ЛоренцКонрад (1903-1989) - австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине (1973), родоначальник этологии - науки о поведении животных.
Изучал медицину в Вене, параллельно занимаясь сравнит, анатомией, философией и психологией. С 1940 проф. философии в Кенигсбергском университете, с 1948 работал а университете Мюнстера, затем - в Институте физиологии поведения им. М. Планка в Зеевизене.
Для Лоренца наибольший интерес представляли проблемы, связанные с выявлением основных механизмов и характерных особенностей предистории и протокультуры человека, с изучением процессов коэволюции его психики и культуры, с выяснением экологической обусловленности как высшей нервной деятельности, так и различных типов деятельности культурной. Лоренц развивал теорию, согласно которой любое поведение может выступать как единство наследственного и приобретенного. Помимо инстинктов у человека, как и у высших животных, имеются наследственных образы восприятия (гештальты), они образуют основания для формирования культурных образов, лежащих у истоков культурной картины мира. Лоренц пришел к выводу об особом значении ритуального поведения для генезиса культуры. При этом ритуал трактовался как результат приспособления животного к изменяющимся условиям обитания, как универсальный поведенческий акт, свойственный любым высокоорганизованным существам. Лоренц отмечал, что ритуализация сопряжена с символизацией, когда поведенческий акт утрачивает свое непосредственное значение, что и дает толчок для развития культуры. Т.о., культурные процессы, ведущие к образованию человеческих обрядов (церемоний), отождествляются с филогенетическим процессом возникновения ритуального поведения животных. В процессе ритуализации рождаются новые институты приспособления, которые становятся основанием для развития человеческой культуры. По мнению Лоренца, ритуализация обладает тремя признаками: сигнальным значением, связанным с канализацией агрессии, инвариантностью, автономностью. Помимо ритуала в основе культурогенеза лежат человеческий разум, язык, способность к агрессии.
С точки зрения Лоренца, разум обладает двойственной значимостью: он способствует развитию приспособительных реакций, увеличивая потенции человека; разум как способность к абстрактному мышлению без строго логического и морального оформления приводит к разрушению культуры, общества, самого человека. Наличие разума способствует развитию у человека способности экспериментирования с внешним миром, что приводит к появлению первых орудий труда и технологических изобретений человека. Труд выступает для Лоренца как вид деятельности, необходимо присущий человеку и вытекающий из особенностей его физиологической и биологической природы (отсутствие необходимых естественных средств нападения и обороны).
Абстрактное мышление и язык лежат в основе умения человека передавать надиндивидуальный опыт, что и определяет по сути саму возможность культурного развития.
ЛоренцКонрад
С точки зрения Лоренца, наибольшее значение для социального и культурного поведения человека имеет его способность к агрессии, которая актуализируется в форме 'воинствующего энтузиазма' - инстинктивной реакции, сформированной в филогенезе и оформленной в результате культурного развития. 'Воинствующий энтузиазм' является побудит, мотивом к культуропорождающей, творческой деятельности человека (создание ценностей культуры), и культуроразрушающей, деструктивной (революции, войны и т.п.). 'Воинствующий энтузиазм' - это борьба человека за социокультурные ценности, которые освящены культурной традицией. Ценности могут выступать в конкретной (семья, нация, родина)или абстрактно-образной форме.
Лоренц полагал, что механизм 'воинствующего энтузиазма', связанный с развитием культуры, включает в себя совокупность ценностей, которые подлежат защите, четко опр. образ врага этих ценностей, 'среду сообщников', разделяющих данные ценности. На основе искусств, активизации одного или нескольких элементов 'воинствующего энтузиазма' осуществляется управление человеческим поведением. Манипулирование поведением человека в современном обществе достигается с помощью эрзац-ценностей массовой культуры, что ведет к активизации образа врага, к повышению агрессивности, к войнам как необходимой форме существования культуры. Культурными формами, снимающими агрессивность человека, являются помимо войн эрзац-объекты культурно-игровой деятельности, спорт, зрелища. Лоренц подчеркивал, что культура должна учить человека сознательному контролю над агрессивными реакциями. Если этого не происходит, то развитие культуры приводит к кризису приспособительных инстинктов человека, что обусловливает затем глобальный кризис самой человеческой культуры.
Лоренц полагал, что развитие культуры идет убыстряющимися темпами и сопровождается нарастанием кризисных явлений. Кризисы культуры связаны как с природой человека, который 'недостаточно хорош для своей собственной культуры', так и с несовпадением скорости развития культуры и цивилизации. Историю культуры можно уподобить истории межвидовой борьбы: пока культура развивается автономно, она усложняется, совершенствуется, обогащается, способствуя сохранению общечеловеческого генофонда. Дальнейшая эволюция приводит к утрате своеобразия культуры, к потере ею замкнутости. Стирание границ между культурами свидетельствует о прекращении действия межкультурного отбора, в результате чего наступает стагнация.
В конечном счете кризис культуры определяется искажением действия инстинктов. Лоренц описал признаки такого кризиса в своей знаменитой книге 'Восемь смертных грехов цивилизованного человечества' (1973). К факторам, вызывающим кризис культуры, он относит перенаселенность Земли, что приводит к дефициту территории и переизбытку общения; загрязнение окружающей среды, связанное с утратой человечеством перспектив; ускорение темпов развития, сопряженного с иллюзорными целями; 'размягчение чувств', деградация естественных ощущений, сильных переживаний, глухота; накопление генетического брака, генетической деградация, связанная с идеологией равенства; отказ от традиций, борьба поколений как внутривидовое противостояние, отсутствие преемственности; подвластность человечества доктринам, манипулирование поведением людей посредством идеологии, абсолютная вера в силу науки; изобретение техники самоуничтожения, ядерного оружия. Таким образом, современная культура для Лоренц - проявление инволюционных процессов в истории человечества.
Казалось бы, все наши предостережения продиктованы исключительно заботой о ребенке и имеют под собой вполне реальные основания. Как часто наши дети оправдывает наши ожидания: падают, ушибаются,...
Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. На формирование навыков влияют: мотивация,...