Психология на RIN.ru: Психическая напряжённость и напряжение  - Психические состояния
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Психическая напряжённость и напряжение

это может вам помочь Женская и мужская психология: что нужно мужчине для счастья Наверное, у каждой пары настает период, когда она, оглядываясь на прошлое, просто не понимает, куда делось все то счастье, что их окружало и вдруг куда-то исчезло

Психическая напряжённость и напряжение

Наряду с физиологическими параметрами при оценке напряжённости широко используются показатели деятельности. Интерес к ним естествен , так как в современных условиях проблема психической напряжённости изучается прежде всего в связи с качеством работы в трудных условиях. <b>Психическая</b> <b>напряжённость</b> и <b>напряжение</b>

В этом плане особое внимание было уделено характеру сдвигов в деятельности - её улучшению или ухудшению. Так появилось основание для выделения двух видов состояний : напряжения , оказывающего положительный , мобилизующий эффект на деятельность , и напряжённости , которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции деятельности. Так , П. Б. Зильберман считает , что состояние напряжённости " должно рассматриваться как помеха и ни в коем случае не может смешиваться с состоянием напряжения , неизбежно сопутствующим любой сложной деятельности , тем более такой , которая выполняется на уровне , близком к пределу данного индивидуума '. То есть термин ' напряжение ' в этом значении не содержит указания на психологические особенности этого состояния и используется фактически традиционно - для обозначения деятельного состояния организма ( в физиологии и медицине под ' напряжением ' понимают состояние повышенного функционирования организма и личности , напряжение сил ).

Другой терминологии придерживается Т. А. Немчин , которым на основании субъективных проявлений испытуемых , исследования при помощи опросника , сбора анамнестических данных , медицинского обследования и наблюдения были выделены три разновидности состояния нервно-психического напряжения в зависимости от интенсивности его выражения : слабое , умеренное ( соответствующее ' напряжению ') и чрезмерное ( соответствующее ' напряжённости ').

Cтепень напряжения может быть названа напряжением лишь условно , так как , в сущности , при этом признаков напряжения либо не наблюдается совсем , либо их проявления настолько незначительны , что испытуемые не склонны считать своё состояние нервно-психическим напряжением. В данном случае у испытуемых как бы не происходит ' включения ' в экстремальную ситуацию, она не расценивается ими как сложная , требующая мобилизации усилий на её преодоление и достижение поставленной цели. При таком положении отсутствуют не только мотивы для достижения цели , но и мотивы к деятельности. Обследуемые не испытывают необходимости в успешном преодолении затруднений, которыми характеризуется ситуация объективно , их не интересует результат деятельности и не беспокоят возможные последствия. Испытуемые не отмечают каких-либо явлений соматического или психического дискомфорта или, напротив , комфорта и не расценивают ситуацию , в которой они оказались , как экстремальную. В связи с подобным отношением к обстоятельствам , к условиям деятельности , к задачам , которые должны решать испытуемые , они не обнаруживают заметных признаков реагирования на ситуацию и поэтому при объективных исследованиях и субъективных отчётах о своём состоянии и ощущениях у них не выявляется существенных изменений , дающих право расценивать их состояние как состояние напряжения. В результате при исследовании испытуемых характеристики их состояния не отличаются от обычных , повседневных характеристик как соматических систем , так и психической сферы.

Психическая напряжённость и напряжение

2. Самыми общими характеристиками 2 степени нервно-психического напряжения выступают мобилизация психической деятельности , повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъёма морально-психических , душевных и физических сил. Если при этом и наблюдаются отдельные неприятные ощущения со стороны соматических органов и систем , то они как бы маскируются, заслоняются общей позитивной окраской, положительным эмоциональным фоном, приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и добиться высоких результатов при достижении цели. Таким образом, при умеренно выраженном нервно-психическом напряжении не только отчётливо проявляются мотивация к достижению цели , стремление к энергичным действиям , но и испытывается удовлетворение от самой деятельности. У испытуемых не возникает противоречия между отношением к желаемой цели и отношением к нередко нелёгкому труду на пути к её достижению и поэтому эффективность и продуктивность их деятельности оказываются высокими.

При умеренно выраженном психическом напряжении в психической деятельности наблюдаются существенные позитивные сдвиги :

· возрастает эффективность основных свойств внимания : увеличивается его объём , внимание становится более устойчивым , усиливается способность к концентрации на выполняемом задании , снижается отвлекаемость. Повышение продуктивности функций внимания связано ещё и с некоторым уменьшением переключаемости внимания , что обеспечивает сосредоточенность индивида на решении главных задач , стоящих перед ним в данной экстремальной ситуации ;

· изменяется функция памяти, хотя модификация мнемической функции при напряжении не имеет столь отчётливого и целостного положительного характера , как функция внимания. Если объём кратковременного запоминания увеличивается , то способность индивида к долговременному вербальному сохранению либо практически остаётся прежней , либо обнаруживает тенденцию к снижению , больше проявляющуюся в старшем возрасте ;

· увеличивается продуктивность логического мышления. Естественно полагать , что повышение продуктивности логического мышления как одной из самых важных психических функций надлежит связывать с активизацией других , рассмотренных выше , психических процессов. Можно сказать , что при напряжении 2 степени наблюдается повышение эффективности когнитивной деятельности в целом , несмотря на неоднонаправленность межфункциональных характеристик отдельных видов когнитивных процессов.

· повышается продуктивности , увеличивается точность движений , уменьшается количество ошибок.

Таким образом , умеренная степень нервно-психического напряжения характеризуется практически всеобъемлющим повышением качества и эффективности психической деятельности и представляет такую форму психического состояния индивида , при которой со всей полнотой раскрываются способности человека к достижению цели , к выполнению той или иной работы.

При 2 степени НПН наблюдаются изменения в динамических характеристиках нервной системы, которые в целом можно квалифицировать как повышение уровня её активированности.

Психическая напряжённость и напряжение

1. При рассмотрении структурно-функциональных особенностей чрезмерно выраженного нервно-психического напряжения ( напряжения 3 степени ) обращает на себя внимание то , что для него типичны дезорганизация психической деятельности , существенные отклонения в психомоторике , глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках и ярко проявленное чувство общего физического и психического дискомфорта. На первый план выступают жалобы на нарушение деятельности соматических органов. Психические нарушения , также имеющие место , остаются как бы на втором плане , маскируются соматическими жалобами , из которых наиболее частыми являются жалобы на нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы , органов дыхания и выделительной системы и лишь затем идут жалобы на нарушения в психомоторике и на снижение способностей к продуктивной умственной деятельности. Чувство физического дискомфорта сопровождается отрицательным эмоциональным фоном , падением настроения , ощущениями тревоги , беспокойства , острым ожиданием неудачи , провала и других неприятных последствий сложившейся экстремальной ситуации. Хотя испытуемые с напряжением 3 степени старались подчеркнуть , что у них имеются прежде всего соматические нарушения , наиболее выраженные сдвиги у них наблюдаются со стороны психической деятельности. К этим нарушениям относятся ухудшение внимания , умственной работоспособности , сообразительности , помехоустойчивости , настроения , эмоциональной устойчивости , координации движений , неверие в возможность собственными силами преодолеть затруднения и отсюда неверие в успех и т. д.

При 3 степени НПН выявляются отчётливые признаки нарушений в психической сфере :

· особенно значительно снижается объём внимания , его устойчивость и способность к концентрации , способность к переключению внимания ;

· существенно снижаются продуктивность кратковременной памяти и способность к долговременному вербальному сохранению ;

· обнаруживаются ярко выраженные негативные сдвиги и в такой характеристике оперативного мышления , как способность к решению логических задач ;

· страдает координация деятельности. В. Л. Марищук с соавторами классифицирует напряжённость по двум признакам :

1) характеру нарушений в деятельности и

2) силе , стойкости этих нарушений.

По первому признаку различаются такие формы напряжённости , как тормозная , импульсивная и генерализованная.

Тормозная форма характеризуется замедленным выполнением интеллектуальных операций , особенно страдает переключение внимания , затрудняется формирование новых навыков и переделка старых , ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях и др. Импульсивная форма напряжённости выражается преимущественно в увеличении количества ошибочных действий при сохранении или даже увеличении темпа работы. В этом случае характерными являются склонность к малоосмысленным , импульсивным действиям , ошибки в дифференцировке поступающих сигналов , забывание инструкций ( даже самых простейших ) , неоправданная спешка , суетливость и др. Такие проявления особенно характерны для лиц с недостаточно сформированными профессиональными навыками.

Психическая напряжённость и напряжение

Генерализованная форма напряжённости характеризуется сильным возбуждением , резким ухудшением исполнения , двигательной дискоординацией , одновременным снижением темпа работы и нарастанием ошибок , что в конечном счёте приводит к полному срыву деятельности. Лица , склонные к такой форме напряжённости , испытывают нередко чувства безразличия , обречённости и депрессии.

Что касается формы напряжённости по признаку силы и стойкости нарушений , то она , по мнению авторов , бывает трёх видов :

1) незначительная , быстро исчезающая ;

2 ) длительная и заметно сказывающаяся на процессах деятельности ;

3 ) длительная , резко выраженная , практически не исчезающая , несмотря на профилактические меры.

Комментарии пользователей
Написать комментарий
  • Влад для Психическая напряжённость и напряжение
  • Очень хорошая, полезная статья
    Найдено в интернете по теме: Психическая напряжённость и напряжение
    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...
    ... мышечное напряжение приводит ... этих условий: психическая напряжённость, физическая нагрузка и ...
    Лечебная физкультура её роль и ...
    Следует знать и о том, что психическая напряжённость ... сочетать напряжение мышц с вдохом и ...
    Психическая напряженность
    Психическая напряженность ... психических и ... мышечное напряжение, нарушение сна.
    Реферат: Психологические состояния ...
    Психоэмоциональное напряжение (ii ... психологии Р Е Ф Е Р А Т Психическая напряжённость и её ...
    Время : Нужно ли вовремя засыпать?
    ... вызывает большое напряжение. ... Психическая усталость и напряжённость постепенно ...
    Диплом Профессиональное выгорание ...
    Наенко Н.И. Психическая напряжённость/Н.И. Наенко. ... я чувствую усталость или напряжение, то ...
    Психология стресса по общей ...
    Эмоциональное напряжение и стресс ... Наенко Н. И. Психическая напряжённость. - М.:




    Это интересно
    Кто кричит, того плохо слышно.
    Без автора
    Поиск по словарю
    Новости
    Взрослым о детях
    Не будите лунатика
    Когда заходит речь о лунатизме, вспоминаются страшные истории, которыми дети пугали друг друга в пионерских лагерях.
    Словарь психолога
    Вюрцбургская школа
    Группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного...
    CopyrightRIN © 2009 -
    * Обратная связь