Информация, представляемая во время психодраматического сеанса не рассказывается, а показывается. Инсценируются события, прошлые или будущие, которые вызывают сильные переживания протагониста в настоящем. Сама драматизация предполагает некоторую условность: роли действующих в ситуации лиц исполняют другие люди, обстановка также может быть воссоздана только условно.
Однако, важным оказывается то, что воссоздаваемая прошлая или будущая ситуация проявляет общие, характерные установки протагониста, его стратегии поведения, его позицию в отношении к реальности и миру. Конкретизация ситуации предполагает усиление переживаемого протагонистом и другими участниками, подразумевает их вовлечение в действие. Однако принцип конкретизации также относится к неодушевленной части окружающей среды, то есть ситуативному контексту - части, не содержащей человеческих существ, не могущей быть персонифицированной. Конкретизация неодушевленной части окружающей среды позволяет восстановить контекст, воспринимаемый протагонистом, помогает одушевить переживания, утратившие синхронную ситуацию.
Конкретные явления дают то преимущество, что возрастает выразительность, многозначность имеющихся данных. Этот атрибут конкретизации не только создает интуитивный смысл, он совпадает с опытом многих практиков. В психотерапии выделяют три функции конкретизации:
а) терапевту конкретизация гарантирует приближенность его собственных реакций к реакциям и переживаниям пациентов;
б) в процессе взаимопроникновения проясняются недоразумения и увеличивается точность перцепции;
в) для пациентов конкретизации полезна при попытках прямого обращения к своим проблемам и эмоциональным конфликтам.
АУТЕНТИЧНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ.
Разыгрываемое поведение должно быть аутентичным. Как и в любой другой области психотерапии, в психодраме следует добиваться того, чтобы поведение и состояния, связанные с разыгрываемыми эпизодами, были аутентичными. Аутентичность обычно рассматривается как достоверность и подлинность, что в психодраме имеет два значения. Первое из них - отсутствие умышленного обмана. Следует убедиться, что описание не поддельно, ибо тогда оно не может представить действительных чувств и мыслей в момент действия. Второе - максимальное сходство с исходным случаем. Итак, аутентичность предполагает, что воссозданное пациентом описание достоверно отражает психологическое состояние в момент развертывания ситуации.
Существует много способов удостовериться в том, превалирует ли это аутентичное качество реакций играющего: например, отметить наличие непроизвольных реакций, связанных эмоциональным подъемом, логическую последовательность, время реакции, вспоминание основной информации и явления выпадения из переживания. В то же время чрезвычайно трудно быть уверенным, что разыгрываемое качество идентично исходному поведению. Поэтому важен и другой аспект аутентичности - к ней необходимо стремиться как протагонисту, так и психодраматисту и другим действующим лицам. Этого можно достигнуть, используя принцип описания "здесь и сейчас". Предполагается, протагонист представляет свои трудности, будто они происходят именно сейчас. Это воспринимается, как правда, независимо от того, происходил ли такой случай в действительности или был выдуман. Идея описания "здесь и сейчас" зародилась в экзистенциальной философии и применима ко всем формам психотерапии, претендующим на работу с экзистенциальной проблематикой.
Подлинность представлений так женапрямую связана со степенью эмоционального вовлечения протагониста в действия. Необходим разогрев как готовность протагониста и других участников психодрамы к реальному переживанию ситуации. Разогрев всех участников психодрамы достигается в момент неоднократной инсценировки. Разогрев предполагает как двигательную раскрепощенность, так и вовлеченность, а также веру участников психодрамы в возможность изменений. Психодраматический сеанс состоит из следующих последовательных стадий:
- стадии разогрева и действия, в которую входит интервьюирование протагониста. Оно происходит в круге - психодраматист садится рядом с протагонистом, психодраматист ходит вместе с протагонистом внутри круга. Происходит первичная инсценировка. Разогрев нередко занимает очень длительный промежуток времени и не рекомендуется его форсировать. Психодрамотерапевту желательно следовать за темпом протагониста. Инсценирование направлено на постепенно углубляемое исследование (сначала конкретизация, степенно уточнение деталей обстановки переходит в уточнение переживаем чувств и реакций);
- стадия эксперимента. Происходит исследование возможностей изменения. Стадия завершения выполняет важную функцию, предполагает выражение чувств, проявление сопричастности.
Спонтанность проявляется на стадии экспериментирования. При обсуждении понятия "спонтанность" мы уже упоминали, что спонтанное реагирование - это вовсе не обязательно быстрое и немедленное реагирование. Haпротив, учитывая, что спонтанность требует соответствующих адекватных реакций на ситуацию (и временами изобретает их) следует предположить, что этим реакциям предшествуют познавательные процессы (такие, как созерцательные, оценка, выбор и определение приоритетов). Имитируемая ситуация конструируется человеком.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕГО.
В психодраме очень важен аспект исследования. Посредством драматизации исследуется мир, переживаемый человеком. В этом плане важно помнить о том, что играющие ощущают себя в психодраматической группе более защищенными, чем в реальных жизненных условиях. Достигается это путем предоставления протагонисту и другим участникам психодрамы права полного контроля над существенными аспектами действия. Они могут контролировать время, пространство, действия и последствия. Иногда протагонисту требуется заново прожить события, чтобы у него остались новые, положительные впечатления (сон, например). Я. Морено опирался на интуитивное знание существования вероятностных миров, проявившихся в психодраматической теории как понятие "дополнительной реальности" и "сверх-реальности". В жизни есть много непознанного и невидимого. Психодраматические техники позволяют увидеть кое-что из невидимого в реальности (например, техника обмена ролями).
Приспособление к конкретному участнику темпо-ритма процесса обучения является целью психодрамы, т.к. позволяет подвинуть его к максимальному самовыражению, активности и взаимодействию. Но, в то же время, позволяется быть неспонтанными и невыразительными в момент разогрева и подготовки к вовлеченности в психодраматическую реальность столько, сколько это необходимо. Причем психодрамотерапевт на разных этапах действия тестирует уровень готовности протагониста, как бы приспосабливаясь к его темпу.
Обучающий опыт может включать навык сдерживания. Особое акцентирование умения максимально самовыражаться может оказаться ошибочным. Taкое акцентирование уместно лишь в случае получения "вознаграждения" "Вознаграждение" может выступать в двух видах. Первый подразумевает внутреннее удовлетворение, то есть чувство облегчения или радости, второй - ощущение, связанное с достижением цели. В чем желательно было бы участие внешних реципиентов. Таким образом, человек может полностью выразить свои чувства коллеге и испытать внутреннее облегчение (вознаграждение), но при этом он может причинить вред своему коллеге и положить конец или причинить вред их взаимоотношениям. Приходится учиться умению спонтанно сдерживать себя.
Необходимо соблюдать последовательность представленных эпизодов. Я Морено писал, что катарсис начинается в актере тогда, когда он принимается играть свою собственную драму сцена за сценой, и достигает вершины в момент завершения этой драмы.
'Фантазия есть качество величайшей ценности',- говорил В. И. Ленин. Развитие у детей фантазии - одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Как же проявляется и развивается фантазия детей в...
Форма психотерапии, разработанная в рамках индивидуальной психологии, автор А. Адлер. Характеризуется ориентированностью не на устранение отдельных симптомов, а на изменение всего поведения пациента...