ТорндайкЭдуард Ли (1874- 1949) - американский психолог и педагог. Первая работа Торндайка 'Ум животных' (1898) явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения. Помещая в 'проблемные' ящики - экспериментальные устройства различной степени сложности - подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян), Торндайк фиксировал характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление рефлекса. Ход опытов и его результаты изображались графически в виде кривых, на которых отмечались повторные пробы и затраченное время. Характер кривой (названной им 'кривой научения') дал ему основание утверждать, что животное действует методом 'проб, ошибок и случайного успеха'. Весь процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Толмен внес существенный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировал ряд законов научения ('закон упражнения', 'закон эффекта', 'закон готовности' и др.), носящих, по его мнению, универсальный' характер. Он отрицал качественное различие между навыками животных и человека. С механистически-биологизаторских позиций Толмен разрабатывал проблемы поведенческой психологии. Ему принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку, чтению. Для количественного определения уровня психического развития он разработал систему ментиметрических приемов (тестов). Впоследствии он внес ряд коррективов в модель научения, признал, в частности, значение сенсорного контроля для образования навыков. Вместе с тем, оставаясь верным принципу биологической предопределенности человеческого поведения, Толмен защищал реакционные взгляды на умственное развитие человека. Исследования Толмена дают основание утверждать, что он подготовил возникновение бихевиоризма.
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Форма поведенческой психотерапии. Основана на образовании связи между нежелательным поведением и субъективно неприятным переживанием. Процедура аверсивной психотерапии заключается в том, что...