Психология на RIN.ru:  Внимание: критика   - Успех и уверенность в себе
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Внимание: критика

это может вам помочь Ванная комната - место релаксации Ванная комната - место релаксации

Внимание: критика

Я думаю, нет на свете такого человека, которому никогда бы не приходилось выслушивать критику в свой адрес. Реакция на это неприятное жизненное явление у всех разная и зависит от многих обстоятельств: самооценки, установки по отношению к миру, стрессоустойчивости, уровня профессионализма, воспитания, погоды и настроения в этот конкретный день и много чего еще... Мне хотелось бы подробней рассказать о видах критики и наиболее типичных способах реакции на нее.

Критика бывает трех видов: справедливая, несправедливая и общая.

Начнем со справедливой: вам указывают на конкретные ошибки и промахи, которые действительно имели место. Обычная реакция в таких случаях - самооправдание или ответный наезд. Последствия подобных действий наверняка хорошо известны каждому, потому что наверняка вы так уже поступали раньше. Я хочу предложить альтернативный вариант: признайте факты и извинитесь. Например, ваш партнер по работе говорит:

- Три дня я безрезультатно добиваюсь от вас конкретного ответа. Вы не представляете, как я возмущен!

В ответ первым делом вы должны безоговорочно признать его правоту:

- Я понимаю ваше возмущение и приношу извинения.

И только после этих слов имеет смысл говорить хоть что-то в свое оправдание, причем лучше всего - правду. Например:

- Вопрос оказался сложнее, чем я предполагал, и потребовал больше трех дней.

Обычно человек после такого ответа перестает злиться и готов к дальнейшему конструктивному диалогу.

Следующий тип критики - несправедливая. Она встречается чаще, и выслушивать ее гораздо обидней. Но зато она дает гораздо больший простор для творчества отвечающего, который, к сожалению, редко пользуется возникающими возможностями. Типичные реакции - агрессия, игнорирование, самоуничижение, физическое молчание - в этой ситуации не являются эффективными. Все в этом убеждались сотни раз, но, к сожалению, почему-то в момент ответа ничего другого в голову обычно не приходит. В качестве альтернативы можно предложить:

1. Подведение итога с последующим переводом темы в конструктивную плоскость.

- Вам абсолютно наплевать, что из-за плохой работы Марь Иванны страдает весь наш отдел!

- Вы считаете, что из-за нее страдают все сотрудники. Что бы вы могли предложить, чтобы это исправить?

2. Признание права на существование другой точки зрения (что не означает согласия с ней).

- Вам абсолютно наплевать, что из-за плохой работы Марь Иванны страдает весь наш отдел!

- Я вижу, что вас это очень волнует, и давайте разберемся. Да, меня это действительно не беспокоит, но можем узнать мнение других сотрудников.

3. Перевод критических замечаний в позитивную плоскость.

- Ничего лучшего я от вас и не ожидал!

- Уточните, пожалуйста, ваши ожидания.

И наконец, последний вид критики - общая. Типичная реакция - обида. Я предлагаю уточнить, чего именно хочет нападающий.

- Ты всегда несправедливо относишься ко мне!

- Какие конкретно случаи ты имеешь в виду?

Надо помнить, что важна именно первая реакция, и что именно она определяет, куда пойдет беседа дальше - на возрастание конфликта или на его снижение. Также очень многое зависит от тона: если произносить даже правильный текст злобно или с издевкой, толку от этого не будет. Для снижения конфликта полезно держать в голове, что человек не хочет вас обидеть на самом деле, а просто что-то недопонял, и это легко уладить. Даже если на самом деле это не так, и собеседник хочет именно конфликта, лучше об этом не думать, потому что вам пользы это не принесет.

Для того чтобы уметь в полевых условиях воспользоваться вышеприведенными советами, я рекомендую проделать небольшое упражнение. Вдвоем с каким-нибудь приятным вам человеком потренируйтесь в быстром поиске правильных ответов. Для этого по очереди говорите друг другу гадости, причем желательно делать это разнообразно, чтобы были задействованы все три вида критических замечаний, а ваш партнер должен определить, какой вид был использован и что можно на это сказать.

Еще небольшая подсказка: обычно больше всего проблем возникает именно с тем типом наездов, который больше всего любили использовать наши родители в детстве. Именно в этот момент возникают самые сильные эмоции, и найти правильный ответ оказывается непросто. Так что советую этот тип критики отработать наиболее тщательно, во избежание привычных проколов.

Вообще же говоря, делать это упражнение - легко и приятно. Попутно можно сказать своему визави все, что накипело, узнать много нового про себя, и при этом не поругаться. Желаю творческих успехов.

Е. Кадиева

Как выбрать цифровое пианино?
Цифровые пианино послужат отличной альтернативой классическим пианино
Sms-информирование
Существует большое количество разнообразных видов рекламы
Элитная недвижимость в Москве: покупка подходящего варианта при участии профессионалов
Совершение покупки жилой недвижимости - задача не из простых. Тем более это касается тех ситуаций, когда речь ведется об объектах, располагаемых в столичном мегаполисе
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Внимание: критика
LiveInternet - Дневники
Внимание! Дневник Жёсткая-критика-лиру удален! Предлагаем перейти к случайному дневнику
Внимание! Внимание! Внимание ...
Проза, Поэзия, Критика, Библиотека, Раритет ... Внимание! Внимание! Внимание! Подведены итоги ...
Критика рассказов Чехова. Часть 2 ...
Спасибо за внимание. Рекомендуем Критика произведения | Образы и характеристики героев | Краткие ...
Сайт свободного разума "АХ!". Критика ...
Внимание! Материалы сайта могут дурно повлиять на ... КРИТИКА Владимир Рубцов "Мысли о Христианстве"
Lib.ru/Классика: Белинский Виссарион ...
К имени Гоголя внимание критика было привлечено с самого начала его журнальной деятельности.
Обсуждение:Критика ислама ...
Критика Ислама более широко понятие чем поток ... инакомыслящим, но тут нужно принимать во внимание ...
Анализ Муму Повесть Краткое ...
Спасибо за внимание. Рекомендуем Критика произведения | Краткие содержания | Видео материал | Все ...
Сказочный днев^^
Хочется: ничего не зочется.. Категории: Я., Критика., Внимание!. 8 комментариев | Прoкoммeнтировaть




Это интересно
Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять существа деятельности вашего предприятия.
Т. Питерс, Р. Уотермен
Поиск по словарю
Новости
Известно, что некоторые маги и колдуны способны причинить вред здоровью человека, если смотрят на него с недобрыми мыслями. Но, оказывается, взглядом можно не только наводить порчу, но даже...
Словарь психолога
Представление
Наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое...
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь