Многие специалисты по игровой терапии подчеркивают важность работы, направленной на развитие в ребенке способности к пониманию своих чувств и контролю над ними (Allen J., 1988; Gill E., 1991; Jernberg A., 1979; Oaklander V., 1969). Достижение этой цели невозможно, если ребенок не разовьет в себе определенных навыков, в частности, он должен научиться понимать, сколь разнообразными могут быть человеческие чувства, с какими обстоятельствами они связаны, а также сформировать способность к словесному описанию своих чувств (O'Connor K., 1983).
Игра является инструментом налаживания отношений с ребенком и выражения им своих чувств. А. Фрейд (Freud A., 1928) определила игру как особый механизм, позволяющий вступать в контакт с ребенком, для которого лишь постепенно речь становится основным средством общения. Понимая, насколько важно побуждать ребенка к вербальной экспрессии по мере его взросления (Harter S., 1983), психотерапевты стремятся разработать средства работы, предполагающие определенный игровой элемент и в то же время стимулирующие вербальную экспрессию. К. О'Коннору (O'Connor K., 1983) удалось решить эту задачу путем создания техники 'Раскрась свою жизнь', предлагающей ребенку подобрать цвета к разным чувствам. Таким образом ребенок получает возможность сперва выразить свои переживания через цвет, а затем, в последующем обсуждении, описать их словами.
Игра'Выдерни соломинку' была создана, прежде всего, как инструмент эмоциональной экспрессии ребенка. Предполагается, что благодаря предшествующему использованию техники 'Раскрась свою жизнь' (O'Connor K., 1983) ребенок уже умеет ассоциировать чувства с разными цветами. В игре 'Выдерни соломинку' используется принцип, аналогичный положенному в основу техники О'Коннора, что помогает ребенку установить связь между разными чувствами и обстоятельствами, а также описать в словах свои переживания. Как правило, дети с удовольствием играют в 'Выдерни соломинку', и эту игру следует признать психологически нетравматичной.
Описание техники
Предлагаемую методику может использовать любой психотерапевт, желающий побудить ребенка к выражению своих чувств и осознанию их связи с разными жизненными ситуациями. Поскольку она применяется лишь при условии, что ребенок уже научился различать основные чувства, вполне допустимо прибегать к их вербальному обсуждению, которое помогает ребенку лучше понять природу чувств и еще больше вовлекает его в игру. Эмоциональная экспрессия ребенка будет наиболее успешной в том случае, если психотерапевт продемонстрирует высокую степень эмпатии и терпимости к любым проявлениям чувств ребенка.
Данная методика предназначена для детей, уже способных ассоциировать разные чувства с цветами и различать эмоциональные состояния. Необходимо, чтобы ребенок имел достаточный словарный запас и был способен к концентрации внимания в ходе игры. Ее нецелесообразно применять с детьми, отличающимися неусидчивостью, так как их участие в ней вряд ли будет успешным. Предлагаемая методика наиболее эффективна в работе с теми детьми, которым свойственны дух соревнования и стремление выиграть, - они будут выбирать соломинки с теми цветами, а следовательно, и соответствующими им чувствами, которые они обычно избегают обсуждать.
Игра'Выдерни соломинку'
Для работы необходимо иметь фабричный набор игры 'Выдерни соломинку'. В случае его отсутствия можно воспользоваться набором пластиковых или деревянных палочек (примерно в четыре раза тоньше карандашей) разного цвета.
Большинство детей знакомо с игрой 'Выдерни соломинку'. Если же ребенок раньше с ней не сталкивался, психотерапевт должен объяснить правила: ребенок или психотерапевт бросают несколько цветных палочек кучкой на стол или на пол. Задача заключается в том, чтобы достать одну палочку, не сдвинув другие. Если игрок их сдвинет, он должен положить палочку на место и уступить очередь другому. Победит тот, у кого в конце окажется больше палочек. Игру можно усложнить, договорившись, что палочки разного цвета позволяют набирать разное количество баллов.
Для перехода к основной части игры психотерапевт должен знать, что ребенок понимает связь между разными чувствами и цветами. Это можно проверить с помощью техники 'Раскрась свою жизнь' или в специальной беседе с ребенком. При использовании техники 'Раскрась свою жизнь' между цветами и чувствами устанавливаются следующие ассоциации: желтый - радость, голубой - грусть, черный - сильная грусть, печаль, красный - раздражение, пурпурный - ярость, зеленый - зависть, ревность, коричневый - скука, оранжевый - возбуждение. После того как психотерапевту вместе с ребенком удалось прояснить эти связи, можно переходить к основной части игры 'Выдерни соломинку'. Ранее оговоренные правила дополняются тем, что, вытаскивая палочку, игрок должен сказать, когда он переживал чувство, соответствующее цвету палочки.
Затем психотерапевт и ребенок начинают играть. Когда наступает очередь психотерапевта, он старается своими высказываниями вызвать ребенка на более откровенный диалог. Можно сделать так, что ребенок будет вступать в игру определенное количество раз: перед началом игры надо оговорить, сколько попыток необходимо сделать, - это даст ребенку ощущение своего контроля над тем, что он сообщает психотерапевту, и над своими чувствами. Следует ограничить число попыток, чтобы ребенок не смог полностью избежать обсуждения неприятных переживаний. В ходе игры возникает много поводов для обсуждения, в частности, психотерапевт может попытаться переговорить с ребенком о том, почему он выбрал палочку того или иного цвета, что он переживал и как вел себя в процессе игры и т. д.
Показания и рекомендации к применению
Методика 'Выдерни соломинку' была, например, использована мной в работе с двенадцатилетним мальчиком, страдавшим от запущенности; имелись подозрения относительно перенесенного им физического насилия. В процессе нашей работы мальчик был взят на попечение. Основной моей задачей было создание условий для выражения и понимания им своих чувств. Мне предстояло подобрать такие методики, которые не воспринимались бы подростком как откровенно детские, но в то же время давали возможность эмоциональной экспрессии. Оценивая характер своего клиента, я решила, что методика 'Выдерни соломинку' вызовет у него интерес.
Игра'Выдерни соломинку'
Занятие началось с техники 'Раскрась свою жизнь'. На предыдущих сессиях мальчик уже познакомился с ней, пытаясь подбирать цвета к тем чувствам, которые он испытывал в течение прошедшей недели. После того как мы установили связи между цветами и чувствами и я предложила ему поиграть в 'Выдерни соломинку', мальчик воскликнул: 'Спорим, я буду победителем!' Его первые попытки были весьма успешны, и он не испытывал никакого заметного напряжения, связанного с необходимостью обсуждать некоторые сложные эпизоды своей жизни. Вытягивая палочки, я старалась подстраиваться под него: я не столько говорила о себе, сколько пыталась затронуть именно те чувства, которые были актуальны для мальчика. Как правило, в начале игры действовать довольно легко - несколько палочек всегда лежат немного в стороне от остальных. Так было и на этот раз. По ходу игры, однако, стало ясно, что, для того чтобы выиграть, мальчику предстоит брать синие, черные или пурпурные палочки, символизирующие сложные и неприятные чувства: соответственно - грусть, печаль и ярость.
Поначалу мальчик пытался выбирать палочки тех цветов, которые обозначали приятные аффекты, но их часто было трудно извлекать, и он терял очки. Я обратила его внимание на то, что он избегает цветов, символизирующих неприятные чувства, и вскоре, стремясь во что бы то ни стало победить, мальчик стал руководствоваться в первую очередь тем, насколько просто извлечь палочку из кучки. Так он стал вытягивать синие, черные и пурпурные палочки. И вновь я обратила на это его внимание. Тем не менее в конце игры оказалось, что у меня палочек больше. Видимо, мальчик все же во многих случаях отдавал предпочтение палочкам, обозначающим 'нейтральные' эмоции. Он захотел повторить игру, посчитав, что на этот раз обязательно победит. Когда мы начали играть снова, оказалось, что выбор тех или иных палочек теперь определяется у него исключительно желанием победить, что, в конце концов, ему и удалось. Он испытывал определенное напряжение, когда ему предстояло вспомнить какой-нибудь неприятный эпизод из своей жизни, однако теперь его сопротивление этому стало значительно меньше. Победа мальчика оказалась наградой за решимость обсуждать даже самые неприятные чувства.
Игра была хорошо воспринята моим клиентом, поскольку ему были свойственны дух соревнования и хорошая способность к концентрации внимания. В ходе занятия мне удалось побудить мальчика к обсуждению связей, существующих между разными чувствами и жизненными обстоятельствами. Благодаря этой игре у меня появилась возможность понять связь между поведением клиента в ходе занятия и его поведением в реальной жизни. Игра сопровождалась активным обсуждением. Ее использование оказалось успешным и способствовало решению важных психотерапевтических задач, связан-ных с выражением и осознанием мальчиком своих чувств.
Литература
Allen J. (1988). Inscapes of the Child's World. Dallas, TX: Spring Publications. Freud A. (1928). Introduction to the Technique of Child Analysis. New York: Nervous and Mental Disease Publishing. Gill E. (1991). The Healing Power of Play. New York: Guilford. Harter S. (1983). Cognitive-developmental considerations in the conduct of play therapy. In Handbook of Play Therapy, ed. C. E. Schaefer and K. J. O'Connor, pp. 95-127. New York: Wiley. Jernberg A. M. (1979). Theraplay. San Francisco: Jossey-Bass. Oaklander V. (1969). Windows to our Children. New York: Center for Gestalt Development. O'Connor K. J. (1983). The color-your-life technique. In Handbook of Play Therapy, ed. C. E. Schaefer and K. J. O'Connor, pp. 251-258. New York: Wiley.
Деятельность человека побуждается и направляется мотивами , отвечающими тем или иным потребностям человека. Регулирующая функция мотивов проявляется прежде всего в побуждении деятельности , её '...