Психология на RIN.ru: Возраст "Почемучки" - Обучение
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Возраст "Почемучки"

это может вам помочь Как и где получить качественное высшее образование Если вы хотите добиться успеха в жизни и в будущем построить успешную карьеру, вам стоит подумать о получении высшего образования

Возраст "Почемучки"

Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше. У него появляются новые и все более глубокие познавательные интересы. Ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Но ему мало этих сведений, и он обращается к взрослым: "Почему?" "Как?". Сначала малыш выслушивает ответ взрослого не очень внимательно, то и дело отвлекаясь на самостоятельные исследования предметов. Но наступает момент, когда познавательные интересы буквально захлестывают его и он задает в день сотни вопросов, требуя быстрых и точных ответов о происхождении и устройстве мира, взаимосвязи явлений в природе: почему ночью светит луна, а днем солнце, откуда дует ветер, где кончается земля и т.д.

От простого к сложному

Возникновение и развитие речи к трем годам позволяет ребенку выйти в своих познавательных интересах за рамки конкретной ситуации. В это время родители часто упрекают малыша в придумывании того, чего на самом деле нет, а он обижается и плачет. Малыш с гордостью демонстрирует свои достижения и до слез огорчается, если взрослые не разделяют его чувств. Одним словом, ребенок вступает в новый этап своего развития.

Изменяется и характер его общения со взрослым - теперь это не практическое сотрудничество (в совместной деятельности с вещами), а теоретическое (в совместном обсуждении явлений и объектов окружающей среды).

Возрастные рамки такого общения весьма размыты. Можно встретить взрослых людей, которые так и не доросли до него, а среди малышей, умеющих говорить, эта форма общения может встречаться уже у трехлеток. У многих дошкольников она доминирует среди других видов общения вплоть до 7 лет, то есть до поступления в школу. Средний показатель весьма условный - от 3 до 5 лет.

Мир людей

Первые вопросы ребенка звучат так, словно он и не ждет ответа, а просто вслух их формулирует: "И чего это кошка мяукает? Что ли, есть хочет или боится чего?" Постепенно общение на познавательные темы приобретает у ребенка характер настойчивого поиска истины. Он требует полного внимания и серьезности от старших. Если они в это время заняты чем-то еще, ребенок требует, чтобы к нему отнеслись ответственно: "Ты говори прямо мне, а то все режешь и режешь там чего-то".

Один и тот же вопрос малыш может повторять много раз, особо животрепещущий - развивать, уточнять, добиваясь ясности. Он должен быть уверен в надежности получаемой информации. Вопрос может возникнуть в общении с другим ребенком, и он задает его взрослому как авторитетному арбитру, при этом делая вид, что он сам его придумал: "А ведь ветер никто не дует. Он сам получается. А Ира говорит..." Однако и знания самого ребенка, его понимание происходящего - повод для обращения к взрослым, потому что только они способны компетентно их оценить. У детей младшего (3-4 года) и особенно среднего (4-5 лет) дошкольного возраста - повышенная чувствительность к реакции взрослого.

Возраст "Почемучки"

Они радуются похвале и очень огорчаются замечаниям. Конечно, и до 3-х лет ребенок ищет похвалы взрослого, но замечания часто пропускает мимо ушей. Дошкольник же 4-5 лет на неодобрение или замечание реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами. Подобная повышенная чувствительность не случайна: она отражает какие-то важные особенности детей, требующих похвал и не желающих мириться с замечаниями, которые они воспринимают как личную обиду.

Невидимые связи

На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении взрослого. Но какая связь между уважением и познанием? Детей среднего дошкольного возраста обуревают тысячи вопросов, разрешить которые они способны только в контакте со взрослыми. Но удовлетвориться разъяснениями он может лишь в том случае, если взрослый отнесется к вопросу ребенка как к чему-то действительно важному.Ведь ребенок, вступающий в область умозрительных рассуждений и теряющий привычную опору на наглядность, чувствует на первых порах себя крайне неуверенно. А сотрудничество со старшими для него возможно только в том случае, если они не станут смеяться над ним.

Единственным убедительным показателем признания дети в этом возрасте считают похвалу. Если у дошкольника главенствуют познавательные интересы - он обидчив, склонен к аффективному поведению. И напротив - обидчивые дети строят свое общение с взрослыми по преимуществу на познавательных темах. Ранимость ребенка среднего дошкольного возраста - это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста.

Конечно,у разных детей она проявляется по-разному, но наблюдается практически у всех. Обостренная потребность в уважении может стать основой серьезных нарушений в поведении и деятельности ребенка: он начинает упрямиться, делается плаксивым, уклоняется от контактов. А взрослый, не учитывая этой особенности, нарушает, не желая того, стремление ребенка к той или иной деятельности.

4-летняя Лена К. увлеченно вырезает детали узора из цветной бумаги и наклеивает их на белый лист в соответствии с образцом. Взрослый справедливо, но с ноткой неудовольствия и раздражения замечает: "Неправильно, неопрятно, криво. Где должен быть красный кружок? Посмотри! А у тебя где?" Лена опускает голову и прекращает работать. Попытки вернуть ее к делу безуспешны. На лист бумаги капают крупные слезы. "А ты еще и плакса!" Всхлипывания становятся громче, с бормотанием: "Я неумеха, неумеха".

Что произошло?

Справедливое замечание взрослого о конкретных огрехах Лена восприняла как порицание ее личности в целом. Для нее оно подразумевало: "Ты вообще неумелая, ты всегда такая плохая". На фоне детского стремления заслужить уважение взрослого его слова особенно обидны. В будущем это может привести к нежеланию ребенка заниматься тем, что может вызвать у взрослого такое отношение.

Как должен поступать взрослый?

Взрослый, конечно, должен делать ребенку замечания. Но, оценивая конкретную работу, он может тоном, словом, улыбкой отделить свое отношение к личности ребенка в целом от отношения к его конкретному действию. Первое всегда должно быть положительным, второе на этом фоне может прозвучать и отрицательно, но будет воспринято малышом спокойно и поможет ему овладеть делом, формируя такие черты личности, как настойчивость и самостоятельность.

Возраст "Почемучки"

Наша коллега провела такой эксперимент. Она предложила детям выполнить одно задание, несколько раз подчеркнув его сложность: "Собери стульчик из этих пластмассовых деталей. Посмотрим, удастся ли тебе это. Вообще-то даже большие ребята не всегда могут хорошо его собрать". Дети с ситуативно-деловым уровнем общения не усерд-ствовали: кто-то сразу обратился за помощью к взрослым ("Сделай ты - я не могу"), кто-то затеял с детальками свою игру и т.д. Дети с внеситуативно-познавательным уровнем общения старались справиться с заданием самостоятельно, но после каждого действия украдкой или открыто искали одобрения взрослого.

Эти дети проявляют настойчивость и самостоятельность, чтобы заслужить уважение взрослого и в обычных условиях жизни. Они отличаются и другой примечательной особенностьюфантазированием, созданием фантастических образов животных, людей, приключений.

Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей, позволяет им жить не только здесь и сейчас, но и в дальних странах, иных мирах, космических путешествиях, в будущем. Как правило, они не верят в реальность выдуманного, но иногда как бы утрачивают грань между реальностью и нафантазированным. И когда они рассказывают об этом взрослым, те в ответ обвиняют их в лживости.

Слабого физически и несколько нескладного Никиту постоянно донимал в детсаду забияка и силач Миша. Однажды, придя домой, Никита рассказал маме, что сегодня он так избил Мишку, что у того текла кровь из носа, выпали два зуба и ему вызывали "скорую помощь". Встревоженная мама утром выяснила у воспитательницы, что это Миша побил, как всегда, Никиту. Но в своих фантазиях Никита отомстил Мише и поверил в это - в фантазиях все желания и мечты сбываются.

Становление умственной и духовной жизни

Внеситуативно-познавательное общение очень важно для развития ребенка. Оно помогает расширить рамки мира, доступного для его познания. Теоретическое сотрудничество со взрослым закладывает основы его внутренней жизни - умственной и духовной. Теперь ребенок привязан не только к практическому познанию окружающего, но и стремится проникнуть в суть вещей, при помощи фантазии унестись в прошлое и будущее. Умственная работа совершается внутри ребенка, но она постоянно обращена вовне - к взрослому, ища у него опоры.

Главное, что требуется от взрослого, - уважительное отношение к первым попыткам ребенка выйти в область неведомых знаний. Выслушать его серьезно - только полдела. Заинтересоваться и включиться в поиск малыша - уже настоящее дело. "Какие еще белые киты? Откуда я знаю, почему они белые? Ты лучше скажи, почему твоя рубашка утром была белая, а сейчас черная, грязнуля?" - сердится взрослый. А ребенок не только остался без ответа, но его еще и обидели. В другой раз над ним посмеялись за попытку пересчитать крапинки на божьей коровке. В третий - не поддержали разговор о том, почему одни цветы закрываются на ночь, а другие - нет. И вот начавшийся было пробуждаться интерес к миру никнет.

Возраст "Почемучки"

Любознательность не получает развития. Дошкольник застревает на том, что имеет отношение к его жизни здесь и сейчас. Если же взрослый осознает важность познавательных бесед, он всегда найдет для них 15- 20 минут свободного времени. "Ну что интересного ты узнал сегодня?", "А что нового ты увидела сегодня в садике?"

Если ребенок непоседа и ему трудно вести такие беседы, дайте наглядную опору - книгу с иллюстрациями, картинку, муравейник, кошку с котятами. Отталкиваясь от них, постепенно переводите его к размышлениям о скрытой сути вещей.

 

Антонина Рузская

Кандидат психологических наук

Как сделать недорогой ремонта паркета
Паркет представляет собой древесные планки, обработанные и уложенные на пол соответствующим образом. Паркет является природным покрытием, а поэтому выглядит довольно красиво и дорого
Где можно познакомиться?
Каждый человек в какой-то момент жизни понимает, что ему тяжело жить одному
Обзор рынка петхаусов в Санкт-Петербурге
Пентхаусы появились почти 100 лет назад в Америке в Нью-Йорке
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Возраст "Почемучки"
Развитие речи 2 3 года
... родители, вам не жаловаться, а радоваться надо, ведь у ребенка наступил "возраст почемучки".
Никифоров О.В. "О теории З. Фрейда и ...
Не случайно с пяти лет начинается возраст "почемучки". И часть авторитета от родителей переходит к ...




Это интересно
Друг друга отражают зеркала, взаимно искажая отраженья.
В. Максимов, писатель
Поиск по словарю
Новости
Известные психологи мира
Лоренц Конрад
Австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине (1973), родоначальник этологии - науки о поведении животных.
Максимальное количество элементов, которые могут быть воспроизведены сразу или через несколько секунд после их предъявления без ошибок.
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь