Психология на RIN.ru: Шпрангер Эдуард  - Известные психологи мира
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Шпрангер Эдуард

это может вам помочь Ванная комната - место релаксации Ванная комната - место релаксации

Шпрангер Эдуард

 Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена. Сторонник метода В. Дильтея 'наук о духе', основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях.   Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие 'понимающей психологии'. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, 'Формы жизни' ('Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie', Halle, 1914, в рус. пер. (част.) Два вида психологии, в кн. 'Хрестоматия по истории психологии', М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности, в кн.: 'Психология личности. Тексты', М., 1982, с. 55-59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры.   Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре 'объективного духа', и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение 'форм жизни'. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом, П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры.   Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: 'Psychologie des Jugendalters', Lpz., 1924, в рус. пер. (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб.: 'Педология юности', М.-Л., 1931. Литература.

                                                                                          http://www.stomed.ru

Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Шпрангер Эдуард
Познай себя - Портал о психологии
Шпрангер Эдуард: Шпильрейн Исаак: Штерн Уильям: Эббингауз Герман: Юнг Карл Густав: Ялом Ирвин
Шизофрения латентная ...
Шпрангер (Spranger) Эдуард; Шпрангер. Литература. Штерн (Stern) Вильям Луис; Штерринг (Storring) Густав
Шизофренический психоз ...
Шпрангер (Spranger) Эдуард; Шпрангер. Литература. Штерн (Stern) Вильям Луис; Штерринг (Storring) Густав
Юношеский возраст. О юношеском ...
Эдуард Шпрангер, последователь концепции персонологической ориентации, выявил главные ...
Blogger: User Profile: Елена Маркушина
... Роджер Пенроуз, Виктор Франкл, Теренц Дикан, Сьюзан Блэкмор, Эрих Фромм, Эдуард Шпрангер, Август ...
Психологический центр на ...
... отношения окружающих к подростку подчеркивал немецкий педагог и психолог Эдуард Шпрангер ...
Фролов Ю.А. (сост.). Психология ...
Эдуард Шпрангер. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Анна Фрейд. Психология Я и защитные ...
день рожденья звёзд, в этот день ...
Шпрангер Эдуард Шпрингер Аксель Шпрлак-Пук Ян Шрайбер Лив Шрайвер Мария Оуингс




Это интересно
Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.
П. С. Таранов
Поиск по словарю
Новости
Благодаря эмоциям есть вещи, которые нам 'нравятся' и есть вещи, которые нам 'не нравятся'. Но это еще не все, и это очень важно, - есть вещи, которые для нас, в каком-то смысле не существуют, так...
Словарь психолога
Холистический подход
Целостный подход, отвергающий отвлеченные начала.
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь