Центральными понятиями предлагаемой Р. Ассаджиоли схемы являются "Я", (другие названия: "Самость", "личное Эго" или "Личное Я") и "Трансперсональное Я" ("Сверх Самость", "Духовное Я", "Надличное Я") .
Р. Ассаджиоли создал программу, согласно которой можно переходить с одной ступени формирования личности в индивидуальном опыте на другую, параллельно раскрывая в себе и приобретая различные качества. Он описывает свою модель как "грубую, почти анатомическую репродукцию нашей внутренней конституции..." и разделяет человеческое бессознательное на три области: низшее бессознательное, среднее бессознательное, высшее бессознательное. Несмотря на то, что эти пласты бессознательного имеют различное содержание, они тесно взаимосвязаны друг с другом.
1. Низшее бессознательное. 2. Среднее бессознательное. 3. Высшее бессознательное. 4. Поле (область) сознания. 5. Личное Я. 6. Духовное (Надличное ) Я. 7. Коллективное бессознательное. Происходит постоянный обмен энергиями и элементами как внутри психики отдельного человека, так и с коллективным бессознательным.
НИЗШЕЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ содержит в себе информацию о простейших формах психической деятельности, примитивные животные побуждениях, "комплексы", несущие сильный эмоциональный заряд, образы кошмарных сновидений, "фантазмы" (фантазии, которые в искаженной форме отражают действительные желания человека), низшие неконтролируемые парапсихические процессы, различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи) и т.д. С низшими парапсихическими процессами обычно связывают необычные явления, с которыми может столкнуться человек при погружении в низшее бессознательное. Это видения различных пугающих, неприятных сущностей, привидений, встреча с "домовыми", явления полтергейста и т.д. Как правило, такие встречи имеют негативную или, в лучшем случае, нейтрально окраску. Можно сказать, что именно этой областью занимался в свое время 3. Фрейд.
СРЕДНЕЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ содержит психические элементы, сходные с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающие. Здесь прежде, чем проявиться в сознании, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности разума и воображения.
В ВЫСШЕМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ проявляются высшие формы интуиции и вдохновения, здесь господствуют энергии, побуждающие к духовному росту, к творчеству. Получая доступ к высшему бессознательному, человек знакомится с высшими парапсихическими явлениями, решает вопросы смысла жизни и отношения с Божественным. Под высшими парапсихическими явлениями подразумевается целый ряд феноменов: необычные озарения, видения, чудесные "совпадения", откровения и т.д. Люди с религиозным сознанием часто все это называют "чудеса Господа". При этом человек не испытывает страха, его переполняет чувство благоговения, радости, восторга от ощущения, что он прикоснулся к общему Живительному Источнику Света и Мудрости.
ПОЛЕ СОЗНАНИЯ - это непосредственно осознаваемая нами часть информации о нашей личности в каждый данный момент времени.
АбстрактнаямодельпсихикиР.Ассаджиоли
"ЛИЧНОЕ Я" является нашей сущностью. Его можно сравнить с водоворотом, вокруг которого, посредством притяжения располагаются различные части и черты личности. В области сознания наши чувства, ощущения, мысли постоянно меняются. Между тем "личное Я", как центр остается неизменным наблюдателем, осознающим себя и свое бытие. Многие люди пассивно плывут по поверхности "потока сознания", отождествляя себя с каждой последующей мыслью, чувством и ощущением. В этом случае они не различают "личное Я" и область сознания вокруг него. Р.
Ассаджиоли усматривал в "ДУХОВНОМ Я" более глубокий и широкий источник идентичности, нечто такое, что распространяется за пределы психики индивида. "Духовное Я" пребывает над потоком мыслей и состояний тела и не подвержено их влиянию, а "Личное Я" следует рассматривать как отражение, проекцию "Духовного Я" на поле личности. Сохраняя индивидуальность, "Духовное Я" живет на уровне всеобщности, где личные взгляды и интересы перекрываются более широким целостным видением.
Существует общий массив информации, который отражает сознание всего человечества в целом. Это то, что К. Юнг в свое время назвал "КОЛЛЕКТИВНЫМ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ". По К. Юнгу, коллективное бессознательное есть "предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны... Оно (коллективное бессознательное) более похоже на атмосферу, в которой мы живем, чем на что-то, что находится внутри нас. Это просто неизвестное качество мира". Внешняя линия диаграммы не отделяющая, а скорее разграничительная, как мембрана в живой клетке. Между нами и другими постоянно идет процесс "психического обмена" в общей "психической среде". Следует помнить, что "Духовное Я" располагается и над коллективным бессознательным, охватывая его ч в то же время оставаясь трансцендентным по отношению к нем)".
Опираясь на эту схему, можно примирить два фактора, которые на первый взгляд кажутся взаимоисключающими. С одной стороны, существует видимая двойственность, т.е. кажущееся наличие у нас двух "Я", т.к. "личное Я" обычно не осознает "Духовное Я" и даже отрицает его существование. "Духовное Я" при этом скрыто и не проявляет себя в нашем сознании непосредственно. С древних времен ту завесу, которой отгорожено "Духовное Я" от "личною Я" называли майей, что означало "иллюзия", "ошибочное, искаженное представление о действительности". С другой стороны, нет двух "Я", есть только "Духовное", которое проявляется с разной степенью искажения в зависимости от чистоты сознания и степени самопостижения. Одной из задач как психосинтеза, так и психологии духовного измерения является выявление причин отсутствия у человека стремления к духовному совершенствованию и разработка методов, с помощью которых можно способствовать проявлению этого стремления. Кроме того, важно знать способы психологической помощи тем, кто решил встать на путь духовного роста и столкнулся с различными трудностями.
Представьте на миг ситуацию: вы - разведенная женщина с ребенком, которая, кажется, наконец-то нашла свое счастье. И лишь несносный ребенок своим поведением нарушает замечательную идиллию.
Характеристика личности. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным...