Тот печальный (а может быть, и счастливый) факт, что организация эффективна только в том случае, если получает прибыль, требует от руководителей высшего звена все больших знаний и навыков, как эту прибыль заработать. Те счастливые (а может быть, печальные) времена в развитии российского бизнеса, когда каждый активный, целеустремленный и здравомыслящий предприниматель имел прибыльный или сверхприбыльный бизнес, давно миновали. Сегодня привычная схема "хороший товар по разумной цене" не срабатывает, так как потребителю предлагают слишком много отличного товара с оптимальным соотношением цены и качества. Поэтому на рынке могут лидировать только те компании, которые с помощью определенных технологий постоянно удерживают внимание все более разборчивого покупателя. Где же брать эти идеи, технологии и, главное, сотрудников, которые смогут их реализовать? Одним из способов, помогающий генерировать новые идеи, разрабатывать и внедрять успешные технологии, а также "выращивать" высокопрофессиональных сотрудников, является использование тренинговых программ. Как для геолога карта, как для пилоташтурвал, так для руководителя тренинг может стать инструментом достижения собственных целей. Какие выгоды для организации дает тренинг?
Первая и, возможно, самая главная выгода - обучение персонала.
Часто бывает, что организация не может достичь поставленных целей именно из-за низкого профессионализма своих сотрудников. Иногда люди не могут выполнять необходимую работу, так как имеют о ней весьма отдаленное представление (мы знаем руководителя, который в течение долгого времени не мог добиться проведения "простого" опроса постоянных клиентов); иногда не знают, как применить имеющиеся теоретические знания к конкретной практической ситуации (мы слышали жалобы на маркетолога, который уже полгода исследует рынок, но так и не дал ни одной конкретной рекомендации); иногда не могут усовершенствовать собственные знания из-за постоянной "текучки", иногда просто устали, иногда надоело работать, иногда мешает скрытый конфликт. Таких "иногда" слишком много. И в любой из этих ситуаций недостаточно качественная работа съедает временные и финансовые ресурсы организации.
Главное отличие бизнес-тренинга от традиционного семинара или лекционного занятия - активность участников обучения. Причем основной акцент ставится не на освоении теоретических закономерностей, а на получении практических навыков, необходимых в повседневной работе. Специальные упражнения моделируют реальные ситуации, что позволяет слушателям не только обсудить общие эффективные приемы, но и попробовать их в режиме деловой игры, ролевых упражнений или методических заданий. Высокий уровень активности слушателей бизнес - тренинга дает несколько важных преимуществ:
При активном обучении концентрация внимания, уровень запоминания и интенсивность мыслительных процессов остаются достаточно высокими длительное время, позволяя усвоить необходимый материал. ( При лекционном режиме концентрация внимания остается высокой примерно 10 - 15 минут). Тренинговая работа, помимо основных упражнений, в которых слушатели принимают активное участие, располагает целым арсеналом разминочных "разогревающих" техник, позволяющих удерживать интенсивность обучения на высоком уровне.
При активной позиции "мертвые" бумажные знания оживают и примериваются участниками обучения к своей ситуации. Часто теоретические знания бывают очень простыми, и звучат как банальные истины. Трудности возникают именно на этапе "приложения" общих закономерностей к конкретным повседневным действиям. Так, в стандартном тренинге продаж обычные приемы должны быть освоены и модифицированы под товар, клиента и личные особенности продавца. Только после этого они начнут работать на интересы "хозяина" и приносить ощутимый результат.
Активность позволяет получить навыки практической работы. Иногда в процессе обсуждения теоретического материала слушатели говорят: "Да это мы сто раз слышали". Вопрос заключается в другом: почему эти знания не используются и не приносят необходимую прибыль. А не используются они по той простой причине, что от знаний до навыков, причем автоматизированных навыков, необходимо пройти определенный путь. В некоторых случаях ценность тренингов состоит как раз в том, что преподаватель помогает пройти недостающий отрезок пути.
Тренинговые занятия позволяют слушателем не только получить нужные знания от преподавателя, но и обменяться собственным опытом. Порой интуитивно люди находят творческие и результативные приемы и технологии, которые тренеру даже и не снились. Повседневная работа каждого менеджера дает уникальный опыт работы в данном секторе рынка. Соединение данного опыта с знаниями общих закономерностей позволяет получить результат, обладающий высокой практической ценностью. Участники обучения становятся носителями специальных знаний и навыков, необходимых для их области бизнеса.
Тренинговая работа снимает или значительно уменьшает естественное сопротивление обучению. Как и любая новая деятельность обучение требует определенного настроя, включенности и интеллектуальных усилий. Кроме того, обучение связано с тратой лишнего времени (которого и так немного), а также с новыми требованиями руководства ("И так на работе выкладываемся"). Необходимость "перенастройки" вызывает сопротивление. Иногда это сопротивление может быть достаточно явным. В таком случае отношение к занятиям становится негативным еще задолго до начала обучения. Более тонкие и скрытые способы сопротивления проявляются в пропусках занятий, опозданиях, пассивном отношении, иронических замечаниях, и, конечно же, в стандартных ответах: "Мы и так все это знаем". Тренинговая работа "обходит" сопротивление за счет усиления активности самих менеджеров. Собственную активную работу намного труднее признать "пустой тратой времени", чем пассивное "отсиживание" на лекции.
Сегодня наибольшим спросом пользуются тренинги по трем направлениям:
1. Блок маркетинговых программ, где лидирующее положение занимают техника продаж и работа с клиентом. Очень важно, что сегодня отделы продаж, отделы реализации и розничные точки пользуются повышенным вниманием руководства. Ведь от того, насколько хорошо они работают, зависит и прибыль всей организации в целом. Простой вопрос: "Как отличается прибыль двух организаций Вашей отрасли, если в одной работают продавцы средней руки, а в другой работают профессионалы высшего класса?" дает ответ о наличии ресурса в данной сфере. Ответ, где процентное соотношение было наименьшим (15%), мы получили от руководителей мебельного комбината, мощным конкурентным преимуществом которого были низкие цены. Ответ с максимальным процентным соотношением (300%) был получен от руководства фирмы, занимающейся разработкой программного обеспечения. В то же время слишком пристальный интерес к проблемам сбыта может увести топ-менеджера от системного видения проблем организации. Так, в процессе обучения часто оказывается, что для хорошего результата в работе с клиентом, необходимо не только правильно общаться, но и наладить технологию обслуживания (которая начинается с процесса производства или закупки товара), изменить маркетинговую политику (иногда совсем не нужно хорошо общаться с клиентом, продавая некачественный товар, а лучше сменить или усовершенствовать товар) и систематизировать вопросы управления персоналом (чтобы продавцы работали с удовольствием и энергией, нужны не только хорошие знания, но и подходящая система стимулирования персоналом). К сожалению, нередки ситуации, когда руководство компании вкладывает деньги в обучение персонала. а персонал только и думает о том, как сменить работу. Эти ситуации показывают, что ресурсы организации лежат в другой плоскости.
2. Другая плоскость может быть связана с блоком программ по управлению персоналом. К ним относятся программы по подбору, оценке и стимулированию персонала. Не секрет, что выполнение одной и той же работы, формально соответствующей должностной инструкции, может привести к различным результатам. Так, работа по поиску хорошего поставщика может привести к заключению сделки, в которой "хороший деловой партнер" потихоньку перекладывает деньги своей организации в карман нашего недобросовестного менеджера. И наоборот, поиск поставщика может привести к появлению в организации такого конкурентного преимущества, как новый популярный на рынке товар. Парадоксально, что изменение товароцентрированного подхода постсоветских организаций на клиенториентированный подход вызвало резкое увеличение интереса к проблемам человеческого фактора. Ведь для того, чтобы разгадать интересы и чаяния клиента, персоналу организации необходимо быть "настроенным на волну" покупателя. А для того, чтобы "считывать" эти знания, руководитель, в свою очередь, должен быть "настроен на волну подчиненных". Такая сложная конструкция взаимодействия требует не только специальных знаний в области управления персоналом, но и определенных личностных качеств, позволяющих осуществлять эту "настройку" постоянно, день за днем.
Особой популярностью пользуются программы по формированию команды.
Известная сентенция "один в поле не воин" как нельзя лучше иллюстрирует данную потребность бизнеса. Формирование сплоченной команды, объединенной общими целями, с четким разделением функций и ответственности, учитывающей интересы всех участников совместной работы, связано с немалыми трудностями. Одной из таких трудностей является культурные стереотипы посттоталитарного государства. По результатам исследований, "советские" люди являются большими индивидуалистами и приверженцами личных интересов, чем жители развитых стран Западной Европы. Эти выводы резко конфронтируют с привычным взглядом на российского человека как борца за идеалы референтной группы. Кроме того, важным препятствием в построении команды является отсутствие четких закрепленных технологий для достижения результата, неумение придти к договоренности, в которой были бы учтены интересы обеих сторон, а также нежелание последовательно выполнять собственные обязательства. С помощью тренинговой работы пассивность и зависимость подчиненных от начальства, эффективная в ситуациях несложной и привычной работы, но парализующей работу фирмы в кризисных ситуациях, вполне может смениться большей активностью и ответственностью равноправных членов управленческой команды.
3. Следующий блок программ связан с развитием личностных профессиональных качеств. К ним относятся такие семинары, как развитие лидерских качеств, технология успеха, принятие решений, тайм и селф-менеджмент. Оказывается, чтобы быть успешным предпринимателем, мало иметь напористость, целеустремленность и жажду больших денег, необходимо быть зрелой личностью. Как и для успешного руководителя знание основных закономерностей менеджмента не заменит взрослого отношением к жизни. Людей с зрелым отношением к жизни отличает четкое понимание собственных целей, высокий уровень активности, умение находить нетрадиционные решения и умение нести ответственность за их осуществление. Привычная российская мечта о том, что придет хороший дядя, и, наконец, все будет хорошо, сильно тормозит процесс становления зрелой личности в бизнесе. Вместе с тем, развитие рынка медленно, но верно стимулирует позитивные личностные изменения - изменениям в сторону взросления. Менеджер, обладающий зрелым отношением к жизни, способен быть активным, творческим, ответственным и, главное, получающим удовольствие от процесса работы. Сегодня спрос на личностно-ориентированные профессиональные программы отражает потребность в сотрудниках, чьи убеждения и ценности являются таким же конкурентным преимуществом, как раскрученная торговая марка или сильный инвестор.
Помимо обучения, тренинги могут быть использованы для достижения таких целей организации, как повышение мотивации персонала, решение конфликта, принятие решений, поиск новых идей, диагностика проблем компании, а также изменение корпоративной культуры. В зависимости от структуры тренинга эти изменения могут быть как побочным, так и основным результатом групповой работы.
Тренинги способны усилить существующую мотивацию менеджеров. Часто проблема заключается в том, что работать "просто надоело". Слишком все однообразно, скучно и предсказуемо. Существует известный феномен активной работы "новеньких". Характерным является высказывание директора мебельного магазина: "У нас хорошо работают продавцы только первые три месяца, потом они становятся безразличными, вялыми и незаинтересованными в клиентах в принципе". Эффективное обучение обладает огромной мотивирующей силой. Удивительно, что при успешной работе группы, каждый участник тренинга "добирает" то, что ему необходимо для высокой мотивации. Сотрудники, нуждающиеся в общении и дружеской обстановке, получают свою дозу внимания и тепла. А сотрудники, которым не хватает самореализации, получают уникальную возможность проявить инициативу. Некоторые руководители не любят инициативных сотрудников (хотя не всегда признаются в этом). Возможно, излишняя активность ассоциируется с необходимостью выслушивать поверхностные нереалистичные проекты. Вместе с тем, если задать определенные рамки, позволяющие довести фантастические пожелания "до ума", и распределить ответственность, бестолковая инициатива способна превратится в мощную силу реальных изменений.
Тренинговая работа является хорошим способом решения конфликта, а также отличным способом разрядки и снятия непродуктивного напряжения. Организация без конфликтов, стрессов и напряжения находится на пути к умиранию. Две важные позитивные стороны конфликта - стремление к изменениям и высокая энергетика - позволяют компании лучше достигать своих целей. Необходимо, чтобы энергия конфликта не тратилась на враждебные взгляды и пересуды, а была направлена в конструктивное русло. Решением конфликтных ситуаций могут быть структурные изменения, изменения в маркетинговой политике, или просто прояснение отношений между двумя коллегами, которые что-то давно не поделили, но при этом уже никто не помнит, что это было.
Тренинговая форма работы является эффективной основой для поиска новых идей и принятия нетрадиционных решений. Возможности человека не ограничены - это знает каждый. Но не каждый может применить это положение к себе или своим сотрудникам. Интересную информацию для размышления предлагают результаты экспериментов с использованием гипноза. Каждый испытуемый - студент музыкального училища - в состоянии транса считал себя Петром Ильичем Чайковским. Удивительно, что в это время некоторые студенты смогли наизусть исполнить сложные произведения, которые раньше воспринимали только на слух, а другие смогли исполнить новые произведения, сохраняя при этом стиль, музыкальные обороты и структуру ритма великого композитора. Возможно, в каждом из нас сидят нереализованные генри форды. джорджи соросы или билы гейтцы. Им могут помочь тренинговые техники групповой работы.
Тренинг может служить для диагностики проблем подразделения или организации в целом. Причем важно данный процесс не смешивать с процессом оценки персонала. Зловеще звучат выводы такого руководителя: "Ну, теперь понятно, кого надо уволить". Для того, чтобы понять, кого уволить и кто плохо работает, не стоит тратить такие большие деньги. Деньги эффективнее потратить на лучшее понимание тех нереализованных возможностей, которые есть у организации в данный момент. Участие в тренинговой работе позволяет посмотреть на текущие привычные проблемы с точки зрения основных теоретических закономерностей и успешного опыта других компаний.
И наконец, серия тренинговых занятий помогает проделать такие глобальные изменения, как изменения корпоративной культуры. Отголоски тоталитарной российской культуры, замешанной на строгих оценках, критике и давлении, до сих пор приносит свои плоды в корпоративной культуре российских фирм. Недостаток нормального общения выражается в том, что люди боятся высказывать собственное мнение и, в свою очередь не готовы слушать мнение своих коллег. Такая патологическая коммуникация медленно, но верно приводит к снижению экономических показателей эффективности организации. Иногда руководитель не может начать в компании демократические изменения, так как сам испытывает острый дефицит равноправных отношений. Доводы о большей эффективности уважительного отношения к подчиненным кажутся ненужными и неинтересными. В процессе тренинга в различных ролевых ситуациях наш руководитель сможет побыть в роли подчиненного, и на себе почувствовать разницу между давлением, манипуляцией и равноправным стилем общения. Именно эта разница позволит начать необходимые изменения в собственной организации.
Стандартные отзывы: "Просто отдохнули", "чувствовали себя как дома", "наконец смогли пообщаться" отражают важную особенность успешного тренинга. Данный тип групповой работы создает теплую творческую деловую атмосферу, существование которой в организации, независимо от других показателей, приносит наиболее эффективные результаты.
Тренинг может стать фактическим подтверждением таких норм как: "в нашей организации каждый может быть услышан", "в нашей организации можно и нужно проявлять инициативу", "в нашей организации можно работать с удовольствием". В равной степени тренинг может внедрить и противоположные нормы (хотя в этом случае лучше подходят устрашающие собрания, штрафы и массовые увольнения). Вопрос только в том, ради каких целей?
Тренинг - по существу только инструмент для достижения целей, набор определенных техник групповой работы. Мы можем подальше закинуть этот инструмент, можем попробовать его на зуб, можем начать им делать сначала простые детали, потом более сложные. И мы можем использовать тренинговые техники для получения той прибыли. которая необходима для стабильности и развития организации. Все в наших руках. Так же, как и штурвал у пилота.
Как для пилоташтурвал
А.В. Барышева
http://www.trainings.ru
Комментарии пользователей
Написать комментарий
дЮМЪ для Как для пилота штурвал
щУ, ЛМЕ 14 Х Ъ БПНДЕ АШ ЙНЛМЮРС ХЛЕК РНКЭЙН 6-7 ЛЕЯЪЖЕБ ЙНЦДЮ АШКН 13,МН ХГ ГЮ ЯЕЛЕИМШУ ОПХВХМ ОПХЬКНЯЭ ЕУЮРЭ Б НАЫЮЦС, ОНРНЛ ФЕ ЛМНЦН ОЕПЕЕГДНБ Б ЙБЮПРХПШ ЦДЕ Ъ ФХБС Х Я ЛЮЛНИ Х ЯН ЯРЮПЬЕИ ЯЕЯРПНИ, ОНРНЛ ОЕПЕЕГД Б ДПСЦСЧ ЯРПЮМС ЦДЕ РНФЕ ОПХЬКНЯЭ ОНЕУЮРЭ Б НАЫЮЦС, РЮЛ СФЕ МЮ 6-7 ЛЕЯЪЖЕБ БПНДЕ АШ, ЯЕИВЮЯ НОЪРЭ Б ЙБЮПРХПЕ ЦДЕ ФХБС ЯН БЯЕЛХ Б НДМНИ ЙНЛМЮРЕ :(
Люди большею частью выносят гораздо легче настоящие беды, чем фантастические, и это от того, что настоящими бедами редко бывает задето самолюбие, а в самолюбии источник болезненных страданий.
Вопрос, в каком возрасте можно оставить ребенка и смыться от него на пару недель к морю, четкого ответа не имеет. Ответ колеблется в зависимости от того, каков этот самый ребенок, а также - какова...
Преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. За счет возникновения сильных эмоциональных...