Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В. Дильтея 'наук о духе', основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие 'понимающей психологии'. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, 'Формы жизни' ('Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie', Halle, 1914, в рус. пер. (част.) Два вида психологии, в кн. 'Хрестоматия по истории психологии', М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности, в кн.: 'Психология личности. Тексты', М., 1982, с. 55-59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре 'объективного духа', и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение 'форм жизни'. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностейГ. Олпортом, П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: 'Psychologie des Jugendalters', Lpz., 1924, в рус. пер. (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб.: 'Педология юности', М.-Л., 1931. Литература.
Представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивации. О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека серьезными...