Для описания процессаобщения Э. Берн вводит термин "поглаживание". Выбор этого понятия связан с потребностью человека " прикосновении. Будучи взрослыми, считал Э. Берн, мы продолжаем нуждаться в физическом контакте. Однако человек учится заменять физическое прикосновение другими формами признания. Улыбка, комплимент, даже оскорбление - все это показывает нам, что наше существование признано. Поглаживания бывают вербальными ("Привет!") и невербальными (кивок головы в ответ), позитивными (вызывают приятные чувства) и негативными (неприятно задевают), условными (связаны с тем, что другой делает, за его поступки) и безусловными (связаны с тем, что он есть, просто за "существование" другого). Таким образом, любая ТА является поглаживанием. При этом поглаживание (пусть даже болезненное) всегда лучше, чем его отсутствие. Э. Берн ссылается на эксперименты над крысами, в котором ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания их здоровья. Таким образом, поглаживания имеют определенное значение для выживания. Если человек получает недостаточное количество позитивных поглаживаний, то он пойдет дальше и будет искать негативные поглаживания.
У каждого человека есть свой коэффициент поглаживания, то есть каждому подойдет свое. Когда кто-либо получает поглаживание, которое не входит в его предпочтительный коэффициент, то этот человек склонен игнорировать или преуменьшать его. Услышав комплимент, например, "Как вы умны!" человек тут же реагирует замечанием "Зато не очень-то привлекателен". Многие люди являются своими злейшими врагами, в том смысле, что оказывают отрицательное воздействие сами на себя. Критический Родитель требует совершенства, и человек постоянно твердит себе, что он "мог бы сделать лучше". Транзактный анализ предлагает покончить с подобным самоистязанием и высвободить Дитя из "ежовых рукавиц" Критического Родителя.
Предположительно, что в каждом человеке между ним и входящими поглаживаниями имеется своеобразный фильтр поглаживаний. В его основе лежат Родительские установки об экономии поглаживаний. К ним относятся:
- не давай поглаживания, когда их надо давать;
- не напрашивайся на поглаживания, когда в них нуждаешься;
- не принимай поглаживаний, если нуждаешься в них;
- не отвергай поглаживания, когда ты не нуждаешься в них;
- не гладь себя сам.
Предполагается, что родители поступают подобным образом с целью контроля над своими детьми. Обучая детей тому, что запас поглаживаний ограничен, родители приобретают положение монополистов по поглаживаниям. Отсюда во взрослом состоянии часто возникает нехватка поглаживаний. Люди тратят большую энергию в поисках поглаживаний, которые, как все еще они считают, имеются в ограниченном количестве. В качестве терапевтической установки в транзактном анализе предлагается следующее: "Поглаживания, которые вы получаете, спрашивая о них, стоят ровно столько же, сколько поглаживания, которые вы получаете, не спрашивая о них."
Когда вещи становятся знаками, когда они приобретают способность представлять, обозначать другие вещи, то игра из простого избытка физических сил превращается в деятельность, включающую умственный...
Особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется...