Сравнительнаяпсихология рассматривает проблему антропогенетически зна-чимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область - изу-чение интеллекта животных. Иногда сравнительнаяпсихология воспринима-ется как метод, а не самостоятельная наука.
Зоопсихология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, врожденное и приобретенное. Она рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка.
Предмет и объект зоопсихологии:
Объект - поведение, практическая деятельность животных.
Предмет - их психическое отражение, т. е. психика.
Этология и психология ВНД имеют тот же объект. Этологи изучают поведе-ние животных, но их интересует сам феномен поведения, двигательная кар-тина. Поведение - систематический признак (как окраска, например). Это-грамма - подробное описание, основанное на видеосъемке и подробно по-кадрово анализируемое. В результате возникает картина поведения живот-ного в различных ситуациях (функциональные схемы), выявляющая черты сходства с представителями близких и далеких групп. Этология изучает врожденные, инстинктивные формы поведения. Иногда изучаются раздельные формы поведения: бег млекопитающих, поведение как фактор адаптации к среде и т. д. Физиологи наблюдают за животными в лабораториях, где жи-вотное исследуется с помощью аппаратуры.
2. МЕТОДЫ ЗООПСИХОЛОГИИ
Зоопсихология изучает психику на основе анализа поведения: детальный анализ движения животных в самых простых ситуациях, организованных зоо-психологом. Для зоопсихологии важны приобретенные особенности. Для ис-следований обычно используются выведенные в лаборатории животные. Зоо-психология рассматривает процесс взаимодействия животного с окружающей средой в несложно контролируемых условиях. Зная прошлый опыт животного и ставя его в новую ситуацию, зоопсихолог изучает отражение окружающей среды.
По Леонтьеву, поведение - источник знаний о психике.
Пример А: двигаясь вдоль преграды, крыса уподобляется в своих движениях объективной метрике среды. Через это и происходит отра-жение среды. Новое, незнакомое место (квад-ратное поле) имеет отрицательное значение. Животное 'застывает' (фризинг). По степени его деятельности (уринация, дефекация) опре-деляется его эмоциональность. По тому, как меняется поведение крысы в открытом поле, делают выводы о том, как она отражает среду. Крыса двигается медленно, ползком, ощупывая вибриссами стены. Одного обхода бывает дос-таточно, чтобы отразить поле.
Если в определенном месте (А) напугать животное, делающее первый круг, крыса вернется к началу круга. Если она уже знакома с местностью, то побежит вперед вдоль стены (или, сократив путь, через середину). Можно сделать вывод о том, что именно отразило животное.
Пример В: в центр уже изученного крысой пола помещаются новые предметы. Животное ощупывает их вибриссами: касаясь поверхности, крыса определяет ее характер. Мягкие предметы она хватает зубами, твердые покусывает. Затем поворачивает предмет, грызет. По характеру действий можно опреде-лить, как она отражает предмет. Если это проволока, которая, упав, из-дает звук, крыса снова совершает действие, вызвавшее звук. Научившись перекатывать голыш, крыса показывает, что отразила его способность пе-рекатываться.
Манипулятивная активность - воздействие на окружающую среду с помощью конечностей. Через свои действия животные отражают свойства изучаемых ими объектов.
Пример С (наблюдения Ладыгиной-Котс): примат строит гнездо, ему подкла-дывают различные материалы. Животное использует их в адекватно их свой-ствам. Шимпанзе несет сосновые ветки аккуратно, чтобы не испачкаться. Фанеру обезьяна несет на спине, распластав руки. Опилки собирает во втянутый живот. Когда из множества объектов надо выбрать нечто, чем можно вытереть глаза, шимпанзе всегда выбирает тончайшие бумажные сал-фетки, чтобы почесать спину, использует шишки.
Анализируя поведение животных, можно сделать вывод о том, какие харак-теристики окружающей среды они отражают, в зависимости от типа поведе-ния.
3. ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗООПСИХОЛОГИИ
Человеку необходимо знание о поведении животных с древних времен - при охоте, при одомашнивании, при содержании дома и т. д.
1. Анимотерапия - область психодиагностики, где животное воздействует на человека.
ц повышается и улучшается эмоциональное состояние человека;
ц снижается стресс;
ц снижается давление (это особенно важно для гипертоников);
ц положительное воздействие на шизофреников (например, ламы);
ц в работе с аутичныими детьми лучшие результаты достигаются, если в процессе участвуют животные (например, организация 'Живая нить' ис-пользует для этого лошадей).
Функции психологов: отбор вида, особи (по специальным тестам), ее обу-чение.
2. Промышленное рыболовство: рыбы учатся избегать орудия ловли, отлича-ют корабли по типу двигателя. Стайные животные учатся на основе подра-жания, такое импринтинциональное научение происходит быстро и легко.
4. ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИКИ
Эта проблема рассматривается в двух аспектах:
1 - на каком уровне развития материи могла возникнуть психика,
2 - в какой первоначальной форме проявляется психическое или что счи-тать критерием психического.
1. Уровень развития материи. Существует несколько точек зрения:
Панпсихизм: психикой обладает все.
Антропопсихизм: психика есть только у человека.
Биопсихизм: психикой обладает вся живая материя.
Фитопсихизм: психика есть у растений и у всего живого.
Нейропсихизм: психика есть у тех, кто имеет нервную систему.
Анималпсихизм: все животные обладают психикой.
Критерии психики у растений: электрические явления в росте и способ-ность двигаться.
Выделают следующие типы движений растений: тропизм - движение растения, которое обращено в сторону действия на него (e.g. движение листа к све-ту); настия - движение растения не совпадает с действием на него факто-ра. Различают термонастию (тюльпан раскрывается в тепле), сейсмонастию (от ударов, вибрации мимоза складывает лист, хемонастию (росянка реаги-рует на белковую природу).
2. Проблема критерия психического.
Леонтьев: критерием психики является ощущение воздействия, не имеющего для существа биологического значения. Такие ощущения - сигналы, сооб-щающие о появлении важного биологического объекта (например, сигнал о приближении хищника для актиний - вибрация, для улитки - колебание во-ды, для других животных - звук, запах и т. д. ).
Платонов: эмоция, переживание нужды организма в чем-либо; где есть внешнее выражение эмоции, там есть и психика. Таким образом, психикой обладают все животные.
Гальперин: в процессе эволюции способность ощущать возникает одновре-менно со способностью переживать воспринятое. Эмоционально окрашенные ощущения нужны для того, чтобы сигнализировать животному о положитель-ном или отрицательном воздействии.
Симонов: поддерживал точку зрения Гальперина; он ввел понятие эмоцио-нального тона ощущений.
Бернштейн, Вилюнас: способность организма целенаправленно действовать в ситуации с учетом конкретных обстоятельств (например, обойти забор).
Поздние бихевиористы: только организм, способный получать и использо-вать опыт, рассматривается как организм, обладающий психикой (способ-ность учиться).
Необходимо использовать каждую точку зрения, т. к все они по-разному раскрывают стороны одного процесса - психического отражения. Проблему критерия психики необходимо рассматривать в эволюции.
5. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.
У животных уровень развития психики связан с уровнем их отношений с ок-ружающей средой. Выделяют следующие типы взаимосвязей животного с сре-дой:
1. Взаимосвязи с территорией (главная сфера):
- территория проживания и ее состав;
- по каким признакам животное ориентируется;
- функциональные зоны (где питается, охотится, пережидает опасность.
Некоторые виды способны подстраивать местность под себя, некоторые виды могут замечать новое в местности.
2. Взаимосвязи в сфере питания:
- сведения о рационе животного.
3. Взаимосвязи в репродуктивной сфере:
- как образуется пара;
- как животное устраивает место рождения потомства;
- забота о детенышах и взаимосвязи с ними.
4. Взаимосвязи в сфере общения с сородичами:
- образ жизни (одиночный, семейный, стадный);
- структура группы, иерархия;
- организация отношений между животными (функциональное деление в стае, не иерархия);
- язык животных.
5. Взаимосвязи в сфере общения с человеком:
- способность животного устанавливать контакт с человеком, отвечает ли оно на попытки человека контактировать и каким образом;
- способность животного освоить чуждый ему язык, научиться тому, что выходит за рамки его видотипичного поведения (эта способность явля-ется показателем уровня развития психики животного).
6. УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.
Схема определения уровня развития психики:
х Животное.
х Его вид, структура, особенности строения, нервная система.
х Его взаимодействие со средой и другими животными.
х Пластичность поведения в естественной среде, способность приспосабли-ваться к изменениям.
х Как животное проявляет себя в экспериментах.
У животных уровень развития психики связан с уровнем их отношения с ок-ружающей средой.
НИЗШИЙ УРОВЕНЬ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ
Пластичность поведения. У низших животных психика направлена на добыва-ние пищи и определение ее пригодности, избегание неприятных воздействий (при этом они отклоняются или обползают препятствия). Происходит выра-ботка привыкания: если животное реагирует на новый раздражитель, то привыкание выработалось, если не реагирует, - значит, животное утоми-лось. Попытка выяснить предельные возможности научения у инфузорий: кривая научения, по Френчу, такая же, как у более высших животных (кри-вая такая же, как у человека при решении трудных интеллектуальных за-дач). Ученые предположили, что такая картина научения обусловлена тем, что во время экспериментов происходит ими же спровоцированное усиление двигательной активности. Т.е. научения и выработки ассоциативных связей не было, а было вызванное манипуляциями ученых ускорение движений. При-способление у низших животных происходит за счет морфологических осо-бенностей (например, раковинные амебы, живущие в почве).
ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ
В эту группу входят кишечнополостные, черви, брюхоногие и двустворчатые моллюски, иглокожие. Это более продвинутые животные по сравнению с пре-дыдущей группой. Во-первых нервная система. Одна ее функция связана с координацией работы организма как единого целого, вторая - обеспечение взаимоотношений животного с внешней средой (поведение). Происходит ус-корение проведения возбуждения: если протоплазме одноклеточных - 1-2 мкн в секунду, у многоклеточных - от 0, 5 м в секунду. Это увеличивает скорость реакции. Типы НС. Самая примитивная НС (сетчатая) - у сидячих форм: актиний и гидр. Более прогрессивная НС (кольцевая) - у свободно-плавающих кишечнополостных. У них появляется возможность тактильного, химического ощущения, хотя восприятия еще нет. У актиний есть сложно устроенные глаза (сетчатка, хрусталик и т. д.) - наверное, для того, чтобы держаться между поверхностью и более низкими слоями воды. У медуз есть парные нервные ганглии: церебральный, педальный и висцеральный (в мантийной полости). У червей надглоточный и подглоточный ганглии, со-единенные нервными отростками; вдоль тела тоже лежат ганглии, соединен-ные отростками - нервная лестница, примитивный вариант головного мозга. У иглокожих НС напоминает НС медузы. Все эти животные могут восприни-мать только отдельные свойства среди, но некоторые ориентируются на комплекс свойств (например, у пиявок - сначала вибрация, ближе - запах, еще ближе - тепло). Пластичность поведения гидр и актиний минимальна. Некоторые актинии поселяются на раковинах моллюсках и раков-отшельников, и когда хозяин покидает раковину, актиния занимает там его место. У кишечнополостных пластичность поведения наблюдалась, в основ-ном, в экспериментах. Привыкание у актиний сильнее, если воздействие слабое. Виды воздействий: освещение (ритмичное) - актиния сокращается, приседает. Если сильный и резкий свет, то для привыкания необходимо 40 воздействий, если слабый - 3 воздействия. При механическом воздействии: слабое - 5 часов, сильное - дольше. Химическое воздействие: при помеще-нии в аквариум с актинией воды с запахом хищника - морской звезды, воз-никнет защитная реакция (избегание, сжимание в почку). Зависимость от возраста у гидр: лучше обучаются молодые животные. Все гидры, как и од-ноклеточные, хранят информацию не больше часа. В то же время, животное легче вспоминает то, чему оно училось в течение суток. После того как включается свет, гидре дают пищу, затем - повтор; но ассоциативной свя-зи не образуется. В другом случае использовали вибрацию и затем удар током. Но и здесь после 150 сочетаний ассоциативная связь не выработа-лась: гидра не сжималась после воздействия вибрации. У актиний: живот-ное помнит безопасное ощущение и опасность. У них можно выработать ас-социативную связь. В норме если рыба касается щупалец актинии, актиния реагирует на запах, открывает рот и хватает жертву. Если кусочек фильт-ровальной бумаги пропитать запахом рыбы, актиния будет реагировать на него точно так же, но, продержав его во рту несколько минут, "выплюнет" обратно, и если в течение нескольких суток подкладывать актинии эти ку-сочки бумаги, она престанет на них реагировать. У червей наблюдаются зачатки общения при попытках занять чужой домик. Попытки выработать ас-социативную связь: после 70 сочетаний свет-ток у планарий наблюдается сжатие после света. При через несколько десятков проб происходит усиле-ние двигательной активности. Ассоциативные связи удерживаются долго, до 16 дней. Планария находится в лабиринте в точке выбора, подается две точки воздействия: при свете животное должно ползти направо, при вибра-ции - налево. Планария выучивается за 150 повторов. Еще: планария осве-щается ярким светом, это вызывает дискомфорт; снаружи прикреплена чер-ная коробочка. Если планария попадет туда, срабатывает фотоэлемент, и свет отключается. С каждым разом планария совершает это действие все быстрее. Прогресс у морских многощетинковых червей - в ускорении пере-движения: они быстрее плавают и ползают за счет щетинок, которые позво-ляют отталкиваться от субстрата. Привыкание вырабатывается очень быст-ро, иногда за несколько сочетаний. Например, у дождевого червя можно выработать способность различать по качеству поверхности опасные и безопасные отсеки помещения. Во время эксперимента червя поместили в чашку Петри, дно которой было разделено на четыре сектора: покрытый песком, камнями, глиной и гладкий (стекло). Если червя "наказывают" во всех секторах, кроме глиняного, то рано или поздно червь заползет в глиняный отсек и там останется. У морских многощетинковых червей выра-батывали условные связи на освещение. Вместо домика животное помещали в стеклянную трубку. После того, как червь в ней освоился, вне трубки по-являлась пища, и перед этим загорался свет или возникала вибрация. По-сле 30-50 сочетаний "освещение/вибрацияакормление" червь начинал сам выползать из домика в ответ на свет или вибрацию. Этот опыт черви могли запоминать надолго (до 15 дней). Морские звезды (как и дождевые черви) могут различать поверхность. Если вырабатывается отрицательная связь с поверхностью, морская звезда будет избегать ее. Примерно на 6 день жи-вотное забывает этот отрицательный опыт. Таким образом, иглокожие при-мерно одинаковы с червями по уровню психического развития.
НИЗШИЙ УРОВЕНЬ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ
Членистоногие и головоногие моллюски способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появле-ние новых объектов, различают формы (один из важнейших критериев для определения ПП). Эта способность определяется в эксперименте (дифферен-тировочная дрессировка). Территориальные виды членистоногих и головоно-гих хорошо знают свою территорию и замечают перемены, при этом первых план выходит ориентироваочная деятельность.
Взаимосвязь со средой у членистоногих сложная и разнообразная. Она обеспечена сложной НС: нервная цепочка (сближение нервных узлов, у го-ловы - три нервных ганглия - "головной мозг" - с крупными зрительными долями). Глаза очень сложно устроены, и животные могут различать форму, цвет, величину объекта (пчелы воспринимают поляризованный свет), но не-которые цвета путают. Есть специализированные органы химического чувст-ва: полые волоски (на усиках и щупальцах - особенно), расположенные по всему телу. Органы слуха у некоторых насекомых, (особенно хорошо реаги-рут и издают звуки сверчки, кузнечики и цикады). Тактильные чувства развиты у насекомых, ведущих ночной обрах жизни или живущих под землей. Наиболее сложные взаимосвязи отмечены у общественных насекомых; у них наблюдаются взаимопомощь, взаимное кормление, сложение усилий во время охоты, разделение функций (муравьи и пчелы). У муравьев функциональные группы различаются по морфологии и особенностям психики (например, ак-тивные и пассивные муравьи). Аллело-мимитическое поведение - стимуляция видотипичных действий - впервые появляется у муравьев (при переносе пи-щи). Коммуникация бывает визуальной, химической и тактильной. Танцы пчел: через движения на поверхности сот пчелы сообщают о том, насколько далеко богатое пищей место. У муравьев - химическая коммуникация (мече-ние территорий) и антеннальный код (муравьи при встрече друг с другом, часто соприкасаясь усиками, обмениваются информацией о том, где добыть пищу). Все это - врожденное инстинктивное поведение, но это большой шаг в развитии психики. Насекомые могут учиться новому. Помнят местоположе-ние корма в течение 2-3 недель. Научение у насекомых только облигатное (обязательное).
Головоногие ведут оседлый образ жизни, поселяются на определенном уча-стке дна. Многим представителям отряда свойственна конструктивная дея-тельность, которая является инстинктивной. Осьминоги регулярно исследу-ют свою территорию с помощью щупалец. Поскольку осьминоги не имеют ске-лета, они не различают предметы по весу. С помощью сложно устроенных глаз могут различать форму (46 пар фигур), величину и расположение предметов. Головоногие имеют крупный головной мозг из 14 отделов, с хо-рошо развитыми зрительными долями. Хорошо различают химические стимулы. Особое внимание исследователей привлекает пластичность поведения осьми-ногов, особенно в лабораторных условиях. Пластичность проявляется, на-пример, в том, что если поблизости нет пригодного естественного мате-риала для постройки дома, животные используют антропогенно произошедшие предметы (шины, бутылки и т. д. ). Осьминоги могут приручаться. В при-роде узнают аквалангистов и ныряльщиков, которые их подкармливают; от остальных - прячутся или пытаются поймать и удерживать под водой, пока человек не задохнется. В одном из экспериментов осьминог разжимал паль-цы человека, если в зажатой руке была пища, вместо того чтобы утопить и съесть эту пищу вместе с рукой. Обход преграды: если перед голодным осьминогом положить краба и прикрыть пластинкой под током, то осьминог бьется 1-2 (max) раза и обползает пластинку. Эксперимент в естественных условиях: осьминогу на нитке опускали пищу, и животное вылезало из во-ды, чтобы покушать. Затем в половине случаев опускали белый квадрат, и если осьминог вылезал, он получал удар током. Понадобилось 12 проб, чтобы осьминог научился не вылезать к пище с квадратом. Животное помни-ло этот опыт несколько недель или больше. Возрастные различия: в отли-чие от позвоночных, у осьминогов взрослые особи учатся быстрее, чем мо-лодые. Если предъявить добычу в стеклянной трубке, то взрослый осьминог пытается взять добычу в течение часа, а молодой - от 6 до 8 часов.
ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ
В эту группу входят хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии и все остальные животные
Хрящевые рыбы: акулы могут ориентироваться по отдельным свойствам объ-екта: чувствуют запах крови на расстоянии нескольких километров. Суще-ствует два вида акул - катраны и кошачьи акулы, сходные по строению, но различные по обучаемости (пропущено).
Рептилии более подвижны, чем амфибии. Появляется кора полушарий - мозг освобождается от непосредственной связи с рецепторами, сигналы переклю-чаются через происходит обобщение информации, поступающей в мозг от разны органов чувств - более полное взаимодействие со средой. Взаимо-действие со средой: в пищевом поведении наблюдаются более cложные формы заботы о потомстве. Поведение врожденное, но с опытом модифицируется. Пластичность поведения. В основном изучались черепахи. Они различают форму, вертикальные и горизонтальные полосы (70-80 проб), но задачи на выявление абстрактного признака "неодинаковое" (3 изображение: 2 одина-ковых, 1 - отличное) решать не способны. Выучивание одного признака, нет способности к переносу. Опыт не может быть использован для решения других задач того же типа. Лабиринт: черепахи выучиваются проходить 4-6-тупиковый лабиринт, т. к. в природе они сталкиваются с подобными си-туациями (норы). Экстраполяция: преодоление преграды+способность пред-видеть направление перемещения корма. Не все - около половины черепах, и сухопутные лучше. Эта группа, по сравнению с амфибиями, более про-грессивная (НС и образ жизни), поэтому способность к научению развита лучше, хотя есть недостатки.
У птиц взаимосвязь со средой более сложная и разнообразная, птицынамно-го подвижнее, активны круглый год (теплокровность), взаимосвязи в сфере питания определяются темии объектами питания, которые вид использует. У некоторых видов объекты питания - крупные животные, процесс поимки ко-торых оченб сложен. Некоторые птицы научились использовать примитивные орудия для разделывания пищи (кактусы, палочки, камни). Взаимосвязи в сфере заботы о потомстве тоже сложнее. Выбор места для гнезда, охрана территории, выкармливание и обучение птенцов - в этих сферах вррожден-ные и приобретеные элементы поведения тесносвязаны. Впервые птицы могут обогащать свой опыт через наблюдение. Птенцы стервятников, как только начинают хдить, исслеуют камни. Если подложить яйцо страуса, птенцы на-чинают бросать в него камни, с каждым разом точнее и сильнее. Это инди-видуальное. Дополнение к врожденному поведению: интерес к камням есть и у детенышей, которые развивались без сверстников. Имитационное науче-ние: групповые птицы наблюдают за поведением друг друга, и если одна особь научилась делать что-то новое и полезное, остальные получают опыт через подражание. Пластичность поведения очень высока, ассоциативные связи часто вырабатываются с 1-2 сочетаний, т. к. птицы отличаются большой наблюдательностью, замечают изменения в ситуации и связывают эти изменения с собственными действиями. Помнят выученное гораздо доль-ше: куры, утки и гуси помнят сигнал о пище около 3 месяцев, врановые помнят выученное от 5 месяцев до 2 лет. Птица различаются по уровню психического развития. Лучше - врановые, попугаи и дневные хищники. Все они питаются разнообразным кормом, и сложные взаимосвязи влияют на. Наиболее примитивные птицы - курицы, наиболее развиты - врановые (с 1го сочетания). Именно у пиц впервые появляется игра, как у молодняка, так и взрослых особей. У молодняка игра тесно связана с особенностями об-раза жизни. Хищники в игре имитируют охоту, воронята активно играют с предметами, врановые - локомоторная игра, в зависимости от условий оби-тания. Особенно разнообразна такая игра в условиях города, где птицы могут использовать предметы: катание, отнимание. Локомоторно-манипуляционная игра: ворона кидает по водосточной трубе камень и внизу пытается его поймать. Развито исследовательское поведение (его трудно иногда отличить от манипуляционной игры, т. к. часто одно перерастает в другое). В экспериментальных ситуациях птицы легко обучаются различным инструментальным действиям, эти навыки образуются очень быстро (до 10 сочетаний). Например, голуби учатся дергать за рычаг, чтобы получить пищу. Кроме того, есть способность к различению количество предметов. Способность к ситуационному звукоподражанию (особенно развита у сквор-цов Майна и попугаев). Птицы способны связывать звуки с обстановкой и в дальнейшем издавать эти звуки в подобной ситуации.
Возможности органов чувств у млекопитающих: исключительная острота ор-ганов чувств, способность к различению минимальных концентраций химиче-ских веществ, способность к тончайшей зрительной дифференцировки. Обо-няние: собаки используются для распознания (обнаружения) преступников по запаху, но способны и к более тонкой дифференцировке: они могут по запаху человеческого волоса (до 5 см), концентрированного на абсорбен-те, отличить преступника, могут различить однояйцевых близнецов, могут распознать наличие болезни (шизофрения) у человек, различают индивиду-альный запах холоднокровных животных. Зрительные анализаторы: Цариф и умный Ганс - лошади, демонстрировавшие способность разговаривать и ре-шать сложные математические задачи. Выяснилось, что лошади могут нау-чится наблюдать за малейшими непроизвольными движениями человека (руки, ноги, голова), его мимикой, и связывать эти движения с решениями задач, которые ставит животному человек. Взаимосвязи со средой очень разнооб-разны.
7. ОТЛИЧИЯ МЛЕКОВ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ.
Взаимоотношения между особями. Для взаимосвязей в сфере общения, груп-пового поведения характерно выделение функциональных групп - не врож-денное, а основанное на опыте, склонностях к определенному виду дея-тельности, особенностях НС. Животное может легко переключаться на вы-полнение других функций. Кроме того, разнообразны типы иерархических отношений: соподчинение может быть линейным, ветвящимся или круговым. Наиболее высокие по рангу особи обычно более агрессивны, но далеко не всегда это особи, наиболее развитые психически. Чаще всего наиболее вы-сокий уровень психики свойственен субдоминантным особям. Кроме иерархи-ческих существуют другие типы взаимоотношений. Например, в табуне есть вожак (обычно это молодой жеребец, его функции - охрана и патрулирова-ние территории) и лидер (старая опытная кобыла, принимающая решения в табуне). Животные понимают характер отношений между другими особями. Детеныш очень рано узнает, к какому рангу относится его мать, наблюдая за ее поведением в разных ситуациях, и учится ее поведению. Часто дете-ныши высокоранговых матерей становятся также высокоранговыми особями.
Имитационное научение. Одно из важнейших отличий млекопитающих от дру-гих видов животных - продолжительное детство, что характеризует слож-ность взаимосвязей млеков с миром. Длительное присутствие матери рядом с малышом обеспечивает его безопасность, дает возможность беспрепятст-венно играть. Долгое детство включает имитационное научение, характер-ное для всех животных, ведущих семейно-групповой образ жизни. Имитаци-онное научение (научение на основе наблюдения за чужим опытом) позволя-ет освоить использование в деятельности предметов среды. Примером может служить орудийная деятельность у антропоидов: обезьяны используют па-лочки, камни и т. д. для добывания пищи и даже способны примитивно об-рабатывать их. Такая орудийная деятельность отличается от видотипичной орудийной деятельности, врожденно присущей всем представителям данного вида.
Способность к научению. У млекопитающих ассоциативные связи вырабатыва-ются с 1-2 сочетаний. Для многих видов характерна способность отслежи-вать ситуацию благодаря использованию пространственных связей; у живот-ных с более высоким уровнем развития психики - учет более сложных свя-зей между объектами, это увеличивает пластичное поведение и дает воз-можность решать более сложные задачи.
8. ОНТОГЕНЕЗ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ.
Онтогенез включает период развития организма с момента дробления опло-дотворенной яйцеклетки и до смерти.
До сих пор не выяснены закономерности онтогенеза, присущие всем живот-ным. Во-первых, у всех животных очень различается продолжительность жизни. Во-вторых, некоторым животным свойственны метаморфозы, другим нет. Среди высших позвоночных есть зрелорождающиеся и незрелорождающие-ся.
У беспозвоночных в онтогенезе преобладает процесс созревания поведения, и отдельные поведенческие акты у них появляются, и лишь незначительную роль играет облигатное поведение (достройка к условиям жизни вида). Фа-культативное поведение играет значительно меньшую роль.
Повлиять на протекание онтогенеза у беспозвоночных практически невоз-можно.
9. ОНТОГЕНЕЗ ПОЗВОНОЧНЫХ.
Периодизация (продолжительность всех периодов у разных видов разная):
1. Эмбриональный (пренатальный) - с момента дробления оплодотворенной клетки и до рождения
2. Постимбриональный (постнатальный) - с рождения
я ранний постнатальный (особенно продолжителен у незрелорождающихся жи-вотных). Его окончание - прозревание.
я ювенильный (игровой) заканчивается с началом полового созревания
я половое созревание
я зрелость
я старческий период
В эволюции наблюдается увеличение длительности онтогенеза. В этом ус-матривается условие, позволяющее животным достичь высокого уровня пси-хического развития. Это дает возможности для изучения окружающего мира. Животное учится отражать мир предметов и других животных с помощью сво-их сенсорных возможностей. Продолжительный период о позволяет животным осваивать опыт своего вида как путем облигатного научения (практика), так и путем факультативного поведения, подражая взрослым животным (на-блюдение). Благодаря продолжительному онтогенезу оказывается возможным путем факультативного имитационного поведения овладеть теми способами взаимодействия со средой, которые свойственны данной популяции, стае, семье, а некоторые из этих традиций очень сложны. Кроме того, появляет-ся возможность познавать окружающий мир через игру, которая появляется только у высших животных.
Пренатальный период. Первые исследования, посвященые анализу двигатель-ной активности у зародышей проводил в 20х-30х годах Цин-янг Куо, наблю-дая за курятами через прорезь в яйце. Движения делаются все более энер-гичнее и т.д. Было выяснено, что зародыши способны обучаться, привыкая к постоянно действующему раздражителю. "Комплекс оживления". У зародыша можно выработать ассоциативные связи, причем именно у незрелорождающих-ся животных - крысят.
10. ПРОЦЕДУРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ.
Депривация с изоляцией: происходит обеднение среды, и все изменения происходят за счет обитания животного в обедненной среде. Изменения разные; чем короче онтогенез, тем результаты изменений менее выражены. Поведение в функциональной сфере незначительное (только нарушение поло-вой функции у самцов и гнездостроительство у самок - у крыс). У осталь-ных животных (например, псовые) результаты проживания в обедненной сре-де: более низкий уровень двигательной активности, неадекватная реакция на многие раздражители, ослаблены тормозные процессы. Наиболее серьез-ные изменения - у приматов: проблемы с манипуляцией предметами, наибо-лее страдает половая сфера. Их поведение почти не поддается коррекции.
Обогащение среды: обогащение предметной среды (животное выращивается в просторных вольерах с обновляющимися игрушками, приспособлениями для развития локомоции), хендинг (ежедневно несколько раз животное держат на руках и потом сажают обратно в клетку) и джентлинг (животное берут на руки и гладят в раннем постнатальном и ювенильном периоде). Послед-ствия всех этих процедур во многом сходны: ускоряется рост и развитие (на физиологическом уровне), такие животные меньше подвержены эмоциям (активно исследуют обстановку, не испытывая страха, и процесс освоения новых ситуаций протекает очень быстро), легче адаптируются к стрессовым ситуациям, лучше обучаются (в 2,5 раза быстрее). Такое развивающее влияние обогащенной среды замечали и на детях. Особенно важны для нор-мального психического развития ребенка тактильные контакты: в раннем детстве ребенка нужно брать на руки не менее 4-х раз, в подростковом возрасте важно прикасаться.
11. ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И НАУЧЕНИЕ.
Инстинктивное поведение включает наследственную закрепленность (унасле-дованный характер), адаптивность (приспособленность к конкретным усло-виям жизни вида), видотипичность, стереотипность и независимость от ин-дивидуального опыта.
Инстинктивное движение - врожденная координация. Инстинктивное поведе-ние (инстинктивный поведенческий акт) включает и элементы научения.
Схема Крэга - "клин": движение, основанное на научении (большой конус) и инстинктивное движение (малый конус). Особенно большая вариативность поведения животного наблюда-ется на поисковой фазе, на завершающей фазе вариативность меньше, но сохраняется в ее начале благодаря моторике.
12. КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ НАУЧЕНИЯ
Торп выделяет научение неассоциативное и ассоциативное.
К неассоцативному относят привыкание, характерное для всех животных, от одноклеточных до человека. При ассоциативном научении образуется ассо-циативная связь между двумя психическими явлениями.
Выделяют классическое обусловливание (выработка условного рефлекса, по Павлову), инструментальное, или оперантное, научение, латентное науче-ние (научение путем проб и ошибок), инсайт и импринтинг. При оперантном научении образуется ассоциативная связь между действием и результатом, при этом животное активно, совершает действия по своей воле; его изучал Скиннер.
Латентное, или скрытое, научение исследовал и пытался объяснять Толмен, наблюдая за крысами в лабиринте. В основе этого вида научения лежит ис-следовательская мотивация. В ходе исследовательского поведения строится то, что Толмен назвал когнитивной картой. У животного формируется пси-хический образ компонентов среды и собственных действий в среде. После этого животное может переходить к нормальной повседневной жизни. Кроме этих ситуаций, латентное научение происходит у детенышей зверей и детей в процессе игры.
Инсайт - высшая форма научение, основывается на опыте, полученном рань-ше при других сходных обстоятельствах. Присущ только птицам и млекам, обладающим интеллектом. Оказавшись в проблемной ситуации, животное ос-тается неподвижным и только оценивает обстановку, не совершая никаких действий, после чего начинает действовать с учетом реально существующих связей между компонентами среды.
Другие классификации:
ф подразделение на облигатное, или видовое (прилаживание инстинктивного поведения к условиям жизни) и факультативное научение
ф самостоятельное и имитационное и т.д.
Савельев, "Введение в зоопсихологию": книжка плохая, сравнение НС жи-вотных (как уровень НС определяет уровень психического развития) заслу-живает внимания.
13. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ
ВЫСШИХ ПОЗВОНОЧНЫХ
Коммуникация определяется по-разному различными специалистами. Хайнд выделял два ее аспекта: намеренность (направленность) и адаптирован-ность.
Разные представители разных поведенческих школ понимают разные коммуни-кативные сигналы. Социобиологи изучают все способы влияния, которыми один партнер определяет поведение другого. Эволюционисты (этологи) ис-следуют только адаптивные аспекты поведения, сформировавшиеся в процес-се эволюции для передачи сообщений, правила взаимодействия с окружающим миром. Сравнительные психологи (изучающие когнитивные процессы) интере-суются направленностью сигнала, механизмами усиления и однозначности сигналов, коммуникации вообще.
Первая, классическая, теория коммуникации животных была предложена это-логами; К.Лоренц, Н.Тинберген, К.Фриш получили за исследование коммуни-кации Нобелевскую премию. Этологи, говоря о поведении животных в приро-де, утверждали, что каждый вид поведения создается взаимодействием со средой; поведение развивается в эволюции и передается генетически
Поведение - любое внешнее проявление жизнедеятельности организма. Пове-денческий поток - очень сложная, многопараметрическая система. Для ана-лиза поведения, нужно выделить его единицу. Каждая школа по-разному от-неслась к этой проблеме. Этологи выделили фиксированный акт действия (ФАП), стереотипный элемент. Он всегда легко распознается и проявляется в строго определенных ситуациях, в основном - при взаимодействии с партнером. Демонстрация ФАП проявляется на определенный преувеличенный раздражитель - релизор (специфический сигнальный стимул).
Движения отличаются особыми признаками:
1. Движение всегда преувеличено, демонстративно, ригидно.
2. Движение строго стереотипно, фиксировано количество элементов.
3. Все движения обязательно повторяются, они ритмичны и выстраиваются в цепочку действий - демонстрацию.
Ритуализация - процесс превращения в эволюции любого повседневного дви-жения в демонстрацию ФАП. Любое повседневное движение может ритуализи-роваться. Признаки ритуализации: движение стереотипно, преувеличена форма и повторения.
По теории середины 20 века, кибернетика+зоология, коммуникация - обмен дискретными сигналами. Кибернетики предложили количественные оценки коммуникации. В теории информации (Шеннон) бит - информация, которая заложена в сообщении о случайном событии, имеющем два исхода: "да" и "нет". Этологи составили этограмму - таблицу поведения животного с точ-ки зрения "да-нет". Итак, весь коммуникационный процесс был разбит на дискретные элементы (ФАП) и по частоте встречаемости подсчитывалась ве-роятность появления этого элемента.
Этологическая концепция долгое время являлась самой популярной, но в 70х годах возник кризис. В настоящее время самой распространенной стала эпигенетическая теория коммуникации: поведение - результат взаимодейст-вия врожденных и приобретенных компонентов. Наиболее типичный для этого направления объект наблюдения - пение птиц. Их песни сложно построены, в них много связей с языком человека, выделяют метафоры. Например, н коммуникации песня зяблика состоит из нот - последовательностей элемен-тов, которые заканчиваются финальным "росчерком". Цепь нот включает силлаблы, образованные сериями нот.
Сравнительнаяпсихология и зоопсихология
root@ns03.rin.ru), giving this error message/.html" class="ooa_title" >
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Ссылки по теме Сравнительная психология и зоопсихология: