Психология на RIN.ru: Операционная и эмоциональная напряжённость  - Психические состояния
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Операционная и эмоциональная напряжённость

это может вам помочь Ванная комната - место релаксации Ванная комната - место релаксации

Операционная и эмоциональная напряжённость

Деятельность человека побуждается и направляется мотивами , отвечающими тем или иным потребностям человека. Регулирующая функция мотивов проявляется прежде всего в побуждении деятельности , её ' энергетизации '.

Но мотивы обладают и другой функцией , которую А. Н. Леонтьев называет смыслообразующей. Эта функция имеет особое значение , так как связана со специфическим отношением мотива к цели , условиям её достижения , к внешней ситуации. Дело в том , что в ходе деятельности человек не только определяет свойства предметов и явлений окружающего мира , но и оценивает их применительно к своей жизни , своим потребностям , установкам , признаваемым ценностям. Эту роль и выполняют мотивы. ' Их функция , взятая со стороны сознания , состоит в том , что они как бы ' оценивают ' жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах - придают им личностный смысл :'.

Таким образом , последний выражает значение деятельности для субъекта , он задаётся через мотив и обусловливает субъективную окрашенность , пристрастность психического отражения. Таким образом , в сложных условиях цель деятельности , внешние условия и способы осуществления действий выступают перед субъектом не только в своих объективных свойствах , но и в своём значении или смысле для него, для его жизни. Иными словами , объективное содержание может не совпадать с тем значением , которое они имеют для данного субъекта , т. е. со смыслом. Этим в значительной мере и объясняются факты вариативности поведения разных лиц в одной и той же сложной ситуации. С этой точки зрения психическая напряжённость возникает в ситуациях , которые должны относиться , по выражению Эппли и Трамбалла , к ' значительным событиям в жизни человека ', а это , как уже говорилось , определяется его мотивами.

Учитывая роль мотивов в структуре деятельности , можно ожидать , что их содержательные характеристики будут по-разному сказываться на состояниях психической напряжённости. Наенко Н. И. попыталась обосновать это экспериментально. Она актуализировала в ходе исследования у испытуемых два мотива : процессуальный и самоутверждения.

Процессуальный мотив имеет прямое отношение к проявлению функциональных возможностей человека и лежит в основе самого процесса деятельности. Потребность в деятельности как таковой , в функциональной нагрузке обладает большой побудительной силой : она выражается в активном отношении человека к самой задаче , его стремлении испытать и выявить свои способности. В этом случае человек испытывает своеобразное удовлетворение от усилия как такового , от преодоления трудностей , поэтому он может заниматься какой-либо трудной деятельностью ради неё самой , а не просто ради того , чтобы ' приблизиться к объекту или избежать его '. Самый процесс деятельности при этом как бы обеспечивает её непрерывное побуждение. Это происходит за счёт поддержания ориентировочно-исследовательской деятельности по отношению к задаче : само выполнение последней выступает как сложный , по существу неисчерпаемый комплекс свойств и отношений , раскрытие которых всё больше и больше стимулирует человека к продолжению процесса деятельности. Таким образом , осуществление деятельности становится потребностью , которая выражается в глубоком интересе человека к её результату , в непосредственной увлечённости её процессом.

Операционная и эмоциональная напряжённость

К мотиву самоутверждения относятся такие характеристики человеческой мотивации, как ' стремление актуализировать свои потенциальные возможности ', ' потребность в хорошей репутации или в престиже , положении , признании другими ', ' потребность в устойчивой , твёрдо обоснованной , как правило высокой оценке самого себя , самоуважении и уважении других '.

Полученные результаты позволили довольно чётко выделить два вида психической напряжённости , один из которых был назван операционным , а другой - эмоциональным. Состояние операционной напряжённости возникало как результат относительно нейтрального подхода испытуемого к процессу деятельности и характеризовалось доминированием процессуального мотива. В отличие от него состояние эмоциональной напряжённости характеризовалось интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности , оценочным , эмоциональным отношением человека к условиям её протекания. В связи с тем , что психическая напряжённость возникает в условиях отражения сложной и поэтому значимой ситуации , отношение человека к выполняемой задаче не является индифферентным в обоих случаях , оно всегда эмоционально насыщено , но удельный вес эмоционального компонента в обоих видах напряжённости неодинаков.

Каждый из этих двух видов напряжённости специфическим образом связан с целью деятельности , что и обусловило психологическую специфику состояний. Так , при ОН содержание цели и мотива деятельности либо совпадало , либо было включено в близкие друг другу отношения. Другими словами , в этом случае происходит наибольшее сближение объективного содержания деятельности с её субъективным содержанием , с тем , что она есть для самого субъекта.

Этот феномен поглощённости делом , непосредственного интереса человека к самому результату описывается в психологической литературе как одно из важных условий успешного выполнения деятельности. Так , авторы одной из американских работ , изучавшие поведение солдат в условиях боевой обстановки , приходят к выводу , что ' эффективность поведения может , отчасти , являться функцией способности индивида с головой уходить в работу , что тем самым снимает дезорганизующее влияние воспринимаемой опасности и : болезненную игру воображения в условиях опасной ситуации '.

Возникающие в таких случаях психические состояния характеризуются оптимальным влиянием на выполнение деятельности , стабильностью функциональных возможностей человека. Он оказывает мобилизующее влияние на деятельность и способствует сохранению работоспособности человека на устойчивом уровне.

Итак , отличительной психологической особенностью ОН является слитность мотива и цели деятельности , сдвинутость мотива на цель. Этой непосредственной связи нет при ЭН , которая характеризуется несовпадением , резким разведением цели и мотива деятельности , что порождает расхождение между объективным значением деятельности и её личностным смыслом для испытуемого. В самом общем виде можно сказать , что , по-видимому , отношения прямой адекватности между мотивом и целью сопровождаются эмоциональным комфортом человека , тогда как несовпадение между ними приводит к нарушениям этого комфорта , глубоким и интенсивным эмоциональным переживаниям , которые отмечаются в состоянии ЭН.

Операционная и эмоциональная напряжённость

Согласно М. С. Неймарк , стремление к самоутверждению , к тому , чтобы посредством деятельности удовлетворить свои высокие притязания , при прочих равных условиях , быстрее порождает аффективные реакции , чем деловой мотив , т. е. заинтересованность в самой работе , достижении её объективного результата. Автор прямо указывает : ': Интерес к содержанию деятельности , любознательность , стремление научиться препятствуют возникновению : острого эмоционального отношения к неуспеху '.

В проведённом исследовании было показано , что ОН и ЭН оказывают неодинаковое влияние на эффективность деятельности :

· Качество решения интеллектуальных задач в состоянии ЭН резко ухудшается по сравнению с ОН ; в состоянии ЭН не только увеличивалось количество ошибок , но и менялось их качество : они носили более грубый характер.

· Состояния ЭН и ОН оказывали разное воздействие на процессы оперативной памяти и оперативного мышления , которые являются наиболее уязвимыми в отношении психической напряжённости. При ОН эти процессы отличались устойчивостью и сохранностью, в состоянии ЭН они теряли свой активный характер и пластичность и могли приобретать ригидный характер , что практически вело к срыву выполняемой деятельности.

· Состояния ОН и ЭН по-разному сказывались также на устойчивости поведения , проявлениях навыков самоконтроля испытуемых. Если при ОН отмечалось сохранение испытуемыми уверенности в своих силах , отсутствие нервозности , а в случае ошибок - адекватное отношение и стремление исправить их , то при ЭН часть испытуемых проявляла раздражительность , нетерпеливость или , признавая неуспех , стремилась объяснить его ' внешними ' причинами. Можно сказать , что в отличие от ОН в состоянии ЭН поведенческие реакции могут иметь неадекватный характер.

Были сделаны следующие выводы относительно эффектов обоих видов напряжённости :

1. ОН характеризуется мобилизующим влиянием на деятельность и оптимальным уровнем исполнения , ЭН может иметь отрицательный эффект вплоть до дезорганизации деятельности.

2. Состояния ОН и ЭН оказывают разное воздействие на процессы активной переработки информации. Если первое способствует их устойчивости и сохранности , то при ЭН эти процессы могут приобретать ригидные черты.

3. Неблагоприятные изменения в деятельности ( отказы , увеличение числа ошибок , их грубый характер и т. д.) и поведении можно интерпретировать как понижение надёжности в работе под влиянием ЭН.

 4. При оценке влияния состояний напряжённости на эффективность деятельности надо учитывать : а ) специфику предъявляемых задач и б ) степень их сложности для человека.

Данные других авторов также показывают значительную роль мотивации в сохранении эффективности деятельности. Так , Джонс с соавторами пишут , что высокий уровень мотивации способствует чрезвычайной устойчивости операторской деятельности к физиологическому стрессу. Известно , например , что такой вид физиологического стресса , как депривация сна , отрицательно сказывается на эффективности деятельности. Но оказалось , что и после бессонной ночи испытуемые успешно решают ' интересные ' сложные задачи и что обеспечение в этих условиях обратной связи в виде сообщений о результатах работы способствует сохранению высокого уровня деятельности.

Операционная и эмоциональная напряжённость

Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Операционная и эмоциональная напряжённость
Диплом Психология Синдром ...
... напряжённость, тревожность ... и эмоциональная между вами и другим ... Операционная. медсестра. 2: 13: 3: 20
Девять месяцев и вся жизнь. Роды ...
В библиотеке Синтона вы найдёте статьи ведущих, интервью, новости психологии и самопознания ...
Рабдомиолиз | Медицина и здоровье
Различная интересная и науная информация, посвященная здоровью и медицине ... РАБДОМИОЛИЗ ...
Министерство образования и науки ...
Цели и задачи нового УМК ... коммуникабельность); эмоциональная ... Операционная система \У1МОО\У8-95 ...
Прикладные информационные аспекты ...
Материал и методы ... отсутствие комфорта, напряжённость в ... Операционная центра оснащена ...
поможем друг другу! (science.health.illnesshelp ...
в этом листе все люди, которые страдают от болезней, и которым они мешают вести нормальный образ ...
Республика Саха ...
И Якутия не является исключением. Причины ... цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с ...




Это интересно
Прав не тот, кто прав, а тот, у кого больше прав.
Поиск по словарю
Новости
Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.
Словарь психолога
Дидактогения
Вызванный нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя) негативное психическое состояние учащегося (угнетеное настроение, страх, фрустрация), отрицательно...
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь