Я. Морено был экзистенциалистом, глубоко вовлеченным в феноменологическую философию и метафизические рассуждения и преследующим идеалы субъективности. В своих философских размышлениях в стихах Я. Морено приходит к оптимистическому выводу: боль и смерть создают предпосылку для возникновения нового измерения творчества: любовь и сочувствие. Знание Я. Морено рассматривал как расширение личности, его понимание любви близко системе религиозных представлений, то есть любовь становится синонимом знания. Так как знание, полученное как переживание, не поддается передаче другим, его оттеснили на задний план по сравнению с позитивистским знанием.
Экзистенциальная реальность открывается только через человека. Во-первых, опыт не передается вербально, его нельзя усвоить на примере. Во-вторых, существует индивидуальный опыт (каждый в одном и том же событии переживает наряду с универсальными и некоторые уникальные характеристики). В-третьих, продукт творческой деятельности одного человека не может быть до конца познан другим. Религиозный экзистенциализм пытался восстановить утерянное в веках догматических раздоров представление о деперсонализованном Боге как об экзистенциальной целостности бытия. Я. Морено в своей философии психодраматической встречи рассматривает Бога таким же образом. В психодраме драматизируются и исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В ходе драмы воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений протагониста.
П. Келлерман пишет, что в экзистенциальной психодраме не существует концепций здоровья, нормы и патологии, и поэтому диагноз не имеет отношения к делу или просто не нужен. Экзистенциальная психодрама дает "эмоциональный опыт в рамках межличностного взаимодействия со своей собственной духовной ценностью " и, таким образом, "цель психодрамы состоит не в том, чтобы дать "исцеление", а в том, чтобы просто сделать личность настолько спонтанной и творческой, насколько это возможно в рамках индивидуальности каждого из участников ".
Я. Морено и 3. Морено в своей статье указывали на два противоположных принципа, действующих в терапевтическом исследовании: субъективное и сущностное состояние субъекта и объективные требования научного метода. Психодрама дает возможность исследовать и корректировать свой субъективный опыт с помощью драматизации актуальных переживаний данного опыта. Джонатан Морено (сын основателя психодрамы) охарактеризовал психодраму как форму феноменологической психотерапии. Психодрама подходит к человеку целостно, рассматривает человека как комплексную, динамическую систему во взаимодействии с постоянно расширяющимся физическим, социальным и временным контекстом. Практикой интегративного сознания является встреча, экзистенциальное, или психодраматическое, соприкосновение. Пропасть между субъектом и объектом, которую Л. Бинсвангер назвал "раком психологии", в психодраме преодолевается за счет настройки на бытие другого человека. Расширяя свое бытие до возможности бытия других, участник психодрамы доходит до понимания бытия вообще, достигая тем самым "объективности".
Психодрама подсказывает, что главное в человеческом общении - это понимание смысла, который нередко находится не в тексте, т.е. не в значениях, а в подтексте. "Смысл ищется не только в словах, а в поступках, в выражениях лица, в оговорках, обмолвках, в непроизвольной позе и жестах. Человеческое общение многоязычно, и оно живо своими внутренними формами. В нем используются языки жестов, действий, образов, знаков, слов, символов, а также тексты, подтексты, смыслы, значения, исполненные смысла паузы и фигуры умолчания. При этом богатстве не всегда есть уверенность в правильности понимания. Но дело далеко не в мере понимания, а еще и в том, что слово (сказанное и несказанное) в человеческом общении выступает в роли социального действия".
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Ссылки по теме Философские предпосылки психодрамы:
По отношению к некоторым продуктам население обнаруживает такую сильную антипатию, что требуются большие усилия для того, чтобы выяснить ее причины и преодолеть их. Так было, например, с...
Осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях,...