Вопросы, связанные с учебной мотивацией ребенка не могут не волновать родителей, т.к. они понимают, если ребенок желает овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса возрастает. При отсутствии потребности учиться возникают многие школьные трудности.
1. Какие различия в области познавательных интересов детей?Глубокий интерес к изучению какого - либо предмета в начальной школе встречается редко. Хорошо успевающих детей привлекают разные учебные предметы, их содержание. Характерна ситуативность. На разных уроках при изучении разного материала наблюдаются всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.У первоклассников надо развивать потребность в приобретении новых знаний, особенно у слабоуспевающих.Опрос первоклассников показал: отличники ценят учебное содержание и школьные правила "нравится русский язык, там интересно", "нравятся уроки", "надо, чтобы все были хорошие".Троечники и неуспевающие отвечали иначе: "нравится, что играем", "нравится, что в школе бывают выходные".
2. Какими способами можно развивать мотивацию ребенка?Это можно сделать, если:а) создать у ребенка ощущение продвижения вперед, переживание успехов в деятельности. Для этого надо правильно подбирать задания, которые он может сравнительно легко выполнить и получить заслуженную похвалу;б) использовать все возможности материала для того, чтобы заитересовать ребенка: ставя проблемы, создавая проблемные ситуации, активизируя самостоятельное мышление;в) организовать сотрудничество с ребенком, осуществляя взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценивание.
3. Мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем широкие социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получения образования и т.п. С какими особенностями развития личности это связано?Понятие долга для младшего школьника еще во многом абстрактно. Это далекая перспектива, как, например, поступление в высшее учебное заведение. А вот похвала, отметка - реальное. Чтобы получить высокую отметку, ученить готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить задание.
4. Большое значение в мотивации младших школьников занимают мотивы благополучия и престижа. Среди них первенствует мотив: "Хочу получать похвалы и хорошие отметки". Какие последствия могут быть в результате погони ученика за хорошими отметками?Наиболлее простой способ получения хороших отметок - это путь репродуктивной активности, дословного повторения услышанного от учителя, полное подражание его действиям. В результате снижается самостоятельная творческая активность ученика.Чтобы поднять в ранге поисковые творческие усилия, а не только репродуктивные, необходимо найти форму фиксации творческих находок ученика.
5. Какая должна быть оценочная стимуляция ребенка?Только положительная! Категорически надо запретить себе (взрослому) всякие упреки. Только: "Забыл? Вспомни", "Не волнуйся - посмотри еще раз на условие задачи".Даже, если хвалить казалось бы, не за что, надо найти основание для доброго слова. Задача родителей - поддержать самостоятельность ребенка и желание самому добиться результата.
6. В качестве мотива учебной деятельности может быть установка. Одно дело на успех во что бы то ни стало, а может быть, установка на избежание неудачи, не получить двойку. Как будет осуществляться учебная деятельность и развитие личности ученика в зависимости от установок? Учащиеся с установкой на успех при всех ситуациях, что бы ни случилось, ни за что не сдадутся. Тогда как ученик, старающийся избегать неудач, хорошо учиться не будет и в будущем больших профессиональных успехов не добьется.В заключение необходимо отметить, что ребенок включается в деятельность только тогда, когда ему ясен "личностный смысл" задания, когда у него есть определенная потребность для его выполнения.Спрашивается, почему ребенок должен хотеть учиться, а не играть в какую - либо игру? Должна быть соответствующая потребность, о которой обычно говорят языком мотива. Мотивами могут быть интересы, цели, установки и сама потребность.Даже навязанная деятельность может быть мотивирована. Чем? Желанием получить одобрение, избежать наказания, самоутвердиться и т.д. Родители должны знать потребности ребенка общечеловеческие, возрастные,половые и др., чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания.
В статье использована информация следующих изданий: "Почему учиться трудно?" М. Безруких, С. Ефимова, Б. Круглов; "Младший школьник. Как помочь ему учиться." Б.С. Волков; журналы "Здоровье от природы", "Обучение и карьера".
Всем, кому интересны игровые автоматы с их потенциалом, а также неожиданными сюжетами и забавными мультимедийными персонажами, наш портал предлагает стать знатоком лучших видео слотов
Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери...
Раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и...