Психология на RIN.ru:  Имидж и психологическая культура человека  - Успех и уверенность в себе
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Имидж и психологическая культура человека

это может вам помочь Ванная комната - место релаксации Ванная комната - место релаксации

Имидж и психологическая культура человека

Культура в узком смысле - это уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации его жизни и деятельности. А психологическая культура - психологическая образованность человека в сочетании с готовностью и умением использовать ее в повседневной жизни с целью самопознания, повышения эффективность общения и самосовершенствования.

Психологическая культура способствует:

· большему осознанию своих возможностей (интеллектуальных качеств, работоспособности, коммуникативных качеств, характера, темперамента и т.д.);

· лучшему осознанию своих желаний (потребностей в самосохранении, в признании другими людьми, в самореализации своих способностей);

· правильной организации своей учебы и труда, досуга и быта,

оптимальному регулированию личных и деловых взаимоотношений с другими людьми (родителями и детьми, сверстниками и сослуживцами и т.д.).

Каждый человек имеет цель своей жизни, по крайней мере, на каком- то этапе он ставит ее перед собой. В зависимости от жизненных обстоятельств цели корректируются, изменяются или отбрасываются. Цели у всех разные, но большинство из нас стремятся к развитию и самосовершенствованию, чтобы занять более высокое социальное положение. Профессионализм и прочное материальное положение дают очень важное чувство - уверенность в себе. Психологическая культура способствует личностному росту, дает возможность человеку быть более интересным и позволяет человеку войти в более престижную социальную среду. Популярность прокладывает путь к славе. Обещания быть полезными позволили многим политикам сделать удачную карьеру и возвести их к вершинам власти.

Имидж - это воспринимаемая окружающими, яркая индивидуальная аура человека, способная на определенное время захватывать внимание широкого круга лиц. С помощью имиджа, выбирая изящные ходы, человек программирует свое будущее. Чем значительнее замысел и претензии личности, тем более она озабочена своим имиджем.

Психологическая культура помогает человеку разобраться в том как добиться желаемых целей, используя свои способности и возможности. Главная задача при этом - овладеть искусством самопрезентации: верно оценивать свои сильные и слабые стороны и в зависимости от этого моделировать свое поведение, создавая привлекательный имидж. Важно знать, что ценится людьми в других людях, а также критерии этих оценок. Удачно найденный и разработанный имидж поможет привлечь внимание, будет поддерживать интерес к личности значительное время.

Человек может не обладать, какими- то необычными качествами, но с помощью имиджа, как психологически чарующего действа, он может стать загадочным, интересным, интригующим.

1. Зачем нужен имидж?

"Имидж - ничто", - провозглашает реклама с экрана телевизора. Но при этом создает имидж собственного товара, с помощью которого пытается подчеркнуть его особенность по сравнению с конкурентом. В то же время высокий имидж будь то товара, страны или личности способствует решению многих проблем.

Пример: человек звонит на какую - то фирму и ему отвечают:

"Фирма "Весна" слушает Вас", а в другом месте только скупое равнодушное: "Алло". При прочих равных условиях он обратится к услугам фирмы, которая ответила вежливо и приветливо. То же можно сказать и о внутреннем убранстве помещений: люди скорее пойдут в хорошо обставленную парикмахерскую, чем в плохо обставленную.

2. Самопознание, самоэффективность, самопрезентация.

Есть одна и только одна вещь во всей вселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы узнать в результате наблюдения извне, - заметил К. С.Льюис - Эта вещь мы сами. У нас есть, так сказать, внутренняя информация; мы в курсе дела". Хотя иногда мы думаем, что знаем, но наша внутренняя информация является ошибочной.

Как правило, человек относительно неплохо знает, например, свои достоинства и развитые способности.

Гораздо меньше он знает о своих отрицательных качествах, к примеру, характерологических недостатках. Последние особенно плохо осознается человеком в том случае, если входят в противоречие со сложившейся положительной самооценкой и оказываются несовместимыми с принятой им же моралью. Такие знания обычно вытесняются из сферы сознания человека и хранятся в подсознании, куда ни он сам, ни окружающие его люди не имеют свободного доступа. Они могут стать известными только в результате применения специальных психоаналитических процедур или тестов. Знания о себе человек может получить из самых различных источников.

Первый, с которым человек сталкивается в детстве, - окружающие его люди: мать, отец, родственники или заменяющие их люди. Они психологически оценивают ребенка, характеризуют его поведение. Ребенок принимает эти оценки на веру, относит их к себе: в результате у него складывается определенная самооценка, которая, по сути дела, является оценкой сформированной у него другими людьми. Психологические характеристики, которые человек дает другим людям, формируются на основе того, что сам человек видит, общаясь с этими людьми и изучая отзывы окружающих об этих людях. Всё это, вместе взятое, и составляет первый и основной источник знаний человека о себе и об окружающих его людях. Такими знаниями в той или иной степени он пользуется практически в течение всей своей жизни, начиная с того момента, когда овладеет речью и научится понимать окружающих людей.

Вторым важным источником психологического познания являются практические дела и продукты человеческой деятельности. Оценивая их, сравнивая результаты своей деятельности и деятельности других, человека формирует представление о собственных качествах, способностях и возможностях. У него складывается самооценка знаний, умений, навыков, деловых, волевых и других персональных качеств. Сопоставляя достижения других людей со своими собственными успехами и неудачами, человек формирует образы других людей.

Третьим возможным источником психологического самопознания и познания других людей могут служить разного рода испытания и критические жизненные ситуации, в которых человек наиболее ярко проявляет свои особенности. Тесты, которые иногда дополнительно используются в некоторых случаях, дают наиболее достоверную и точную информацию о человеке. Они же зачастую являются единственным источником знаний о таких психологических свойствах людей, которые невозможно наблюдать и оценивать непосредственно.

В качестве следующего источника психологических знаний могут стать произведения науки, литературы и искусства, в которых воплощена или представлена психология разных людей. Так, важным источником психологического познания людей являются произведения талантливых писателей - знатоков человеческих душ: по всеобщему признанию, это Шекспир, Достоевский, Толстой и др.

Наши действия часто являются стратегическими. В надежде произвести хорошее впечатление, мы тратим кучу денег на косметику и разного рода диеты. Так же как политики, мы отслеживаем у других поведение и ожидания по нашему поводу и ведем себя соответствующим образом. Отношение к собственному имиджу во многом управляет нашим поведением.

Достичь желаемого эффекта в общении можно следующим образом: рассказывая о себе, представляя рекомендательные письма или просьбы к другим передать информацию о нас через третье лицо. Каждый вариант достижения желаемого впечатления с помощью слов по-своему хорош. Однако можно управлять впечатлением и без слов. Наш внешний вид - тоже вполне определенный визуальный канал самоподачи (самопрезентации). Подобно молнии, которая предшествует грому, наш визуальный канал намного опережает вербальное общение.

Управлять впечатлением - это необходимое умение для каждого цивилизованного человека, которое связано с общей стратегией нашей жизни. А сознательное построение имиджа без этого невозможно. С чем связано стремление к самоуправлению? Существуют различные подходы к пониманию источников этого стремления. У каждого человека есть врожденная от природы потребность в одобрении. Люди стремятся к одобрению, избегают неодобрения и поэтому стараются преподнести себя позитивно. Какое впечатление следует стремиться производить, напрямую зависит от целей и ситуаций общения. Однако можно назвать и универсальный набор характеристик, который оптимально подходит для большинства ситуаций. Во всем мире, как показывают различные психологические исследования, ценятся определенные человеческие черты: честность, скромность, компетентность. Поэтому их наличие во внешнем облике повышает благоприятное впечатление.

Содержание производимого впечатления у отдельного человека связано с идеальным "Я" его личности, с системой разделяемых им нравственных идеалов и ценностей. Покрывая тело одеждой, мы формируем впечатление о себе, стремимся, чтобы другие воспринимали нас в соответствии с общепринятыми социальными идеалами. Существуют следующие способы самоподачи образа "Я" в общении:

1. "Социальная самореклама". Направлена на усиление социальной желательности образа "Я" в глазах окружающих (при рациональном объяснении или замалчивании недостатков). Она встречается у субъектов с высокой самооценкой и самоуважением. Хорошо осознающих свои особенности. Проявляется - в позитивной эмоциональной увлеченности образом "Я", причинно-следственном обосновании и рациональной проработке своего поведения, усилении собственных достоинств, подчеркивании успешности, демонстрации положительного отношения к себе, но и просто "кайфуют" от собственного вида.

2. "Нерефлексивное самоодобрение". Вид самоподачи, при котором самовосхваление и дискредитация других происходит на малоосознанном уровне. Человек демонстрирует преобладание эмоционально- оценочных суждений о своей личности, теплое отношение к себе, приукрашивание образа "Я", игнорирование недостатков, исключение социальной нежелательности в использовании других способов психологической защиты.

3. "Греться в лучах чужой славы". Некоторые люди очень любят демонстрировать знакомство и общение с высокопоставленными лицами. Блестящее описание такого явления находим у Н.В.Гоголя в "Ревизоре".

4. "Создание препятствий". С целью упреждения вероятного негативного впечатления и избежания осуждения. Люди прибегают к тактике создания самому себе препятствий. Механизм действия таких способов прост - это защита "образа Я", самооценки и социального имиджа человека. Неуспех в случае препятствия, позволяет переложить вину и ответственность на внешние причины.

Имидж и психологическая культура человека

5. "Самобичевание". Встречается в ситуациях внешнего демонстративного самоуничижения, публичной демонстрации недостатков и негативных оценок личности. Такое демонстрируемое пренебрежение к себе может быть очень тонким предрасположением в пользу своего "Я".

6. "Похвала противника или оппонента". Выигрышной тактикой самоподачи является публичное восхваление потенциальных противников и оппонентов. В основе этого лежит стремление подготовить почву для благоприятной оценки вне зависимости от результата борьбы.

7. "Ложная скромность". Исследователь, получил крупную премию, благодарит за поддержку заведомо более широкий круг лиц, чем следует. Удачная тактика может заключаться в напускной скромности в присутствии более скромного человека.

8. "Самооборона". Связана с открытым недовольством собой при раздражении в адрес других. Человек как бы находится в состоянии постоянного наряженного ожидания негативного отношения к себе. Проявляется "самооборона" в обосновании своей "хорошести" без эмоциональной увлеченности образом "Я", приукрашивании через прямой перевод характеристик в положительные, активной дискредитации других, компенсации недостатков достоинствами из другой сферы. Человек с таким типом самоподачи ожидает нападок прежде, чем они следуют.

Психологическая культура как бы продолжает линию физической культуры, здоровья человека. И если физическая культура и личная гигиена способствуют развитию и сохранению физического здоровья, то психологическая культура способствует развитию потенциалов личности; её интеллекта, характера, общей культуры поведения. Гармоничность развития личности как равномерное повышение эрудиции, правильности мышления, общительности и волевых качеств, способствует сохранению психологического здоровья.

Хатуева М. Д.

Интерактивные технологии в образовании
В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период: создаются дошкольные учреждения разных видов в соответствии с их направленностью, в работе с детьми используются вариативные программы и технологии, открываются группы кратковременного пребывания детей и т.д
Кожаные ежедневники
Какой подарок преподнести деловому партнеру? В данном случае лучшим ответом на этот вопрос будет ежедневник
Сайт для серьезных знакомств
Каждый человек стремится обрести своё личное счастье
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Имидж и психологическая культура человека
Кафедра Менеджмента и Маркетинга ...
Культура общения, в том числе и психологическая и ... человека и его ... Имидж, характер и ...
Психология руководителю. Когда ...
... Имидж лидера и ... Психологическая культура это единство культуры поведения Человека и ...
СКАЧАТЬ РЕФЕРАТ Имидж делового ...
... И. Деловая репутация (Личность, культура, этика, имидж делового человека). ... и связей, психологическая ...
Сервис
Психологическая культура сервиса Понятие ... Имидж и этикет делового человека. М.: Дело, 2001.
Дистанционный курс: Корпоративная ...
... делового человека ... модуль: Психологическая культура ... Механизмы и принципы общения Имидж ...
Психологическая студия успеха ...
Психологическая помощь детям: ... как в одной семье, так и в ... психогигиеническая культура ...
Имидж делового человека | HR-Portal
... говорят об имидже человека ("У него имидж ... содержание человека, и его ... Корпоративная культура ...




Это интересно
Большие обещания уменьшают доверие.
Гораций
Поиск по словарю
Новости
Наркомания и алкоголизм
Алкоголизм как вид наркомании
Как это не печально, но алкоголизм также является областью наркологии. Для него тоже характерно привыкание, непреодолимое влечение к алкоголю, специфические изменения личности и другие признаки. В...
Словарь психолога
Хроматические цвета
Цвета, восприятие которых возможно при помощи системы ночного зрения. К ним относятся белый цвет, черный и все оттенки серого.
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь