Загадывание и отгадывание загадок - любимое занятие многих детей. Загадки знакомят детей с окружающим их миром, расширяют кругозор ребят, тренируют находчивость и сообразительность, наблюдательность и память.
При отборе и использовании загадок важно знать, какие приемы зашифровки тех или иных слов или понятий в загадках применяются.
В загадке часто даются только признаки того или иного предмета, причем от того, сколько этих признаков приводится, в какой степени они раскрывают загаданный предмет, зависит простота или сложность загадки.
Очень много загадок построено на аллегориях. К ним относятся загадки, где действие или признак предмета сравниваются с таким же действием или схожим признаком другого предмета, в большинстве случаев с живым существом.
Чаще всего загадки задаются устно по списку, составленному им заранее. Тому, кто даст правильный ответ, засчитывается известное число очков (например, от 3 до 6, в зависимости от сложности загадки).
Победителем считается тот, кто наберет больше очков.
Иногда загадки пишутся на отдельных листках или карточках. Ребята по очереди вытягивают листочки и отгадывают те загадки, которые на них написаны. Листки должны возвращаться ведущему (или специально выделенному дежурному) вместе с устным ответом, на основании которого начисляются очки.
Загадки могут быть использованы и для изготовления настольных игр. Тексты загадок для этой игры пишутся на отдельных карточках, а рисунки, являющиеся ответом на эти загадки, помещаются в клетках больших карт (например, по шесть-девять рисунков на карте). Играют, как в обычное лото. Ведущий вытягивает карточки с загадками и читает их.
Играющие сообща отгадывают загадки, и тот, у кого на карте имеется рисунок с ответом на данную загадку, накрывает его карточкой. Выигрывает тот, кто закроет все рисунки первым на своей карте. Для изготовления игры можно применить вырубные или переводные картинки, которые имеются в продаже.
Для удобства использования мы разбили все загадки по темам. Этот подбор условный, и, конечно, ни перечень тем, ни тем более подбор загадок по этим темам ни в коем случае не претендуют на полноту.
56. Бьют меня палками, трут меня камнями, Жгут меня огнем, режут меня ножом. А зато меня так губят, что все меня любят.
57. Золотые горы растут в летнюю пору.
58. Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены. Ходит дом ходуном На стволе золотом.
59. Не море, не река, а волнуется.
60. Золотое решето Черных домиков полно. Сколько черненьких домков, Столько беленьких жильцов.
61. На поле родился, На заводе варился, На столе растворился.
62. Шли двое, остановились, один другого спрашивает: - Это черная? - Нет, это красная. - А почему она белая? - Потому, что зеленая. О чем они вели разговор?
63. Кафтан на мне зеленый, А сердце как кумач, На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч.
64. Без окон, без дверей, полна горница людей.
65. Кругла, да не луна, Зелена, да не дубрава, С хвостиком, да не мышь
66. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко.
67. Сижу на дереве, Кругла, как шар, Вкусна, как мед, Красна, как кровь.
68. Стоит дуб, полон круп, Пятачком покрыт.
69. Стоит старик над водой - трясет бородой.
70. Шапка набекрень, Спрятался за пень. Кто проходит близко, Кланяется низко.
Есть загадки, в которых ответ произносится хором, всеми присутствующими Они написаны в стихах, и слово, являющееся ответом на загадку, отнесено на конец последней строчки Его легко отгадать не только по смыслу задачи, но и по рифме.
Загадки с коллективным ответом особенно любят малыши. Им доставляет большое удовольствие сообща отгадывать и дружно, хором выкрикивать ответ.
Ем я уголь, пью я воду. Как напьюсь - прибавлю ходу. Везу обоз на сто колес И называюсь.. (паровоз)
Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое?. (самолет)
По волнам плывет отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? (пароход)
Чтоб тебя я повез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином, На копытца дай резину И тогда, поднявши пыль, Побежит (автомобиль)
На рояль я не похожий, Но педаль имею тоже Кто не трус и не трусиха Прокачу того я лихо У меня мотора нет Я зовусь (велосипед)
Кто далеко живет, Тот пешком не пойдет. Наш приятель тут как тут. Всех домчит он в пять минут. Эй, садись, не зевай, Отправляется (трамвай)
Два березовых коня По снегам несут меня Кони эти рыжи, И зовут их... (лыжи)
И в лесу мы и в болоте, Нас везде всегда найдете На поляне, на опушке Мы зеленые ... (лягушки)
Я в любую непогоду Уважаю очень воду Я от грязи берегусь, Чистоплотный, серый ... (гусь) ,
Вместо носа - пятачок, Вместо хвостика - крючок Голос мой визглив и звонок Я веселый... (поросенок)
Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю, Кто найдет мой длинный ход Сразу скажет - это... (крот)
Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (черепахи)
Огромная кошка мелькнет за стволами, Глаза золотые и уши с кистями. Но это не кошка, смотри, берегись, Идет на охоту коварная... (рысь)
Под корой сосны и ели Точит сложные тоннели, Только к дятлу на обед Попадает... (короед)
Летом много их бывает, А зимой все вымирают. Прыгают, жужжат над ухом, Как они зовутся?.. (мухи)
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей)
Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад-вперед по пашне вскачь, А зовется птица... (грач)
Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый... (скворец)
Схватил за щеки, кончик носа, Разрисовал окно без спросу: Не кто же это? Вот вопрос! Все это делает... (мороз)
Едва повеяло зимой, Они всегда с тобой. Согреют две сестрички, Зовут их... (рукавички)
Обогнать друг друга рады. Ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки Быстроходные... (коньки)
Красный кот Дерево грызет, Дерево грызет, Весело живет. А воды попьет, Зашипит, умрет. Ты его рукой не тронь - Этот красный кот... (огонь)
Загадки-шутки - особая разновидность загадок. Они основаны обычно на том, что внимание отгадывающего намеренно отвлекается от существа вопроса построением, формулировкой загадки, заставляют мысль работать в ином, неверном направлении.
Если в обычных загадках раскрываются признаки предметов или явлений, сходство их с другими, то в загадках-шутках вся суть в "ловушке" или в игре слов, слитном их произношении, перемещении логического ударения и т. п.
1. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?
2. Какой болезнью никто никогда на земле не болел?
3. Сколько яиц можно съесть натощак?
4. Когда руки бывают местоимениями?
5. Какими нотами можно измерить пространство?
6. На какой вопрос никто никогда не ответит "да"?
7. Из какой посуды нельзя ничего поесть?
8. Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее?
9. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан?
10. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту?
11. На что похожа половина яблока?
12. Из какого полотна нельзя сшить рубашки?
13. Какой месяц короче всех?
14. Что можно видеть закрытыми глазами?
15. Чем оканчиваются как день, так и ночь.
16. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, но в огороде втрое?
17. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?
18. На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север. - У тебя, - говорит первая ворона, - лапки в грязи. - А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле. Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят?
1. Я сам. 2. Морской. 3. Одно, второе будет уже не натощак. 4. Когда они вы-мы-ты. 5. Ми-ля-ми 6 Спящий на вопрос: "Вы спите?" 7. Из пустой 8. Подождать, пока она улетит. 9. Ни одной - их нужно вложить. 10. Подошва сапог. 11. На вторую половину. 12. Из железнодорожного. 13. Май-всего три буквы. 14. Сон. 15. Мягким знаком, 16. Буква "о". 17. На мокрое. 18. Они смотрят друг на друга. 19. По лестнице. 20. До середины, дальше он уже выбегает из леса. 21. Можно, когда она замерзнет
При снижении или полном выпадении функции щитовидной железы в организме происходит снижение содержания гормонов щитовидной железы, что приводит к заболеванию, которое называется гипотиреоз
Управление научением. Самостоятельная или с помощью учителя организация процесса научения. Цель обучения формирования знаний, умений, навыков. Нередко часть процесса обучения, результатом которого...