Психология на RIN.ru: Дильтей, Вильгельм - Известные психологи мира
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Дильтей, Вильгельм

это может вам помочь Ванная комната - место релаксации Ванная комната - место релаксации

Дильтей, Вильгельм

Дильтей, Вильгельм (Dilthey, Wilhelm) (1833-1911) - немецкий философ и историк культуры. Дильтея, наряду с Ницше, считают родоначальником так называемой 'философии жизни', а также, наряду с Шлейермахером, - герменевтики.

Родился 19 ноября 1833 в Бибрихе близ Висбадена. Сын пастора реформатской церкви. Изучал теологию в Гейдельбергском, затем в Берлинском университете. Получил степень доктора в Берлинском университете в 1864, в 1866 стал профессором философии Базельского университета. В дальнейшем был профессором университетов Киля (1868) и Бреслау (ныне Вроцлав) (1871), а также Берлинского университета, где преподавал с 1882.

Вклад, внесенный Дильтеем в философию вообще и в теорию познания, в частности, был оценен по достоинству уже после его смерти. Отчасти это случилось из-за старомодной терминологии - вместо терминов 'культура' и 'науки о культуре' (гуманитарные науки) Дильтей пользовался терминами 'дух' и 'науки о духе', что сразу же помещало его в традицию классического немецкого идеализма (Фихте, Гегель) и романтизма (Фр.Шлегель, Новалис). Таким образом, несмотря на то, что Дильтей, по сути, разрабатывал ту же проблематику, что занимала 'философию культуры' конца 19 - начала 20 вв. (Г.Риккерт, В.Виндельбанд, О.Шпенглер), Дильтей долгое время не был включен в ее контекст.

Между тем для дильтеевского подхода характерен ряд моментов, выгодно отличающих его от концепции культуры, предложенной неокантианством. Во-первых, проблематику специфики историко-гуманитарного знания Дильтей, в противоположность Виндельбанду и Риккерту, не сводит к методологическим вопросам. Для Риккерта различение между 'науками о культуре' и 'науками о природе' обусловлено теоретико-познавательными причинами, а именно особенностями 'образования понятий' в различных видах познания - историческом, с одной стороны, и естественнонаучном, с другой. Если естественные науки оперируют ценностно ненагруженными и 'генерализирующими', т.е. обобщающими, отвлекающимися от индивидуальности, методами, то историческое познание является (1) ценностным, (2) 'индивидуализирующим'. Отличие сферы 'природы' от сферы 'истории' носит, согласно Риккерту, исключительно формальный характер: они познаются по-разному не в силу их онтологических свойств, а в силу того, что при их познании применяются разные логические средства. Очень похожее различение вводит Виндельбанд. У него оно предстает в виде дихотомии 'номотетических' и 'идиографических' методов. Номотетический метод естествознания направлен на выявление закономерностей, тогда как идиографический метод исторического познания описывает индивидуальность, уникальную неповторимость явлений.

У Дильтея же различие двух типов познания носит предметный характер: ученому-гуманитарию предстает в известной мере другая действительность, нежели та, с которой имеет дело представитель естественных наук. Во-вторых, содержание гуманитарного познания ('наук о духе') далеко не сводится к исторической науке. Если для неокантианства 'наука о культуре', по сути, тождественна истории как науке (обсуждение вопроса о теоретико-познавательном статусе 'науки о культуре' у Риккерта совпадет с обсуждением критериев научности истории), то Дильтей рассматривает гуманитарное познание в качестве высоко дифференцированной целостности. К области 'наук о духе' относятся, наряду с историей, филология, искусствознание, религиоведение и т.д. В-третьих, в том, что касается собственно методологического аспекта затронутой проблемы, Дильтей, опять-таки в противовес неокантианству, не редуцирует метод гуманитарного познания к 'индивидуализирующим' процедурам историографии: наряду с 'историческими', он выделяет 'системно-теоретические' и 'культурно-практические' методы гуманитарных наук. Наконец, в-четвертых, место познания культурно-исторического мира в неокантианстве определено рамками 'философии ценностей'; культура предстает в результате как застывшая система, как неподвижный мир ценностей. Предлагаемая Дильтеем категория 'жизнь' (и, соответственно, 'философия жизни') обещает послужить гораздо более адекватным средством теоретического схватывания реальности культуры в ее динамике и изменчивости. Это продемонстрировал своим творчеством Георг Зиммель, многие положения теории культуры которого представляют собой развитие положений Дильтея.

Свой философский проект Дильтей прямо увязывает с Кантом. Если последний выступил в свое время с 'Критикой чистого (т.е. теоретического) разума', то Дильтей предлагает 'Критику исторического разума'. Если для кантовской 'Критики' главным был вопрос, как возможна метафизика, то для Дильтея - как возможна история. 'История' при этом понимается в вышеприведенном смысле, т.е. не в качестве описательной дисциплины, историографии, а в качестве науки об изменчивом мире человеческих творений (о мире 'духа').

Рассматривая сферу духа как сферу объективаций человеческой жизни, Дильтей постепенно сближается с Гегелем, чье понятие 'объективного духа' он использует в своих поздних работах.

Науки о духе, систему которых намеревался построить Дильтей, суть, строго говоря, не только науки о культуре, а общественные, социальные науки в современном смысле слова. Объект 'духовно-исторического познания' - не просто 'культура', а 'общественно-историческая действительность' как таковая. Поэтому в состав 'наук о духе' входят, наряду с привычными гуманитарными дисциплинами, также теория хозяйства и учение о государстве. Система знания об общественно-исторической действительности включает в себя, согласно Дильтею, две группы наук - 'науки о системах культуры' и 'науки о внешней организации общества'.

Ставя вопрос о теоретико-познавательном статусе исторического познания, Дильтей попадает в самый центр дебатов вокруг т.н. 'проблемы историзма'. Во второй половине 19 в. слово 'историзм' ассоциируется преимущественно с 'исторической школой' (Савиньи в теории права, Ранке и Дройзен в историографии) и со связанным с нею противостоянием спекулятивной философии истории гегелевского типа. Главная забота историка - конкретная жизнь конкретных сообществ, говорят приверженцы 'историзма'. Вместе с тем перемещение внимания на 'событийность' (т.е. изменчивость, преходящесть исторической реальности) имело своим результатом упразднение традиционного вопрошания о смысле истории. Вот почему приверженность историзму к началу 20 в. все чаще начинает означать приверженность историческому позитивизму.

Содержание поиска Дильтея в этой связи можно сформулировать как попытку обнаружения индивидуальности без впадения в релятивизм. Отказ от подчинения реальной истории развитию 'понятия' (как то имело место у Гегеля) есть отказ от 'метафизики' истории, - но не ценой позитивистской отмены смыслового измерения исторического мира.

Исключительно важную роль в развиваемой Дильтеем теории познания играет понятие 'взаимосвязь', или 'целокупность'. Оно имеет не только гносеологический и методологический, но и онтологический аспект, обозначая как взаимосвязь знания, так и взаимосвязь действительности. Намереваясь преодолеть восходящий к Декарту субъект-объектный дуализм, Дильтей усматривает исток этого дуализма в искусственном расщеплении данности мира на 'внутреннее' и 'внешнее'. Между тем такое расщепление не существует изначально, а является результатом интеллектуального конструирования. Если картезианская модель познания исходит из абстракции чистого мышления, то Дильтей делает своей отправной точкой 'переживание'. Именно в переживании познающему открывается живая, а не логически препарированная реальность. Конкретизируя это положение, Дильтей вводит понятие 'жизнь'. Жизнь есть одновременно и предмет познания, и его исходный пункт. Поскольку познающий, будучи живым существом, с самого начала является частью жизни как целого, его доступ к 'духовно-исторической' реальности облегчен в сравнении с доступом к природному миру. Духовно-историческая реальность дана ему непосредственно. Имя этой непосредственности - 'понимание'. Формулируя эту мысль, Дильтей выдвигает свой знаменитый тезис: 'природу мы объясняем, духовную жизнь мы понимаем'. Заостряя противоположность понимания как интуитивного постижения реальности объяснению как дискурсивно-логической процедуре, Дильтей дает повод считать себя сторонником субъективизма. Но это противоречит основной цели его философии - дать методологическое обоснование историко-гуманитарного познания, что предполагает построение последнего на общезначимом, а не на субъективно-психологическом, основании. Это противоречие Дильтею не удалось полностью снять. Отвечая на критику Риккерта (а позже - на критику Гуссерля), философ вносит коррективы в свою гносеологическую концепцию. Он подчеркивает нетождественность 'понимания' и 'переживания', говорит о постоянном 'взаимодействии живого опыта и понятия' в социально-гуманитарном познании (о роли процедуры анализа и абстрагирования речь шла уже в первом крупном труде Дильтея Введение в науки о духе (1883). Вместе с тем акт понимания остается для него прежде всего интуитивным схватыванием ('во всяком понимании есть нечто иррациональное'). Дильтей постоянно указывает, что историко-гуманитарное познание имеет дело со сферой объективации, и трактует понимание как репродукцию, воспроизведение запечатленных в произведениях культуры 'жизнеобнаружений' (объективаций жизни), но в то же время настойчиво утверждает приоритет психологии в системе социально-гуманитарного знания. Дильтей, как верно указал Гуссерль, так и не преодолел психологизма - редукции смысловых связей к психическим связям. Однако ряд оставленных Дильтеем набросков, а также отдельные фрагменты при жизни опубликованных сочинений, свидетельствует, что он отдавал себе отчет в порочности психологизма и искал выхода из обусловленного психологизмом методологического тупика.

Обращение к феномену понимания делает философско-методологическую программу Дильтея программой герменевтической. Разрабатывая проблематику герменевтики, Дильтей, вслед за Шлейермахером, ставит вопрос об условиях возможности понимания письменных документов. Высшим условием выступает для Дильтея гомогенная (однородная) структура 'общественно-исторического мира'. Понимающий здесь - такая же часть духовно-исторической действительности, как и понимаемое: 'Только то, что сотворено духом, дух в состоянии понять'. И все же то, что позволяет некоторому произведению или тексту быть понятым - это отнюдь не изначальная изоморфность психологического устройства автора и читателя. Хотя у Дильтея можно встретить и такую трактовку сущности понимания, центр тяжести его герменевтической теории лежит не в субъективно-психологической плоскости, свидетельством тому - сама категория 'объективного духа'. Именно на эту, говоря современным языком, сферу культурных объективаций, и направлено преимущественное внимание дильтеевской 'понимающей психологии'. Но процесс понимания объективации вообще не сводится к простой эмпатии ('вчувствованию'), а предполагает сложную историческую реконструкцию, а значит - вторичное конструирование того духовного мира, в котором жил автор. Эта мысль с достаточной четкостью звучит уже в Возникновении герменевтики (1900). Однако другой аспект герменевтики Дильтея, связанный с проблемой общезначимости понимания, остался в его прижизненных публикациях в тени. Проблематика общезначимости понимания схватывается Дильтеем в категории 'внутренней целостности', или 'внутренней взаимосвязи', выражающей такое объективное содержание, которое не может быть сведено к к.-л. индивидуально-психологическим интенциям. Данное содержание есть не что иное, как сфера идеально-логических значений. Осознав самостоятельность этой сферы, Дильтей вплотную подошел к феноменологии (не случайно Шелер включает его, наряду с Бергсоном и Ницше, в число родоначальников феноменологического направления в философии). Герменевтическая концепция Дильтея, как показали новейшие исследования (Рикёр, Ф.Роди), не так уж далеко отстоит от экзистенциально-феноменологической и экзистенциально-герменевтической ветви в философии 20 в. Сколь бы энергично ни подчеркивали свой разрыв с прежней герменевтической традицией 'фундаментальная онтология' (Хайдеггер) и 'философская герменевтика' (Гадамер), многие их базисные положения можно найти уже у Дильтея. Согласно Хайдеггеру, понимание есть раскрытие структуры герменевтического опыта, т.е. изначально заложенного в человеческом бытии 'понимания бытия'. Отсюда следует неизбежность герменевтического круга, который нельзя разорвать, ибо он связан не с методологическими трудностями, а с онтологической структурой понимания. Весьма сходные мысли, пользуясь другими терминами, высказывает в связи с проблемой 'герменевтического круга' Дильтей. Герменевтический круг, или круг понимания, обусловлен, по Дильтею, тем, что целостная взаимосвязь процесса жизни может быть понята только исходя из отдельных частей этой взаимосвязи, а каждая из этих частей, в свою очередь, нуждается для своего понимания в учете всей целостности. Если Хайдеггер и Гадамер, полемизируя с субъективно-психологическим подходом к герменевтической проблематике, подчеркивают, что понятийной парой в ситуации понимания являются не 'субъект' / 'объект' (тем более не 'автор' / 'интерпретатор'), а скорее 'здесь-бытие' / 'бытие' (Dasein / Sein), то Дильтей тоже выводит герменевтическую проблему за рамки столкновения двух субъективностей: выделяемая им понятийная пара есть 'жизнь' / 'жизнь'. Все зависит от того, как Дильтея прочесть. Дильтеевская категория 'жизнь' в известном смысле сродни хайдеггеровскому 'бытию': как Sein лишено смысла без Dasein, так и Leben артикулирует себя в Erleben (переживании), Ausdrueck (выражении) и Verstehen (понимании). Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что в поздних работах Дильтей вводит различие между Lebensausdrueck и Erlebnisausdrueck - 'выражением жизни' и 'выражением переживания'.

Герменевтические разработки Дильтея дали толчок т.н. 'духовно-исторической школе' в историко-культурных и историко-литературных исследованиях. Парадигмальными для нее стали Жизнь Шлейермахера (1870), История юного Гегеля (1905), Переживание и поэзия: Лессинг, Гёте, Новалис и Гёльдерлин (1906), Сила поэтического воображения и безумие (1886) и др.

В 1960-е годы нераскрытый потенциал дильтеевской герменевтики стал предметом размышлений О.Ф.Больнова, который, основываясь на работах Г.Миша и X.Липпса, показал продуктивность идей Дильтея в контексте современной логики и философии языка.

Однако актуальность Дильтея не исчерпывается только его ролью в истории герменевтики. Кассирер в эссе Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры (1945) называет Дильтея одной из важнейших фигур в 'истории философии человека', т.е. философской антропологии в широком смысле слова. Прямое и косвенное влияние Дильтея на философско-антропологическую мысль 20 в. велико. Так, под неявным воздействием Дильтея строится оппозиция 'духа' и 'жизни' в концепции М.Шелера - да и само понятие жизни, развиваемое Шелером в полемике с витализмом и натурализмом, очевидным образом восходит к Дильтею (а не, например, к Ницше). Тезис Гелена о культуре как сущностном выражении 'природы' человека, равно как и сама базовая идея Гелена о необходимости увязать изучение человека с изучением мира культуры (теория институтов), также имеют своим, хотя и неявным, истоком положения Дильтея. В качестве непосредственного продолжения философско-методологической программы Дильтея строит свою философскую антропологию Плесснер: последняя замышляется им как универсальное знание о человеке, преодолевающее дихотомию естественнонаучного и гуманитарного подходов. Наконец, Дильтея можно без особых преувеличений назвать родоначальником немецкой культурной антропологии. Если в англо-американской литературе этот термин обозначает совокупность чисто эмпирических дисциплин, то в немецкую научную традицию понятие 'культурная антропология' (Kulturanthropologie) ввел Ротхакер в одноименной книге 1942. Исходные положения данной книги определены кругом идей Дильтея.

Умер Дильтей в Зейсе близ Больцано (Австрия) 3 октября 1911.

Сочинения: Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. - В кн.: Новые идеи в философии. СПб, 1912. Сб. 1; Введение в науки о духе; Сила поэтического воображения. Начала поэтики. - В кн.: Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв. М., 1987; Описательная психология. СПб., 1996. Собрание сочинений в шести томах. М., 2000.

                                                                                          http://www.krugosvet.ru

Что могут дать человеку занятия танцами?
Танцы представляют собой свой индивидуальный мир, наполненный огромнейшим количеством тонкостей и правил
Мордовская школа высшего спортивного мастерства отмечает своё 10-ти летие
Мордовской Школе высшего спортивного мастерства исполнилось 10 лет со дня основания
Оборудование для маркировки товаров от компании Анжей
Все мы ежедневно выступаем в роли покупателей, приобретая самые необходимые вещи, такие как продукты питания
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Дильтей, Вильгельм
Дильтей Вильгельм - Сущность ...
Скачать бесплатно: Дильтей Вильгельм - Сущность философии / Перев. с нем. М.Е.Цельтера, без ...
Вильгельм Дильтей (1833-1911): Psychology OnLine.Net
Немецкий философ и историк культуры. Дильтея, наряду с Ницше, считают родоначальником так ...
Вильгельм Дильтей: ОПИСАТЕЛЬНАЯ ...
Вильгельм Дильтей ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Нумерация страниц по изданию: В. Дильтей.
Вильгельм Райх - Анализ личности (DOC ...
Дильтей Вильгельм - Описательная психология...скачать; Гриндер Джон и Бэндлер Ричард.
Классики психологии
Выготский Лев Семенович, Брейер Йозеф, Павлов Иван Петрович, Дильтей Вильгельм, Эриксон Эрик, Юм ...
Введение в науки о духе - Дильтей В ...
Дильтей В. Введение в науки о духе ... Вильгельм ДИЛЬТЕЙ (1833 - 1911) - немецкий философ и психолог ...




Это интересно
Мы любим тех, кто нас не любит, и губим тех, кто любит нас.
Поиск по словарю
Новости
Возьми на заметку!
Как Вы спите?
Оказывается, можно угадать характер человека по той позе, в которой он обычно спит. Изучение различных поз людей во время сна, позволило сделать вывод, что: - спящие на животе недовольны, как...
Словарь психолога
Ценностные ориентации
Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от...
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь