На первой стадии формирования устойчивой личности, способной адекватно выражать себя в повседневной жизни Р. Ассаджиоли усматривал два неодолимых процесса, протекающих практически параллельно: ГЛУБОКОЕ познание своей личности и КОНТРОЛЬ над различными ее элементами. Причем, как на первой, так и на последующих стадиях очень желательно присутствие рядом знающего специалиста, уже прошедшего этот путь. На первом этапе это может быть опытный квалифицированный психотерапевт или практикующий психолог. На последующих этапах необходимо присутствие Духовного Учителя, который способен вывести блуждающего в лабиринте своей психики путника на правильную дорогу.
Первый этап предполагает использование множества практических методов, разработанных в рамках различных направлений практической психологии. Главное - с их помощью суметь научиться владеть комплексом характеристик, присущих здоровой личности. Р. Ассаджиоли выделял такие личностные характеристики как: ощущения, эмоции-чувства, импульсы-желания, воображение, мышление, интуицию. 3а счет постепенного совершенствования этих аспектов человек обретает волю, без которой, как считал Р. Ассаджиоли, невозможно дальнейшее продвижение на пути к самопознанию и реализации. Он рассматривал волю, как необходимый атрибут полноценного "Личного Я".
Одним из очень подходящих для работы методов Р. Ассаджиоли считал метод ДЕ-ИДЕНТИФИКАЦИИ (РАЗОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ). Метод разрабатывался исходя из принципа: "Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем". Иными словами, мы можем контролировать лишь то, с чем мы себя де - идентифицируем, то есть то, с чем мы себя не отождествляем.
Каждый раз, когда мы идентифицируем себя со слабостью, виной, страхом и другими эмоциями - мы ограничиваем себя. Мы говорим: "Я в унынии или "Я раздражен", и тогда очень легко нами может овладеть депрессия. Если при тех же обстоятельствах мы скажем примерно следующее: "Меня пытается поглотить волна уныния" - бдительное "Я" не потерпит вторжения этого состояния. Оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния, не будучи поглощенным ими. Часто даже этого бывает достаточно, чтобы выиграть битву с нежелательной эмоцией.
Вот одно из многочисленных упражнений по разотождествлению:
Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее.
1. Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым и больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного "Я". Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более, чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но сам я - не оно, обладаю телом, но я не тело. Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: "я обладаю телом, но я не тело ". Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум частям упражнения.
2.Я обладаю чувствами, но я не чувства. Мои чувства многообразны, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. "Я" остается неизменным Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я - не гнев. Совершенно очевидно, что чувства - не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что сам я - не чувства. Я обладаю чувствами, но я не чувства.
3.Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум - это ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум. Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно:
4. После разотождествления себя с ощущениями, чувствами и мыслями я сознаю, что я - центр чистого самосознания. Я - волевой центр, способный наблюдать все свои психические функции и физическое пело, а также управлять ими и применять их. Сосредоточьтесь на основной идее: "Я - центр чистого самосознания и воли ". Цель настоящего упражнения - войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, далее можно будет видоизменить упражнение, сосредоточиваясь на его опытном постижении и быстро проходить этапыразотождествления:
Я обладаю телом, но я не тело;
Я обладаю чувствами, но я не чувства;
Я обладаю умом, но я не ум.
5.После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе:
Кто же я в таком случае? Что остается после того как я разотождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего "Я" - это центр чистого самосознания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни; то, что дает мне чувство бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром, сознаю его устойчивость и силу .
Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы разотождествления, пребывать в "Я" столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании можно занимать позицию стороннего наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения в ней.
root@ns03.rin.ru), giving this error message/.html" class="ooa_title" >
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Ссылки по теме Личностный этап психосинтеза. Метод разотождествления:
Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название 'третьей силы'. К данном у...