это может вам помочьПлюсы фасадов В России фасады появились не так давно, как например, в Германии или Финляндия
Психодрама и ролевыеигры
Можно ли рассматривать психодраму как ИГРУ? На этот вопрос трудно ответить, не определив понятие игры. Некоторые последователи Я. Морено считают, что психодраму не стоит рассматривать как обыкновенную игру, связанную с миром фантазий, оторванную от "реальной" жизни. Так как психодрама основана на теории ролей, ее нередко отождествляют с ролевыми играми. Такая позиция значительно сужает понятие "психодрама". Возможно, это объясняется применением ролевых игр в тренинговых группах, ставящих своей целью саморазвитие и самосовершенствование их участников. В этом случае популярны игры с сюжетом, не представляющим психическую реальность человека, а заданным извне руководителем группы. Эффективны ролевыеигры и в психотерапии.
Чтобы разграничить то, что называют "ролевыми играми" и психодраму, нужно вспомнить, что в основе возникновения ролевых игр заложены три подхода: психодрама Я. Морено; терапия фиксированной роли Дж. А. Келли и репетирование поведения, которое традиционно ассоциируется с именами Дж. Вольпа и А. Лазаруса
психодраму рассматривать в аспекте терапии поведения, то игровая сторона психодрамы рассматривается с точки зрения имитационных игр: представляемое поведение может быть как естественным, истинным выражением индивидуальности "актера", так и имитацией чужих стереотипных реакций.
Э. Барц справедливо называет психодраму "игрой в глубокое". Психодрама трактуется как метод углубленного анализа поведения человека, причем цель этого анализа заключается в выявлении "межличностного базиса" личности.
Психодрама не должна быть игрой, т.е. деятельностью, имеющей смысл только в данный момент, являющуюся ответом на потребность минуты. В психодраме развертывается определенное психодраматическое действие, тогда как в игре его нет. Сюжет психодрамы заставляет соблюдать дисциплину. В частности, поэтому психодраматург должен следить, чтобы психодрама не превращалась в игру. В игре роли, хотя и носят фиктивный характер, и не требуют полного отрешения от всего остального, являются стереотипными. Человек, играя, приспосабливается к той, или иной фиктивной ситуации, что принципиальным образом препятствует спонтанному самовыражению. Человек, "играющий в психодраме", выкладывается значительно меньше, чем в ситуациях реальной жизни.
Играемая в психодраме роль должна интенсивно проживаться. Тогда она позволяет разобраться в значении того, что характерно для повседневного бытия данного индивида. Играющий в психодраме соотносит проигранное со своими возможностями в реальной жизни, реалистично оценивая свой внутренний потенциал. В психодраме клиенты, словно дети, вовлекаются в игру. Но игра в данном случае нечто большее, чем способ человеческого поведения, потому что благодаря особому бытию в игре устраняются сопротивления терапии, откровенности. Игра охватывает всего человека. По словам Шиллера "он бывает вполне человеком тогда, когда играет". Схожей психодраму с игрой делает и то, что "игра - это деятельность ради действия, имеющая смысл, но не имеющая цели". Ведущий психодрамы, по словам Г. Лейтц "привносит цели терапии в и сводит игру участников психодрамы к терапевтическим целям".
Психодрама - это ФЕЕРИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ РОЛЕЙ. Некоторые из которых синтезируются, другие уточняются или переопределяются. Эти новые и старые, ригидные и гибкие, потенциальные и сознательно избираемые роли, отражающие в своей совокупности самые различные аспекты и качества существования человека. Играть - означает освобождаться от препятствий, чинимых действительностью, стоять над вещами, распоряжаться ими по своему усмотрению, царствовать, быть господином, быть свободным. ИГРАТЬ - значит БЫТЬ.
Данная игра особенно целительна для исполняющих ее, поэтому в психодраме важно быть УЧАСТНИКОМ. В психодраматической сессии клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. В то же время психодрама - это групповой метод, поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист позволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и переживаний, что помогает им проживать, прорабатывать, благодаря эмоциональной вовлеченности в драму протагониста, и свои проблемы.
Исследование американским психологом Н.Триплетом (1887 г.) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием...
Способность живых организмов реагировать на внешние воздействия изменениями, которые могут включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая...