В соответствии с теорией психоанализа, А. Фрейд разделяет психику на составные части и отдельно следит за судьбой этих отдельных частей - инстинктов "ОНО", инстанции "Я" и "СВЕРХ-Я".
1."БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО " между матерью и ее ребенком - фаза, в которой НАРЦИССИЗМ матери распространяется на ее ребенка, когда и сам ребенок включает мать в свою нарцистическую среду. (НАРЦИССИЗМ - любовь к собственному образу. У 3. Фрейда существовало предположение об особой стадии сексуального развития, промежуточной между аутоэротизмом и объектной любовью).
Эта первая фаза развития психики ребенка позволяет выделить в ней АУТИЧЕСКИЙ и СИМБИОТИЧЕСКИЙ периоды, то есть до и после рождения ребенка. В симбиотическом периоде ребенок испытывает страх разлучения и одновременно желание самостоятельности. Симбиотический период характеризуется для ребенка телесным единством с матерью, основанным на переживаниях удовольствия и неудовольствия. Он считает, что мать чувствует его голод, усталость, боль как свои собственные. И если такое ожидание не удовлетворяется матерью, то ребенок переживает страх, плачет, долго не может успокоиться. Там, где мать и ребенок разделены, независимо от повода, у ребенка можно наблюдать вспышку страха и страдания, то есть для него происходит разлучение в полном смысле этого слова, это доказано еще в 1960 году в экспериментах Боули. Поэтому А. Фрейд предупреждает об опасности для последующей взрослой жизни ребенка разлучения матери с малышом даже на один час на этом этапе развития.
2."ЛЮБОВЬ К ОПЕКЕ" или "период отдельных отношений" - этап развития ребенка, при котором осуществляемый им выбор объекта привязанности регулируется не со стороны "Я", а со стороны его потребностей и инстинктов. То есть ребенок выбирает в качестве предпочтительного человека того, кто удовлетворяет его потребности. Это не является проявлением его прагматизма и каприза, а лишь свидетельствует о нормальной особенности развития ребенка, проявляемой в эгоизме.
По данным зарубежных исследователей известно, что если мать недостаточно справляется с ролью источника удовольствия, то возникают, например, анаклитические депрессии. Это - психические расстройства, возникающие у ребенка, лишенного матери, после того как в течение первых шести месяцев он имел нормальные отношения с ней. Проявляются симптомы этой депрессии на первом месяце разлучения в плаксивости ребенка, требовательности, привязчивости к общающемуся с ним взрослому. На втором месяце разлучения с матерью дети отказываются от контакта, лежат ничком в кроватках, у них появляется бессонница, потеря веса, склонность к заболеваниям, усиливается задержка моторного развития, возникает маскообразное выражение лица. После третьего месяца разлучения у ребенка - уже устойчиво застывшее выражение лица, вместо плача - хныканье, замедляется общее развитие. Если между концом третьего и пятого месяцев ребенок возвращен матери, или найдена подходящая (с точки зрения ребенка) замена, то все расстройства очень быстро исчезают. Замечено также, что если опеки было недостаточно (мера достаточности определяется не ухаживающим лицом, а потребностями ребенка), то во взрослом возрасте этот ребенок будет попадать в опасные ситуации чаще, чем другие люди.
Нормальноеразвитиеребенка
А. Фрейд считает, что в человеческом развитии физическое "Я" предшествует всем остальным сторонам развития "Я". Но это не значит, что ребенок достигает своей телесной самостоятельности раньше, чем эмоциональной и моральной самостоятельности в отношении родителей. Чем больше ребенок находится под влиянием телесных потребностей, телесных побуждений, тем меньше он сам является властелином разновидностей и количества своих удовлетворений. Единственное исключение - аутоэротика, которая позволяет ему проявлять определенное количество самостоятельности по отношению к внешнему миру.
Во всех остальных отношениях (сон, прием пиши, опорожнение кишечника и мочевого пузыря, гигиена тела, предотвращение болезней и несчастных случаев) проходит достаточно много времени, прежде чем будет снят материнский контроль, и сам человек станет контролировать себя именно так, как это делала прежде его мать.
3. Стадия ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ в собственном смысле слова - этап развития ребенка, когда его любовь к родителям существует и проявляется независимо от того, ухаживают или не ухаживают они за ним. В этот период отсутствие телесного соприкосновения с матерью перестает быть для малыша травматическим и ему достаточно того, что он видит и слышит свою мать. Естественное позитивное чувство к ней остается неизменным и направленным на нее. Разлучения ребенка и его объекта любви после достижения третьей ступени переносятся легче, чем прежде. С этого периода начинают завязываться новые отношения с другими ухаживающими людьми. Но и на этом этапе длительность разлучения с матерью должна увеличиваться постепенно.
4. Амбивалентные отношения АНАЛЬНО-САДИСТИЧЕСКОЙ стадии проявляются в том, что любовь и агрессия, переживаемые ребенком одновременно, направлены на одного и того же человека. Ребенок одновременно и обнимает, и кусает мать или отца в порыве чувств. На этот же период приходится естественная потребность ребенка в проявлении агрессии. Поэтому, если любовные стремления ребенка не находят подходящего объекта или, если объект, на который направлены амбивалентные проявления чувств, ненадежен, то появляются нарушения в процессе смешения либидо и агрессивности. Это ведет в будущем к агрессивно-деструктивному поведению, которое остается неподдающимся воспитательному воздействию, а требует психотерапевтического вмешательства. Буйное "цепляние" ребенка к матери есть следствие амбивалентности, а не типичное проявление избалованного ребенка, считает А. Фрейд. Поэтому нельзя грубо и резко реагировать на такие проявления чувств малыша. На этой стадии он цепляется за мать или отца, когда они хотят оставить его.
С "цеплянием" надо считаться и относиться к поведению ребенка безоценочно, не отталкивать и не оставлять его при таких проявлениях чувств. Наоборот, его надо к себе крепко прижать, успокоить, что-то объяснить и лишь потом, если удастся, оставить с другим человеком, который его отвлечет.
5. ЭДИПОВА (ФАЛЛИЧЕСКАЯ) стадия характеризуется тем, что ребенок, любя обоих родителей, все же отдает предпочтение тому из них, кто противоположен его полу, проявляя явное соперничество в отношении другого. Заметив такое предпочтение, нельзя говорить об этом в присутствии ребенка и, тем более, ставить его перед выбором, заставляя ответить на вопрос: "Кого ты больше любишь - маму или папу?". В этом случае в душе ребенка идет борьба между испытываемым явно чувством большей любви к одному из родителей и необходимостью отречься от этого чувства на словах. Он не хочет обидеть другого родителя, который ему тоже близок и необходим.
Нормальноеразвитиеребенка
Вредно для последующего нормального развития личности ребенка фиксировать его внимание на чувствах и мыслях по поводу этих чувств, особенностью которых является их временность, что единственно нормально на этой фазе развития психики человека.
На данном этапе развития типично для ребенка быть хвастливым, любопытным, демонстративным. За это нельзя делать ему замечаний, стыдить и приводить кого-либо в пример. Нужно лишь следить, чтобы эти проявления не стали чрезмерными. Наоборот, родителей должно насторожить отсутствие у ребенка желания похвалиться, выставить себя напоказ и т.п. Это свидетельство вытесненности нормальных для его возраста побуждений, на которые когда-то грубо и резко отреагировали взрослые, что и оказалось травматизирующим фактором.
А. Фрейд считает также, что будущее утрированное мужское поведение с буйной агрессивностью является сверхкомпенсацией и выдает пережитый ребенком детский страх в фаллической стадии развития, когда дети ненасытны в; своем желании к вниманию, утешению, заботе. Для пятой стадии развития также типично проявление творчества в различных сферах жизни.
6. ЛАТЕНТНЫЙ период характерен тем, что затухают прегенитальные побуждения инфантильной сексуальности: ослабляется половая активность, происходит десексуализация объектных отношений и чувств, возникает преобладание нежности и останавливается эволюция сексуальности. Появляется чувство стыда и отвращения, возникают нравственные и эстетические стремления, угасает Эдипов комплекс. Дети, за счет вытеснений, начинают забывать первые годы своей жизни. Они, постепенно разочаровываясь в идеальном образе своихя родителей, переносят свои привязанности на сверстников, учителей, киногероев и т.п. Если это не произойдет, то ребенок будет испытывать проблемы при вхождении в компании, у него появится утрата интереса к школе, тоска по дому.
В норме дети фантазируют по поводу своего происхождения. Например, могут считать, что они приемные, глубоко и мучительно переживая "факт усыновления"; придумывают профессию, которой якобы заняты их родители; фантазируют по поводу происхождения своего рода и т.п. В этом случае не надо их одергивать, говорить, что они лгут, обижаться на недостаточное внимание к себе и т.п. Надо просто терпеливо ждать, нежно любя своего ребенка, т.к. это скоро все бесследно пройдет, если с пониманием принять все эти детские проявления. Характерная для латентности сублимация проявляется в художественном, интеллектуальном и ином творчестве, ценном с точки зрения культуры общества.
7. ПРЕДПУБЕРТАТНОСТЬ как предварительная ступень собственно пубертатности известна тем, что в ней устаревшие установки и желания инфантильной жизни (2, 3, 4 стадий) обнаруживаются по-новому за счет регрессий на более ранние годы жизни. Ребенок вдруг может захотеть, чтобы его завернули в одеяло и покачали как маленького, либо хочет пососать соску и т.п. Это не следствие ошибок воспитания и не факт неправильного развития, а норма. В этих случаях мягко и с пониманием надо принять эти побуждения и в игровой форме осуществить их. Все это является подготовкой к следующей фазе развития.
Нормальноеразвитиеребенка
8. В ПУБЕРТАТНОЙ стадии человек имеет двойную задачу - освободиться от своих эдиповых объектов и полюбить кого-либо вне семьи. Эта первая любовь становится для человека способом утверждения собственной автономии, самоценностью и доказательством значимости чувств даже за пределами семьи Родители должны считаться с первой любовью так же как и с "цепляньем" на четвертой стадии и уважительно относится как к самому чувству их повзрослевшего ребенка, так и к объекту его любви.
Нормальное детское развитие идет шаг за шагом вперед и снова назад, с постоянным чередованием прогресса и регресса. Если же регрессии становятся перманентными, вместо того, чтобы оставаться временными, то они перестают играть роль элемента нормального развития, превращаясь в патогенный фактор.
Не на пользу здоровому развитию ребенка идет то, что взрослые критически и осуждающе противостоят регрессиям. Этим они способствуют вытеснениям и задержкам у ребенка, которые преграждают ему путь в прошлое, если в реальности он переживает неприятные события, не поддаваясь им. Это часто происходит при болезни, усталости, при засыпании, в страхе, в разлучении. Проявляется все это в той бессмыслице, которую говорят дети, их слезах, капризах, бурной резвости, в просьбе поносить на ручках, или завернуть как маленького в одеяло, в сосании давно забытой соски и т.п.
Если события реальной жизни ребенка встречаются с соответствующим Уровнем его развития, то он извлекает из них для себя пользу, независимо от желательности или нежелательности своего поведения. Если такой встречи меры развитости малыша с событием, требующим этой развитости, не происходит, то даже при доброжелательной помощи со стороны родителей, ребенок испытывает отвращение к ситуации или действию, которого от него ждут, преодолеть которое он не может.
Со ссылкой на А. Фрейд можно утверждать:
- если ребенок - нежен, послушен, скромен, то это следствие вытесненных побуждений агрессии, жадности и упрямства;
- если маленький ребенок любит младших братьев и сестер, то это следствие вытесненных зависти и ревности;
- где нет у ребенка любопытства по поводу появления детей, половы различий и взаимоотношений родителей, то это результат работы защитных механизмов по поводу сексуального любопытства;
- чрезмерный стыд, отвращение и жалость - следствие длительной защитной борьбы против неприличных желаний и жестокости, которые был отвергнуты. (Сравним данную связь работы бессознательного с объяснением, отвращения, предлагаемым Р. Гринсоном: "Отвращение является реакцией на чувство или представление о чем-то отвратительном, что пришло в контакт с телом. Неуместное отвращение говорит о репрессированном желании коснуться или положить в рот что-то, что сознательно считаете "грязным ");
- аккуратность, опрятность, экономность, бережливость, накопительство происходят из вытесненных побуждений анальной стадии развития;
Нормальноеразвитиеребенка
- жгучее тщеславие, импульсивное поведение - следствие фиксации уретральной фазе;
- игра под "дурачка" - нереализованная или искаженная потребность ребенка выделиться на фаллической стадии развития;
- скука и жалобы на скуку исходят из подавления мастурбационных фантазий и побуждений; - ипохондрики, озабоченные своим здоровьем люди, выдают недостаточность материнской заботы и недоверчивость к ней, которые были пережить ребенком в детстве;
- отсутствие аппетита или ненасытность - нарушения питания в оральной фазе развития;
- кусание, плевание, желание присоединиться - проявление оральной агрессивности; потребность мучить, разрушать есть следствие нарушений отношениях "мать-дитя " на анальной стадии;
- властолюбие, зазнайство, хвастовство - следствие нарушения отношений и нереализованных потребностей на фаллической фазе.
Способность соотносить подобные мысли, чувства, фантазии, импульсы и поведение человека с его же, но бессознательными предшественниками их, есть наиболее важное умение аналитика, основанное на четком знании и понимании теории психоанализа. Поэтому ниже будет представлен материал по психологическим защитам.
Всем, кому интересны игровые автоматы с их потенциалом, а также неожиданными сюжетами и забавными мультимедийными персонажами, наш портал предлагает стать знатоком лучших видео слотов
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Процедуры, которые позволяют с минимальной временной задержкой информировать человека о состоянии его телесных функций, за счет чего возникает возможность их сознательной регуляции. Есть опыт...