Целитель, хилер, экстрасенс, или даже просто сене - кто это? Целительство, очереди у двери, загадочные пассы, невероятные исцеления - что это за явление?
Целительство - это помощь, которую человек, обладающий особыми способностями, оказывает другим людям. Помощь эта относится прежде всего к проблемам здоровья, но HQ ограничивается ими.
Особые способности, о которых идет речь, принято называть экстрасенсорными способностями. В какой-то степени ими обладает каждый человек. Однако эти способности, как и всякие способности, у одних людей выше, чем у других. Есть люди, у которых они развиты в очень высокой степени.
Экстрасенсорные способности недостаточно изучены. В этом нет ничего странного.
Во-первых, недостаточно изучены и многие другие человеческие свойства - такие, скажем, как талант и тем более гениальность. Это не умаляет их значения, скорее наоборот.
Во-вторых, экстрасенсорные способности человека связаны именно с теми физическими свойствами жизни и мироздания в целом, которые наука пока не сумела теоретически обосновать. Многие реальные факты не укладываются в сегодняшние научные теории.
Вспомним, что и медицина многие века не имела достаточных научных основ. Но медицинская помощь была необходима людям, и врачебное искусство существовало всегда и везде.
Частью такого искусства испокон веков было и целительство. Развитие медицинской науки привело к возникновению границ между медициной научно обоснованной (в рамках текущего состояния науки) и медициной загадочной, которую стали называть народной, нетрадиционной и т. д. Можно назвать ее дополнительной медициной.
Стало различаться и умонастроение врачей. Для врачей-рационалистов наука является решающей инстанцией. Все недостаточно научное они склонны решительно отвергать. Саму медицину они воспринимают как выверенное наукой ремесло, к которому могут быть причастны только дипломированные специалисты.
Вместе с тем многие врачи сохраняют целостное представление о медицине как о разноплановой системе помощи человеку по сохранению и восстановлению здоровья. Благодаря им, различные элементы дополнительной медицины постепенно осваиваются наукой и переходят в разряд медицины рациональной (так, например, на основе знахарского "костоправства" возникла манульная терапия). Нередко такие врачи успешно пользуются приемами целительства, иногда не сознавая этого и почти всегда не привлекая к этому лишнего внимания.
Таким образом, целительство можно считать составной частью медицины в широком смысле этого слова.
Целительство как область парапсихологии
С каждым годом человечество углубляет знания об особенностях окружающего мира. Но целые области загадочных явлений, занимавших умы человечества на протяжении тысячелетий, остаются загадочными и по сей день. Хотя эти явления присутствуют в повседневной жизни любого человека, в систему общепризнанных научных знаний они пока не вошли.
Тем не менее существует наука, которая занимается и такими явлениями. Она регистрирует факты, классифицирует их и пытается дать им предварительную интерпретацию в ожидании появления необходимых физических теорий. Эту науку называют парапсихологии или психотроникой.
Парапсихология исследует круг явлений, относящихся к особым формам восприятия (без участия обычных органов чувств). Парапсихология изучает также формы воздействия живого существа на физические явления без мышечных усилий. Эта не до конца признанная наука пытается найти подходы к изучению и объяснению различных таинственных явлений человеческой психики. Пытается зарегистрировать виды задействованной здесь энергии, отследить механизм восприятия. Пытается выявить резервные возможности человеческой психики и организма в целом.
Парапсихологию интересует обширный круг вопросов -- от гравитации и вакуума до экстрасенсорной диагностики, биоэнергетического лечения и информационного поля Вселенной. Феномены, лежащие в основе целительства, непосредственно относятся к сфере интересов этой науки.
В России первые научные разработки проблем, связанных с парапсихологическими явлениями, появились в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов. Вопросы телепатии, например, получили освещение в книгах Л. Васильева "Таинственные явления человеческой психики" и Б. Кажинского "Биологическая радиосвязь". Появление таких книг вполне можно расценить как научный подвиг авторов, поскольку отход от -догматических норм господствующей идеологии мог закончиться весьма плачевно для любого ученого. Мы помним о трагических судьбах тех, кто занимался генетикой и кибернетикой.
Действительно, официальная идеология возмутилась. В середине шестидесятых годов, вслед за последним переизданием книги Васильева, парапсихология как научная область и ученые, пытавшиеся изучать парапсихологические явления, были подвергнуты агрессивной и голословной критике. Паранормальные явления были объявлены официально несуществующими.
В результате изучение парапсихологических феноменов частично перешло из научных лабораторий в общественные организации. Лишь в немногих научных учреждениях продолжались подобные исследования, но как бы подпольно, вне плановой научной тематики. Одной из таких отважных организаций была лаборатория эвристики под руководством В. Пушкина в НИИ общей и педагогической психологии.
В 1965 году при Московском отделении Научно-технического общества радиотехники, электроники и связи им. А. С. Попова была организована "секция биоинформации". Она имела статус общественной лаборатории и многие годы являлась центром изучения всех аспектов парапсихологических феноменов. Здесь шла также большая работа по обучению и подготовке экстрасенсов. В руководство лаборатории входили видные советские ученые - такие как А. Спиркин, И. Коган, А. Чернетский, Л. Венчунас, Н. Сочеванов.
Важную роль в популяризации проблем парапсихологии и в привлечении к ним внимания науки сыграли статьи Л. Колодного, В. Травина, Д. Дмитрука, Е. Панова и других авторов. Среди исследователей и популяризаторов парапсихологии выделялся Э. Наумов. Он читал интереснейшие лекции, сопровождая их показом уникальных для нашей страны киноматериалов - например, об операциях филиппинских целителей. В конце концов его лекции были квалифицированы как "незаконное предпринимательство в целях наживы", и после нелепого судилища он был отправлен в заключение.
Когда несколько лет назад в нашей стране начались долгожданные изменения, стали появляться новые возможности и для парапсихологии. Вышло много книг, отражающих различные стороны парапсихологии вообще (А. Дубров, В. Сафонов, В. Мессинг, У. Геллер), а также книг по различным направлениям в целительстве (Д. Давиташвили, А. Мартынов, Ю. Иванов, А. Маркой).
К парапсихологическим исследованиям подключились и такие известные ученые, как В. Казначеев, Ю. Гуляев, Г. Гуртовой и другие. В их работах приведены достоверные косвенные доказательства существования биоэнергетики и энергоинформационного обмена.
С 1989 г. в нашей стране проведено около десяти крупных встреч специалистов по парапсихологии, в том числе и международных. По своей значимости можно отметить Первую конференцию по проблемам энергоинформационного обмена в природе (ноябрь 1989 г.) и Международный симпозиум "Созидание" (октябрь 1989 г.). Они в особой степени послужили делу развития исследований в этой области и консолидации парапсихологов.
Для целительства и связанных с ним научных изысканий важным событием стало в 1990 году Ассоциации медицинской парапсихологии и нетрадиционных методов диагностики и лечения. Ассоциация была учреждена врачами-экстрасенсами.
В нашей стране парапсихология пробивала себе путь гораздо труднее, чем в других странах, где давно уже функционируют десятки и сотни лабораторий, институтов и других организаций, занимающихся всеми аспектами парапсихологии. Выходит большое количество популярной и научной литературы, а также периодических изданий, посвященных этой важной области человеческого знания. Будем надеяться, что и у нас эта наука, заглядывающая в завтра, постепенно займет достойное место.
Критика парапсихологии и целительства
Парапсихология и целительство
В настоящее время подавляющее большинство представителей медицинской науки склонно к отрицанию целительства как такового. Отрицание фактов экстрасенсорной диагностики и целительского воздействия учеными-медиками, по-видимому, может быть объяснено отсутствием в настоящее время достоверных способов приборной регистрации подобных явлений. Признав существование этих явлений, ученый может подорвать свой научный авторитет и репутацию в респектабельной консервативной среде.
В литературе много внимания уделяется вопросам критики парапсихологических явлений. Эта критика весьма своеобразна. Так, например, профессор Ч. Хензел в своей книге "Парапсихология" и коллектив видных немецких врачей под руководством профессора О. Прокопа в книге "Медицинский оккультизм" приводят только те данные, которые могут так или иначе скомпрометировать экстрасенсов. В этих книгах подробно изложены всевозможные истории неудач при демонстрациях и в ходе контролируемых экспериментов.
Авторы таких книг никогда не пытаются объективно проанализировать механизм паранормальных явлений. Они обычно сосредоточены на подборе и подробном описании отдельных личностей, использующих шарлатанские приемы. Но шарлатанов, как известно, хватает в любой сфере человеческой деятельности.
Неудачи и срывы настоящих экстрасенсов, изображаемые здесь как закономерность, на самом деле обычно обусловлены некорректно поставленными опытами, игнорирующими специфику психической деятельности экстрасенса в момент контролируемого эксперимента. Например, экстрасенс остро ощущает недружелюбное отношение со стороны присутствующих, их стремление к его разоблачению. Это может резко снизить его возможности, нарушить его сосредоточенность. Сам отрицательный настрой аудитории мешает проявлению любых творческих способностей. Следует также отметить, что состояние экстрасенса существенно варьируется: некоторые дни или часы могут быть для него особо благоприятными, а некоторые - особо неблагоприятными.
Примером тенденциозности, доходящей до истерических нот, могут служить высказывания академика А. Снежневского в предисловии к упомянутой книге "Медицинский оккультизм". Запросто отрицая возможности иглотерапии, гомеопатии, а также "усовершенствования психической деятельности с помощью акробатики" (имеется в виду йога), академик далее пишет:
"Значительную, если не исключительную роль в развитии оккультизма в медицине... играют, вне всякого сомнения, тяжелые психопаты, параноики и лица, страдающие некоторыми формами шизофрении". Стоит ли продолжать?..
Эти цитаты приведены здесь лишь для того, чтобы подчеркнуть, как изменилось общественное мнение за прошедшие 20 лет. За это время получили научное признание и иглотерапия, и гомеопатия, и система йоги. Над этими проблемами теперь работает ряд специализированных научно-исследовательских институтов.
Не подлежит сомнению, что в ближайшие годы найдутся ученые, которые активно займутся и проблемами целительства. Только глубокие научные исследования могут дать возможность подлинной критической оценке феноменов парапсихологии вообще и целительства в частности.
Популяризация целительства
Вопросы парапсихологии в настоящее время изучаются довольно широко. Им посвящено множество самых разных публикаций. При этом остаются практически не затронутыми собственно медицинские аспекты целительства, которые были бы описаны с позиции профессионального врача. Эта область парапсихологии остается белым пятном.
Широкое освещение в периодике, по радио и по телевидению проблем целительства носит весьма своеобразный характер. Чаще всего приходится слышать сообщения рекламного толка о целителях, которые, как правило, не имеют даже среднего медицинского образования. Возможности этих целителей преподносятся как панацея от всех болезней. Эта заведомая переоценка того или иного конкретного целителя и возможностей общей практики целительства приводит к созданию необоснованных иллюзий у одних людей и к возникновению иронического скепсиса у других.
Такая своеобразная информация иногда открыто исходит от целителя и представляет собой всего лишь дешевую саморекламу. В других случаях сенсационная подача материала - дело рук журналистов.
Подобная реклама является палкой о двух концах. С одной стороны, идет популяризация целительства. С другой стороны, такая реклама сильно действует на многих больных, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями. Люди, потерявшие надежду на свое излечение, либо в силу плохого функционирования обычной системы здравоохранения, либо в силу того, что их болезнь вообще не поддается лечению (в том числе и методами нетрадиционной медицины), едут к разрекламированному целителю со всех концов страны. При этом они часто рискуют получить обострение заболевания, обрекают себя на большие материальные издержки и лишние физические страдания.
Больных обычно вводит в заблуждение безапелляционный тон сообщений, в которых говорится о стопроцентном успехе целителя, даже в лечении таких тяжелых недугов, как злокачественные новообразования, опухоли мозга, детский церебральный паралич (ДЦП) и др.
Накопленный опыт собственной работы и наблюдений за результатами работы многих видных целителей не дает нам оснований поддерживать подобный безудержный оптимизм. При биоэнергетическом воздействии злокачественные новообразования у больного получают обратное развитие только в единичных случаях. Крайне редко это происходит при опухоли мозга или при внутричерепной кисте. При лечении ДЦП и параличей органического генезиса достоверно прослеживается зависимость от давности заболевания и степени функциональной недостаточности. Чем больше времени длится заболевание и чем значительнее соответствующие функциональные расстройства, тем бесперспективнее лечение. Кроме того, в большинстве случаев хронических заболеваний следует говорить лишь о некотором улучшении состояния больного, а не о полном выздоровлении.
Эстрадные выступления так называемых "колдунов", с точки зрения профессионального целительства, заслуживают довольно резкой оценки. Речь идет об используемых ими средствах, которые не всегда оправдываются целью, особенно если целью становится путь к известности и сиюминутной славе.
"Колдуны", действительно, являются по своим возможностям целителями, причем довольно высокого уровня. Как правило, они обладают врожденными или приобретенными способностями ко всем видам внушения и хорошо владеют искусством костоправства, а иногда и знаниями в области траволечения. Они могут оказать действенную помощь определенной группе больных. Вся беда в их неправильном отношении к вопросам тактики лечения.
Следует строго различать задачи эстрадного выступления, служащего популяризации методов народной медицины, и задачи целительства. Если выступление содержит демонстрацию возможностей целительской работы, следует точно представлять себе, какие заболевания действительно возможно излечить за один сеанс, а когда тактика однократного воздействия может причинить только вред.
Например, лечение на эстраде ночного недержания мочи (энуреза) или ожирения может быть как-то оправдано хотя бы тем, что определенный процент детей станет здоровым. Опыт показывает, что порой достаточно одного сеанса, чтобы ребенок избавился от энуреза или больная избавилась от повышенного аппетита. Одноразовое лечение заикания практически никогда не приводит к излечению, но, по крайней мере, и не приносит вреда.
Весьма эффектно выглядит одноразовое применение народных костоправских методик при таких болезнях, как ДЦП, последствия полиомелита или рассеянный склероз. Эффект возникает за счет того, что растягиваются суставные связки, уменьшаются контрактуры и тугоподвижность в суставах. В результате пациенты могут более полноценно пользоваться своими конечностями. Лечебное воздействие усиливается и внушением наяву: у пациента возникает собственное желание продемонстрировать положительный результат лечения.
Человек, почти не встававший с постели и с трудом передвигавшийся на костылях, обретает после такого сеанса возможность ходить без опоры. Присутствующие в зале встречают такие "фантастические" результаты громом аплодисментов. В главе, посвященной роли психотерапии в целительстве, об этом будет рассказано подробнее.
Здесь отметим только, что обычно через полторы-две недели после одноразового эстрадного сеанса лечения у пациента полностью возвращаются прежние симптомы. Он вновь окажется прикованным к постели или будет, как и раньше, с трудом передвигаться на костылях. Утрата возникшей, было, надежды может резко ухудшить моральное состояние больного, обострить чувство беспомощности - до настроения, когда уже не хочется жить. Поэтому во время таких выступлений необходимо подбирать больных не только для демонстрации чудесного эффекта, но и на полный курс лечения. Лишь таким путем можно добиться стойких положительных результатов.
Разговор о рекламе и саморекламе необходим прежде всего для того, чтобы заострить внимание на необходимости более ответственного отношения к целительству. Целителям нужно быть осторожнее в своих высказываниях, особенно в средствах массовой информации. Журналистам необходима определенная компетентность в этих вопросах. Корректная реклама и правильное понимание сути целительства помогут людям составить реальное представление об этой сфере деятельности. Это будет способствовать тому, чтобы целительство заняло свое место в системе охраны здоровья человека.
РФ омоложение - это не поиск разных процедур по омоложению в Российской Федерации, а специальная процедура, позволяющая омолодить кожу лица
Комментарии пользователей
Написать комментарий
Иврада для Парапсихология и целительство
Очень путают Божий дар и яичницу. Целительству нельзя научиться. Это дается Свыше. Открывают канал целительства - 5 чакра, по рукам идет энергия, у меня мощная, лечить можно как наложением рук, держа руки над больными органами или участками тела и могу передавать энергию на расстояние по телефону.При помощи энергии восстанавливается здоровье. Настоящих целителей - единицы. И мне не нужно, чтобы что-то доказывали.Можно выучиться на врача, на целителя - нет!
Процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор,...