Достоин удивления тот факт, что большинство теорий личности в действительности являются теориями мужской личности. ности. В основе их лежат патриархатные, фалоцентрические взгляды и их терапевтическое влияние на личностьженщины разрушительно.
Любая теория отображает время, культуру и представления о мире, которые её породили. Психоаналитические концепции сменяются новыми. Заканчивается 20 век, ознаменовавшийся массовыми социальными движениями за женские права, которые в свою очередь оказали влияние на женскую психологию. Происходит пересмотр теорий личности, и понемногу возникают новые. Для развития новых полезно рассмотреть место женщины в традиционных, особенно психоаналитических теориях, явившихся основой для многого, что развилось позже.
В большинстве обществ женщина сталкивалась с доминированием мужчин в течение тысячи лет, психологические последствия такого доминирования огромны. И, здесь, мы должны быть благодарны Фрейду за открытое утверждение относительно неполноценности женщины и её более низкого положения, поскольку во многих отношениях это является первым ясным описанием того, откуда должна начаться переоценка женской психологии.
"Анатомия - это судьба" - утверждал Фрейд. Именно различия в строении тела мужчин и женщин формируют две особенности в развитии женской психологии: комплекс кастрации и зависть к мужскому половому члену. Эти комплексы определили, по мнению Фрейда, три возможные линии развития женской психологии: одна ведёт к подавлению сексуальных импульсов, а следовательно к неврозам; вторая - к модификации характера под мужские образцы, для которых характерна мужеподобное стремление к творческой деятельности, сильные социальные интересы, активность; третья - к нормальной женственности, под которой Фрейд понимал стремление к реализации желания обладать тем, что составляет предмет женской зависти посредством замужества и рождения сына.
Результатом нормального развития женской психики и естественными компонентами здоровой женственности являются, по Фрейду, пассивность, отсутствие чувства справедливости, предрасположенность к зависти, слабые социальные интересы, неспособность к сублимации (т.е. к творческой деятельности).
Итак, зависть к мужчине организует женскую психику так, что возможны три пути развития: истерия, мужеподобие и нормальная женственность, которая очень сильно отличается от нормального общечеловеческого типа личности. Надо заметить, что Фрейд строил свою концепцию на основе клинического материала, врачебной практики и его пациентами были женщины среднего класса, действительно испытывающие психологические стрессы вследствие бесправного, угнетённого положения в семье. Фрейд полностью разделял традиционные предрассудки своего времени (19 век) относительно женщины и её роли и места. В поздних работах Фрейд утверждал, что в действительности никогда не понимал женской психологии.
Но, и эти слова великого психиатра воспринимались обществом, как негатив в пользу непредсказуемой и алогичной женской психологии. Карл Юнг, яркий представитель психоаналитической школы, отмечает: "Знающие люди соглашаются с тем, что мужчины ничего не понимают в психологии женщины, какова она реально, но поразительно насколько женщины не знают сами себя". Согласно Юнгу мужская душа отлична от женской.
На сознательном уровне это отличие между мужской персоной и женской, основанное на культурных нормах и ролевых различиях. На бессознательном уровне это отличие архитипов: анимы для мужчины и анимуса для женщины. Пассивная, неагрессивная, восприимчивая женская персона и рациональный, активный анимус.
Для женщины процесс психологического развития связан с диалогом между персоной и анимусом и интеграцией между ними. Чем больше женщина обращается к бессознательному, к анимусу, тем больше в женщине начинают развиваться качества, которые считаются мужскими: независимость, сила, решительность, активность. Если этого не происходит, если женщина не принимает бессознательную мужскую сторону своей личности, то она продолжает проецировать её на различных людей в своей жизни.
Альфред Адлер сделал, весьма, радикальный вывод, что психологическое различие между полами является целиком результатом культурных установок. Эти культурные установки относительно различий между мужчиной и женщиной наиболее глубоко влияют на развитие человека в детстве. "Девочка приходит в мир со звучащими в её ушах предрассудками, предназначенными для её порабощения и искажения её веры в собственную ценность, уничтожение уверенности в себе, разрушения её надежд. Очевидные преимущества мужчин в нашем обществе создают значительные искажения в психическом развитии женщины".
При рассмотрении более поздних психотерапевтических концепций личности; т.к. транзактный анализ, гештальт-терапия, психодрамма - мы обнаружили, что они бесполые, универсальные для мужчин и женщин. Итак, психоанализ дал псевдонаучное обоснование неполноценности женщины и вышел далеко за пределы только психотерапии. В 20 веке, особенно, первой половины он становится всеобъемлющей идеологией простирающейся на сферы искусства, литературы и массовой культуры. На психоанализ опираются в своих обоснованиях философы, социологи. Теория структурно- функционального анализа Толкотта Парсонса имеет в основе своей жесткое разделение ролей между мужчиной и женщиной.
Женские роли определены главным образом её биологической природой - способностью к деторождению. Итак, главным для женщины является "статус жены, своего мужа, матери его детей (лучше сыновей), домохозяйки". Первичная сфера деятельности мужчины - работа, а функция в семье - быть кормильцем". Профессиональная деятельность мужчины предопределеляет его главенствующую роль в семье, а домашний труд женщины, названный псевдозанятием, - её подчинённую роль. Теория Парсона легла в основу социальной идеологии западного мира. Женщины Европы и Америки кинулись в семью, как в омут, ограничась уютным мирком собственного дома, ролями матери, жены, домохозяйки.
Культ женственности- любящая женушка в кругу детей ангелочков в собственном загородном доме на лужайке угощает обедом собственного приготовления друзей и родных. Эта красивая рекламная картинка. На деле быть женственной - это быть пассивной, зависимой, не только финансово, а и психологически тоже, нерешительной, подчиняемой, необразованной, незрелой, неполноценной. Безграничный мир съёживается для неё до стен уютного дома.
Смысл жизни молодой девушки сводился к охоте за обручальным кольцом, т.к. получив мужа она подтверждала свою женственность, а родив ребёнка своё предназначение на этой земле.
Однако, происходили да и происходят, удивительные вещи, а именно превращение нежной домохозяйки во властную, вечно недовольную мигеру. Цивилизованный мир захлёстывает волна протеста женщин, которые организуются в феминисткие, освободительные движения в Американском обществе в 60 годы, в Европе в 70.
Во главе движений женщины учёные психологи, социологи, антропологи. Психоаналитики Карен Хорни, Хелен Дойч подвергли критики теоретические основы - идею зависти женщин к мужскому половому члену и комплекс кастрации. Для зрелой здоровой женщины речь скорее может идти о зависти женщин к доминирующему социальному статусу мужчин и переживание своего собственного подчиненного положения, что естественно не может не вызывать стрессов.
Зависть к более широкому выбору возможностей самореализации, одобряемые и поощряемые обществом, когда речь идёт о мужчинах. Маргарет Мид феминистка и антрополог, сделала выводы на основе своих работ, что тип взаимоотношений между мужчинами и женщинами представленный в цивилизованном обществе не является единственным и универсальным. "Многие личные качества, которые мы обозначаем как феминные или маскулинные, так же слабо связаны с полом как одежда, манеры, прическа, так как являются внешними признаками, которые общество в тот или иной момент соотносит с определённым полом. "Следует отказаться от вечных попыток заставлять мальчиков драться, а девочек проявлять послушание, или провоцировать к драке всех подряд.
Ни один ребёнок не должен принуждаться к следованию какой- либо модели поведения, необходимо существование множества моделей и каждый индивид должен иметь возможность выбрать для себя ту из них которая более всего отвечает его наклонностям".
А, что же всё это время было в России?
Влияния психоанализа не было, так как были свои методы и идеологи. 70 лет декларировалось равноправие полов, однако, как всегда фасад был прогрессивным, а механизм реализации репрессивным. В СССР культивировался образ супер-женщины: общественницы, передовика производства, спортсменки, комсомолки, красавицы.
При этом матери героини, образцовой домохозяйки и воспитателя подрастающего поколения строителей коммунизма. Гармонично развитая личность! Общественные интересы у супер женщины были превыше личных, интересы завода превыше интересов семьи. Социальный заказ супер-женщина выполняла мгновенно - все на Дальний Восток- эшелонами едут строить Комсомольск -на-Амуре, все на целину- едут на целину, на БАМ- на БАМ . Мужчины свято верили в этот миф о русской супер - женщине, да мы сами верили и гордились. Но выполнить все условия этого мифа просто физически не возможно. Миф о супер-женщине физическая и психологическая ловушка, те ми кто в неё попал легко манипулировать.
Несоответствие мифа осуждалось обществом и мужчинами, всеми кто в него верил.
Что же сейчас? Сейчас идет полное игнорирование женщин: вытеснение женщин с престижных должностей, рост женской безработицы, полный разгром женских организаций, которые раньше занимались женскими правами. авами. Женщины в современном обществе как баласт - они или бастуют, т.к. чаще работают в бюджетных организациях, где нет зарплаты или безработные. Они ничего не производят (врачи, учителя, домохозяйки...), а только требуют. Что же предлагается взамен?
Идет мощная пропаганда бытового комфорта, пищи, косметики. Оказывается чтобы быть уверенной в себе женщине достаточно иметь качественные гигиенические пакеты, пребывать в хорошем настроении - капля туалетной воды, а чтобы бизнес был успешный - стиральный порошок от мирового лидера ....и всё! Бульварная пресса, женские серии и телевизионные сериалы о роковой любви, современные варианты Золушек - сиди жди и всё придёт, судьба улыбнётся тебе.
Те взгляды, которые 70 лет считались мещанскими и осуждались, сейчас, как обратная сторона медали, повернулись на 180 градусов и поощряются. Все твои проблемы решит тот мужчина, который заинтересуется тобой, а для этого следи за собой, украшай себя и будь хорошей домохозяйкой! Всё это уже было и не является ничем новым для женщин и для мужчин! Конечно, оппоненты могут заявить, что раз так долго живут в веках эти взгляды и разделение ролей, то они и являются истинно верными!
Однако, где же прогресс? На мой взгляд всё многообразие взглядов на женскую проблему, попытка осмысления их и решения можно свести к следующему: самоценность личности женщины, её права на развитие, творчество, достоинство, свободу в проявлениях себя - очевидны!
Когда мы росли, многие из нас не могли представить себя в возрасте 30-40 лет. У нас не было образа нашего будущего, мы не видели себя взрослыми зрелыми женщинами. Наши личные планы и мечты заканчивались замужеством, а далее жить жизнью детей, мужа.
У современной женщины нет собственного "Я", которое сказало бы ей: " Кто она, кем она может стать, и кем она хотела бы быть". На вопрос "Кто я?" традиционный ответ - "Я жена, мать". Нивелированный образ женщин в субкультуре способствует успешной продаже стиральных порошков и косметики. Необходим новый образ современной женщины, который бы помог нам найти себя. Одно очевидно - не быть похожим на своих матерей, несмотря на то, что мы их любим. Как не странно, многие матери, любящие своих дочерей, сами не хотят, чтобы дочери были похожи на них и повторяли их женскую судьбу. Не будь как я - говорила мать. -Уж я смогу добиться большего. Получу от жизни то, что не смогла моя мать. Я состоюсь как женщина, реализую все, что дала мне природа!
Но извлечь урок из жизни своей матери удаётся не каждой.
Социальные стереотипы, общественное мнение не признавали для женщины необходимости достижения зрелости и реализации всех потенций человеческого существа. А сейчас? Старые границы размыты, а новые четко не обозначены.
Молодые люди сейчас испытывают кризис личности из-за того, что не могут найти образ, которому стоило бы подражать, чтобы полностью реализовать свои возможности. Но, почему теоретики не признают наличия кризиса у женщин? По традиции девушка превращаясь в женщину не должна задаваться вопросом - Кто она? И кем ей стать?
Женская судьба определена анатомией, личностьженщины её биологическим предназначением. Но, так ли это? Всё больше женщин спрашивают себя: "Где я::, что я здесь делаю, что могу изменить в своей жизни?". Они начинают осознавать кризис личности в собственной жизни.
Этот кризис не разрешиться пока женщина или её дочери не перейдут за грань неизведанного и не создадут своей жизнью новый образ, в котором так сильно нуждаются. Мы знаем, что женщины обладают таким же творческим потенциалом, как и мужчины. Так же, как и мужчины, женщины могут реализовать свой потенциал через труд, соответствующий их способностям.
Женщина не может выражать себя через мужа и детей или монотонный отупляющий домашний труд, как бы она его не приукрашивала. Человек только тогда начинает принимать жизнь всерьёз, когда он понимает, что жизнь может пройти зря. Понимание того, что жизнь прошла зря может, прийти на смертном одре. Но, иногда его пробуждает угроза не физической, а духовной смерти от пассивного конформизма, от бессмысленной никому не нужной работы.
Социальный стереотип, миф о загадочной женственности (принести себя в жертву семейному очагу) предписывает женщине именно такую смерть. Женщина, у которой сегодня одна цель - родить и выкормить мало отличается от прародительниц или братьев наших меньших.
А когда её тело перестанет выполнять детородную функцию, что тогда? Женщину, у которой сегодня нет цели, желаний, замыслов, устремляющих её жизнь в будущее можно сравнить с самоубийцей. С помощью женских мифов удалось похоронить заживо миллионы женщин. Для них нет другого пути освобождения как только приложить усилия - усилия которые выходят за пределы физиологии и домашнего труда и помогают обрести будущее.
И эти изменения помогут проявить себя по-новому в качестве жен и матерей, реализовать свои уникальные способности. ности. Что может дать ценного своим детям и мужу вечно недовольная загнанная домохозяйка? Однако, развитию сопутствуют не только удовлетворение и радость, но и трудности переживания. Каждый шаг вперед это путь в неведомое, сопряженное с опасностями. Продвигаясь вперед, вы вынуждены отказаться от чего-то привычного, приятного, удобного.
Вам приходиться отказаться от более легкой и беззаботной жизни ради более самостоятельной и трудной. Всякое развитие связано с потерями и требует мужества. Что удерживает женщину от выбора своей дороги? Ведь в широкой колее социальных стереотипов легко и привычно, здесь всегда поддержат и похвалят. Удерживает сила энерции, страх перед новизной, память о женских стереотипах.
Святое - Что скажут люди!.. Ведь я не молодая (маленькая, рыжая, толстая), надо было раньше.
Страх лишиться привычной, удобной зависимости от мужчин, которая даёт много выгод психологических, социальных ( не принимать решений, перенести ответственность, обвинить его во всех неудачах, быть защищённой от жизни его спиной и стенами собственного дома). Но, те женщины, кто сумел развить свои способности и нашёл свою цель в жизни, не только испытали чувство полноценности существования, но и почувствовали необъяснимую новизну в отношениях к мужу и детям.
Это новый образ женщины. Женщина удачница, успешная, уверенная в себе, лишенная комплекса ограничения личной свободы и ущемления её женских прав. Успешное поведение строится на базисном чувстве уверенности в себе и отношении к другим как к равноценным партнерам (будь то муж, дети любого возраста, свекровь, коллеги по работе).
Успешная женщина обладает личной силой и не боится разделить её с другими, оказать помощь, заставить поверить в себя. Она делает для себя самостоятельный выбор и не только не подавляет, но и поддерживает других в принятии самостоятельных решений. Эта стратегия и во взаимоотношениях внутри семьи, в воспитании детей. Для этой женщины характерно чувство уважения к себе и другим.
Она стремиться преодолеть трудности прямым путём, а не путём манипуляций и обмана. Она способна на жертву (даже во имя очага), но это её свободное решение, она имеет стойкие убеждения. Для успешного человека характерны такие черты: спонтанность, естественность, честность, уважение чувств и прав других людей.
Остроумие и юмор - необходимые качества уверенного человека. овека. У такой женщины большой потенциал любви и интимности, её любовь щедра и окрыляет. "Кто знает каких высот сможет достичь женщина, когда она наконец станет самой собой? Кто знает на что способен интеллект женщины, которая любит и любима?
Кто знает насколько радостней будет любовь, когда общими у мужчины и женщины будут не только дети, секс, дом и дача, но и увлечение своим делом и ответственностью за него, благодаря чему человек ощущает будущее и осознает смысл жизни.
Поиски женщинами своего "Я" только начинаются. Но приближается время, когда голоса сторонников мифа о женском предназначении уже не смогут заглушить внутренний голос женщин, зовущих к развитию и совершенству. И это будет ещё одна ступень в эволюции человечества"(Бетти Фридан).
Человек традиционно разделяет общество на мужскую и женскую половину и обычно рассматривает их как противоположные, а иногда и антогонистические. С точки зрения биологии такой подход в значительной мере преувеличен, так как известно, что мужские и женские половые органы развиваются из одинаковой эмбриональной ткани, мужчина и женщина продуцируют как мужские половые гормоны(андрогены), так и женские (эстрогены).
На индивидуальное чувство пола оказывают влияние БИОЛОГИЧЕСКИЕ, СРЕДОВЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ. Мужские качества у мальчика развиваются не только благодаря биологической принадлежности, но и в результате воспитания согласно мужской модели. Анализ взглядов и представлений людей из различных социальных групп в разных культурах о мужественности и женственности привел к выводу о широком распространении мифологического восприятия проблемы.
Мифы как известно содержат в себе не только выдумку, но и часть правды. Их воздействие на подсознание людей объясняется также, тем, что они способствуют "мышлению по желанию" - удовлетворяют психологическую потребность видеть вещи в определенном свете, даже если это видение не соответствует действительности.
Для того чтобы выйти за пределы мифологического мышления, нужно говорить не о мужчинах и женщинах вообще, а иметь в виду конкретного мужчину и конкретную женщину, их психологию во всей её сложности. Понятие женственности очень давно олицетворяется с понятием таинственной всепоглощающей силы.
В глубокой древности женщины были оракулами, хранительницами священных знаний, различных секретов, жрицами. Функция деторождения вызывала у мужчин благоговейный страх. Появление и развитие психоаналитических направлений в психологии постепенно привело к частичным разрушениям прежних мифов и созданию новых.
Процесс был длительным и болезненным, взамен предлагались менее романтические мифы, замаскированные покрывалом "научного подхода". Положение изменилось в конце 50 годов. Мифологическому восприятию женственности наносится существенный удар. Большую роль здесь сыграли сами женщины - женские движения, феминистки, исследования женщин в области психологии, социологии, антропологии.
Однако мифологическое восприятие женщины остаётся и это надо учитывать. Не в меньшей мере в популяции представлено мифологическое отношение к мужественности.
Что характерно для мифологии полов?
ЖЕНЩИНА : сложно устроена-женскую логику не понять (тема анекдотов), алогична, эмоциональна, непредсказуема, может подвести, хороший исполнитель, в сексуальном плане - верная жена или женщина всегда находится на полпути между старым другом и новым любовником, неумеренная чувствительность, ненасытность, порочность.
МУЖЧИНА: простота, физическая сила, гениальная - простота. Целеустремленность, рыцарское благородство, вместе с тем полигамность связей, всегда сексуально успешен.
Мифы могут быть деструктивны как для мужчин, так и для женщин. Они навязывают стиль поведения.