди большею частью выносят гораздо легче настоящие беды, чем фантастические, и это от того, что настоящими бедами редко бывает задето самолюбие, а в самолюбии источник болезненных страданий.
Можно, конечно, отмахнуться. Не обращай, мол, внимания. Ты ведь не такой, как тебя обзывают, правда? Ну и все, забыли. А не получается! Ведь если человека легко обидеть, значит, он очень неуверен в...
Тесты, которые предполагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером. Тесты, предполагающие компьютерную обработку информации, собранной на бланках, не являются...