это может вам помочьДиплом в Виннице: стоит ли покупать? Покупка дипломов – это приобретение документов о получении вами среднего или высшего образования
Детский сад и ребенок с СДВГ
Часть 1. НУЖЕН ЛИ ДЕТСКИЙ САД РЕБЁНКУ С СДВГ?
Глава 1. Не так страшен чёрт:
Детский сад - одна из любимых 'страшилок' молодых мам. Задаёте вопрос на детской площадке, и вам в красочных подробностях расскажут, как в садиках детей специально простужают, жестоко наказывают, унижают. Бывалые мамочки с удовольствием поведают о диких истериках на пороге садика и постоянных поборах.
Я тоже наслушалась в своё время всяких ужасов, и мне не хотелось отдавать ребёнка в детский сад. Особенно учитывая его диагноз - СДВГ. Но когда сыну исполнилось 2,5 года, стало ясно, что нам остаётся уповать только на помощь садика.
Осознав это, я посвятила немало времени на поиски материалов, как правильно выбрать садик и адаптировать к нему ребёнка. Увы, специальной информации, адресованной родителям детей с СДВГ, практически не было. Большинство интернетовских и журнальных статей сыграли, как ни странно, плохую службу. Как я выяснила, они весьма оторваны от действительности регионального быта и совершенно не учитывают проблемы гиперактивных малышей.
Проанализировав литературу и опыт знакомых (28 детей, из них 7 с диагнозом СДВГ или ММД), я разработала своеобразную 'Операцию Детский Сад', которая удалась на славу. Опыт показывает, что ребёнок с СДВГ может легко вписаться в коллектив детского садика, и что, в определённом смысле, ребёнку с СДВГ садик идёт на пользу. Позже разработанная мной схема использовалась несколькими семьями (около полутора десятков детей), причём только в одном случае наблюдалась некоторые проблемы. Это даёт мне основание утверждать, что разработанная схема может применяться в российских регионах родителями как детей с СДВГ, так и обычных малышей, для определения и адаптации ребёнка к детскому саду. Наверное, стремясь всё предусмотреть, я подошла к проблеме подготовки и адаптации серьёзнее, чем это делают, как правило, родители.
Я надеюсь, что никто не будет применять мои советы бездумно, а каждая мама трансформирует их относительно нужд и особенностей своего малыша. Ведь понятно, что дети индивидуальны, одним родителям приходится обращать больше внимания на один аспект, другим - на другой.
Я не стану обсуждать, что предпочтительнее: детский сад, няня, бабушки или мама. Конечно, такую нежность и заботу, как от мамы, ребёнок не встретит нигде. И я абсолютно уверена, что излишне ранняя социализация принесёт скорее вред, чем пользу. Но некоторые мамы настолько устают от проказ СДВГ-детишек, что начинают срываться на них даже без повода. И я уверена, что полное самопожертвование, близкое к самобичеванию, которое заставляет порой мам гиперактивных детей приносить себя в жертву, не приводит ни к чему хорошему. Прежде всего - для самого ребёнка, так как нельзя ему демонстрировать, что ради него мама готова бросить всё и вся.
Любвеобильные бабушки, которым отдают малышей, часто настолько балуют внуков, что ребёнок окончательно распоясывается. А оставлять гиперактивного сорванца с прабабушкой опасно для жизни окружающих и самого ребёнка. Потому что прабабушка не сможет догнать ребёнка, весело мчащегося через дорогу наперерез транспорту или весело скакать по сугробам, таща за собой санки.
Найти няню, которая готова терпеть выходки гиперактивного ребёнка за небольшую плату, вам не удастся. Или же ваши няни будут меняться быстрее ветра.
Но бывает, что мама и не хочет работать, а мечтает провести всю жизнь, пестуя единственного сыночка (дочку), бабушка готова день и ночь следить за малышом, а найденная няня является профессиональным психологом и становится для ребёнка бабушкой. Каждая ситуация индивидуальна, повторюсь. Но мы возьмём за предпосылку, что вам пора выходить на работу, и кроме как в детский сад, вам некуда определить малыша. Возникают вопросы: не противопоказано ли ребёнку с СДВГ посещение садика, какой детский сад нужен проблемному малышу, как подготовить ребёнка к посещению садика, чтобы адаптация произошла быстро и без отрицательных последствий для психики. Именно на эти вопросы я и постараюсь ответить.
Глава 2. Есть ли плюсы в том, чтобы ребёнок с СДВГ ходил в детский сад?
Рассмотрим те плюсы, которые имеются в посещении ребёнком с СДВГ детского садика.
Во-первых, от ребёнка с СДВГ родители, как правило, быстро устают. Выдержать тот темп активности, который присущ таким малышам, долгое время почти невозможно. Мама чувствует, что вся её жизнь как будто закончилась, перейдя в область постоянного жертвования ради малыша. Дом похож на постоянное поле битвы с разбросанными по всем комнатам игрушками, книжками и крошками от печенья. Времени заняться своей внешностью или, скажем, просто отдохнуть нет, так как стоит маме хоть на минуту ослабить контроль, ребёнок срывается. Как обучить ребёнка элементарной дисциплине, непонятно, так как мама тоже человек и, устав от постоянной беготни, вылавливания ребёнка из шкафов и запихивания в него пищи, мама со временем начинает идти по методу наименьшего сопротивления и давать ребёнку излишнее количество свободы. И это аукается в школе, где царит твёрдый распорядок и большое количество ограничений.
Детский сад позволяет ещё в совсем юном возрасте приучить малыша к единым правилам. Обычно дети с СДВГ в детском садике нормализуют свой режим питания (испытано, в том числе на личном опыте). В домашней обстановке редко у какой мамы хватает воли не позволить малышу перекусить, когда он просит. В садике же малышу быстро объясняют, что если ты не позавтракал вовремя, терпи до обеда, отдельно никто кормить тебя не будет. Именно садик приучает малыша к строгому распорядку дня, который так сложно соблюдать дома. Именно садик приучает ребёнка к обязательным утренним развивающим занятиям и правилам поведения на них, что очень важно для школы. Собранные мною данные позволяют судить, что те дети, которые ходили хотя бы года два в садик до школы, легче воспринимают школьный распорядок и дисциплинарные ограничения.
Второй плюс садика - в некотором облегчении жизни самих родителей. Обычно дети с СДВГ быстро включаются в бурные детсадовские игры, поэтому приходят домой, выбросив большую часть энергии. Конечно, соскучившись, они все равно заставят Вас поиграть в лошадок и догонялки, погонять машинки или сыграть раз двадцать в прятки. Но делать это только три-четыре часа в сутки несколько проще, чем 10-12. К тому же за день вы успеваете тоже соскучиться, поэтому шалости малыша воспринимаются проще.
Третий плюс - мама, устав от постоянного героизма на домашнем фронте, получает возможность самореализации на работе. Если её домашние подвиги никто никогда не оценит по принципу 'у всех были дети', то теперь у женщины повышается самооценка, а это всегда положительно сказывается на семейной атмосфере. Иначе, если вся жизнь заключается только в преодолении с титаническими усилиями проблем в воспитании ребёнка, появляется соблазн попрекать ребёнка тем, что вы всю жизнь на него потратили, а он вам недостаточно благодарен за это.
Четвёртый плюс - детей с СДВГдетский садик учит, как себя правильно вести в коллективе. Уставшей маме трудно претворять в жизнь единую политику. Особенно опасно, если мама доверяет ребёнка родственникам, которые не придерживаются единой схемы воспитания. Гиперактивному ребёнку трудно приспособиться к ситуации, когда в разных домах царит различный распорядок дня, разная система ценностей и приоритетов, когда требования бабушки отличаются от требований родителей. Детский сад имеет усреднённое представление о воспитании и прививает общепринятые нормы поведения. Скажем, дети с СДВГ отличаются большой сообразительностью и часто 'шантажируют' маму, добиваясь своего истериками в публичных местах. В садике дети мгновенно понимают, что закатывать истерики с катанием по полу не стоит, так как окружающие реагируют весьма спокойно, не утешают и не мечутся вокруг. Так ребёнок быстро приучается следить за проявлениями своего негодования.
Пятый плюс - преодоление стандартного набора детских болячек в раннем возрасте. Считается, что детсадовские дети болеют чаще, так как они обмениваются, примитивно говоря, бактериями друг друга. Должна отметить, что это не всегда так. Скажем, мой сын за первый год садика болел только два раза: ветрянку он принёс из садика, а вот гриппом он заразился от папы. В то же время племянник, сидящий дома с мамой, имел 3 простуды и 1 пневмонию. А дочка подруги, находящаяся под присмотром няни, переболела и ветрянкой, и свинкой, и бронхитом, и даже лечилась от глистов. Но даже если ваше дитё цепляет на себя абсолютно все болячки, лучше преодолеть этот этап в детском садике, чем в младшей школе, пропуская занятия и отставая по предметам.
Официальная статистика демонстрирует, что детсадовские дети легче адаптируются к школе и меньше пропускают в младших классах. Также способствует быстрой адаптации к школе то, что часто в один и тот же класс приходит несколько детей из одной и той же группы садика.
Шестой плюс - в садике с детьми занимаются. Плохо ли, хорошо ли, но их готовят в школе. Внимательный педагог дошкольного учреждения может вам заранее подсказать, где именно слабые места вашего малыша. И вы сможете принять адекватные меры заранее, а не тогда, когда ваш сын или дочка провалятся при тестировании перед школой. Причём часто у садиков есть договорённость с какой-то школой, что снимает часть проблем при переходе в школу.
Возможные минусы:
Могут попасться невнимательные, даже грубые, воспитатели. Стрессовые ситуации в детском саду, если их во время не нейтрализовать, могут привести к ухудшению состояния нервной системы малыша. Детский сад может задавить индивидуальность вашего малыша. Именно в детском саду ваш ребёнок научится матерным словам, а также драться и обзываться.
Но эти минусы легко сгладить, о чём мы поговорим позже. Вкратце уточню, что если у вас возникла конфликтная ситуация в детском саду, вы можете достаточно быстро перевести ребёнка в другой. Скакать же из школы в школу будет гораздо сложнее, и главное, это отрицательно скажется на обучении. Мнение о воспитательных мерах в детском саду могут не соответствовать вашим, и если с няней можно договориться об основных моментах, то в детском саду навстречу могут и не пойти. Выход в такой ситуации только один - заранее выяснить требования садика, в особенности, каким образом происходит наказание провинившегося, кормят ли ребёнка насильно, если он не хочет есть, заставляют ли спать, если ребёнок уже отказался от дневного сна. Драться и обзываться ваш ребёнок все равно научится. И лучше, чтобы он подошёл к школе, уже умея себя защитить. А насчёт матерных слов - выбирайте не только сам садик, но и группу, в которой будет находиться ребёнок.
Представим, что вы определились, и ребёнок пойдёт-таки в садик.
Следующий вопрос - с какого возраста?
Глава 3. Когда ребёнку с СДВГ можно идти в детский сад?
Тут однозначного ответа нет. Надо оценить индивидуальные особенности развития ребёнка и обязательно посоветоваться с психологом. В идеальном варианте врач определяет, готов ли ребёнок с СДВГ к посещению дошкольного учреждения.
Если же выхода нет, и вам в обязательном порядке приходится выходить на работу, когда малышу (малышке) исполнится три года, советую наметить начало посещения садика с 2 лет и 8 месяцев. Частные садики могут взять ребёнка и раньше, но по стандарту ребёнка до 2 лет 8-10 месяцев определят в ясли. Обычно дети с СДВГ в малышковом возрасте благодаря своей любознательности и активности весьма развитые, поэтому по сравнению с обычными крохами поведенческие отклонения ребёнка с СДВГ слишком явно привлекают внимание. А вот в группе с более старшими детьми ребёнок с СДВГ смотрится на равных.
Исключение составляют застенчивые некоммуникабельные дети с СДВГ. Для них попасть в сплочённый коллектив детишек может стать испытанием для нервной системы. Тогда, конечно, лучше отдать в ясельную группу, где коллективных игр ещё нет, и где застенчивого малыша никто не будет тормошить и звать в общие игры.
Стоит ли беспокоиться, что ребёнок многого не умеет? В принципе, садик приучает к самостоятельности. Я в этом тоже сомневалась, так как мой сын шёл в садик, многого не умея. Но, как и уверяли меня врачи и воспитательницы, ребёнок втягивается быстро, и уже через месяц сын свободно пользовался унитазом, хотя раньше признавал только горшок.
Во многом несамостоятельными дети становятся по вине родителей. Признайте, вам некогда ждать, пока полчаса дитё размазывает кашу по тарелке. И вам не хочется отмывать всю кухню после его обеда. Гораздо проще накормить ребёнка из ложечки: быстро и чисто. В садике никто не станет терять полчаса на уговаривание 'ну, за папу, за маму, за кошку Мурку', и уж, точно, никто не станет лично вашего ребёнка кормить с ложки, когда рядом ещё пятнадцать детей. Уже через неделю ребёнок будет не хуже других управляться с ложкой.
Единственное, что может отодвинуть начало садиковской эпопеи, это если ребёнок отстаёт в речевом развитии. Желательно, чтобы малыш умел объясниться хотя бы на минимальном уровне: сказать, что он хочет в туалет, попросить попить, хотя бы на уровне простых корявых слов рассказать вам, что его обидели.
Приведу печальный пример. Наиля отдали в садик в два года 10 месяцев, когда он ещё плохо говорил. Спустя месяца полтора Наиль начал закатывать неконтролируемые истерики на пороге садика. Объяснить, что случилось, Наиль не мог, а воспитательница говорила, что это - нормальная реакция в процессе адаптации к садику. Родители забеспокоились, только когда у трёхлетнего ребёнка случился обморок во время истерики. Оказалось, что, воспитанный по радикальным мусульманским обычаям, Наиль был не готов к самообслуживанию. Он категорически не хотел сам снимать штанишки после прогулки, не хотел сам принести себе стульчик и т.д. Дома всё за него делала мама и старшие сёстры. Воспитательница, не зная особенностей семейного воспитания, считала, что мальчик просто упрямится, и часто его наказывала. Однажды, в качестве меры воздействия, она его : заперла на несколько минут без света в туалете! Мальчик испытал сильный стресс, но так как объяснить родителям он ничего не мог, ситуация только ухудшилась. Выяснив с помощью психолога причину, родители были вынуждены и запоздало объясняться с воспитательницей, и восстанавливать нервную систему и без того не совсем здорового ребёнка. Увы, с тех пор в садик отдать Наиля так и не удалось.
О сезоне, когда лучше начинать ходить, судить трудно. Одни говорят, что лучше осенью, так как с лета ребёнок набирается витаминов. Другие - что отдавать в зиму - обрекать на вечные ОРЗ. Третьи ратуют за апрель, когда уже не надо надевать на малыша много одежды. Но их противники указывают на авитаминоз и отключаемое отопление. Решайте сами. Скажу точно одно: не стоит начинать ходить в садик под Новый год. Дети не успевают привыкнуть к садику - тут масса выходных и праздников. К тому же новогодние дни (в России) - это дни подготовки к новогодним утренникам, покупки подарков, украшения дома. Ребёнок получает слишком большое количество впечатлений. Для ребёнка с СДВГ такой коктейль эмоций нежелателен.
Когда надо начинать подыскивать детский сад? Лучше всего озаботиться этим где-то за год, минимум - за полгода, так как в очень хорошие садики существует предварительная запись за год до начала посещения. При этом учтите, чем старше ребёнок, тем сложнее записать его в садик. Набрав полную группу трёхлеток, детский сад ведёт её до школы, поэтому принимать дополнительных детишек просто не может. Поэтому лучший возраст с точки зрения наличия мест - около трёх лет. Идеально - записаться сразу в несколько садиков, чтобы подстраховаться, так как в садиках, бывает, неожиданно поднимают плату, их закрывают на трёх-четырёхмесячный ремонт, расформировывают и т.д. Отказаться вы всегда успеете.
Часть 2. ВЫБОР САДИКА ДЛЯ РЕБЁНКА С СДВГ.
Глава 4. Критерии выбора детского сада.
Выбрать садик - не поле перейти. Причём когда дело касается ребёнка с СДВГ, этот выбор должен быть осуществлён максимально внимательно.
Во-первых, определитесь с требованиями.
Записывать ли ребёнка в специализированный неврологический садик? Однозначно, нет. Сходите в группу для детей с неврологическими отклонениями, после этого вы со мной согласитесь. Там, как правило, около половины детей имеют задержку в развитии. Ваш ребёнок импульсивен, неорганизован, активен, но с интеллектом у него всё в норме. К тому же, автоматически он начнёт перенимать деструктивную манеру поведения больных детей.
Идти ли в группу для детей с СДВГ? В России - нет. Методы и технологии работы с такими детьми в нашей стране пока ещё в состоянии разработки, поэтому не делайте из вашего ребёнка подопытного кролика. И даже если вам повезёт попасть к хорошим специалистам в садике, в России специальных школьных классов для детей с СДВГ не существует. Пусть ребёнок сразу вписывается в общие правила.
Говорить ли при записи, что у вашего ребёнка СДВГ? Однозначно, нет.
Может, в Москве или элитном частном садике это и не имеет значение. Лично я проверила: стоит упомянуть о СДВГ в обычном муниципальном или ведомственном ДОУ, сразу дают от ворот поворот. Причём всюду прикрываются вежливыми причинами: переполнено, вы поздно обратились, у вас другой район прописки: И только в одном месте мне честно сказали: 'мы не можем обеспечить вашему ребёнку достаточное внимание. У нас в группе 25 детей, а ребёнок с СДВГ заставляет нас весь день следить только за ним. Другие родители протестуют'. Войдите в положение заведующей детского сада: зачем брать в свой садик ребёнка, который, изначально ясно, будет доставлять массу проблем?
Поэтому заранее заручитесь поддержкой вашего педиатра, чтобы в медицинской карте вашего малыша не числилась гиперактивность. Не бойтесь, если при приёме в садик приходится пройти собеседование у психолога, прикреплённого к садику. По одному посещению никто не определит, что у вашего крохи СДВГ, к тому же многие вполне здоровые дети ведут себя неадекватно на первом приёме у незнакомого врача. Если же вы уверены, что ребёнок может выкинуть что-то невообразимое, шепните психологу, только войдя в кабинет, что перед садиком пришлось сделать массу прививок, и теперь ваш сын (дочка) боится любого врача, отчего и буянит.
Какие критерии предъявлять садику, вы должны определить лично.
Я составила анкету, с которой обходила все садики. На меня смотрели, как на ненормальную, когда я отмечала плюсиками и галочкими интересующие меня моменты. Зато я уверена, что я ничего не упустила и не забыла. Ниже привожу её усечённый вариант. Понятно, что многие пункты для вас могут быть несущественными. Например, мне было нужно, чтобы садик был рядом с домом, так как у меня нет машины и времени, чтобы возить далеко. У меня были строгие ограничения по оплате из-за нестабильного финансового положения. Но имеются требования, которые должны быть общими, когда в садик определяют ребёнка с СДВГ.
Главное - чтобы в группе не было большого количества человек (идеально - 15 по записи, тогда реально будет ходить 11-12). В большой группе ребёнок с СДВГ недополучает внимания и, главное, за ним будет трудно уследить. По этому же принципу проследите, чтобы дворик садика был закрытый со всех сторон. Вашему ребёнку не подойдёт решётчатый заборчик, который можно легко использовать как лесенку. Уверяю Вас, именно Ваше дитя перелезет или будет постоянно пытаться это сделать с риском для жизни. Идеально - частокол или бетонная ограда без лазов и щелей. Кстати, это ещё предохраняет участок садика от вечерних визитов подгулявшей молодёжи, после которых на территории садика могут валяться бутылки, окурки и, упаси Боже, даже шприцы.
Никаких строек рядом, сараев на территории дворика для прогулок. Именно Ваше дитя полезет из любопытства проверить, а что там лежит. Проверьте, чтобы ребёнок не мог самостоятельно открыть дверь в садике и, тем более, ворота из дворика на улицу. Моя подруга-воспитательница детсада рассказывала, что из её садика несколько раз дети просто уходили! Кстати, именно поэтому посмотрите, чтобы на детской площадке садика не было укромных местечек, иначе воспитательница может просто не заметить, что с вашим ребёнком что-то случилось.
Желательно, чтобы все тренажёры на детской площадке были исправными и находились не на асфальте, а на земле или песке (безопаснее при падениях). И лучше не отдавайте в тот садик, где есть действующие качели и горки. Именно эти тренажёры наиболее травматичны. С горок дети, перегибаясь, падают (я это познала на собственном опыте. Я, мать, стоявшая рядом, просто не успела поймать своего малыша! А чего ждать от воспитательницы, которая должна уследить за 15, а то и двадцатью сорванцами?!) Качели же, увы, часто дают по голове зазевавшимся малышам.
К сожалению, в провинциях садики часто находятся в старых домах, где проводка оставляет желать лучшего. Поэтому для безопасности вашего чада убедитесь, что внутри садика все розетки находятся вне зоны досягаемости детей, что проводка нигде не торчит оголёнными проводами, а книжные шкафы и полки или прикручены к стенам, или настолько массивны, что их нельзя обвалить (выберите момент и качните шкафчик).
Желательно, чтобы в садике была постоянно медсестра. Увы, именно дети с СДВГ постоянно ранятся, ушибаются, получают синяки, царапины, а порой и серьезные травмы. Если ни врача, ни сестры на постоянной основе нет, надо заранее выяснить, куда звонят в случае ЧП. Если в поликлинику в двух кварталах - то ничего страшного, но если в скорую помощь, то лучше поискать другой садик. Как сейчас приезжает скорая, мы проверяли на опыте нашей семьи трижды. Самый быстрый результат - через 20 минут, самый долгий - час десять. Кстати, если нет медсестры, узнайте, кто будет выдавать вашему ребёнку лекарства, если их пропишет врач? Ведь некоторые лекарства требуют соблюдения временного режима приёма.
Не гоняйтесь за особым рационом питания, я знаю пример, когда в элитном садике детишки отравились творогом. Главное, чтобы соблюдались нормы, предписанные Министерством. Но если у вас имеются аллергические реакции или специфические вкусовые пристрастия, обязательно предупредите о них в садике. Узнайте, смогут ли там учесть ваши пожелания. Скажем, у моего сына даже внешний вид молока вызывает отрицательную реакцию, вплоть до истерики. Поэтому я искала садик, где смогут молоко заменять компотом.
Сейчас многие садики, пытаясь не ударить в грязь лицом, делают специфический дизайн комнат: яркие картины, куча методических пособий на стенах, масса ярких игрушек, обои в ярких зверей, на полу - разноцветный палас. Для ребёнка с СДВГ нежелательно большое количество внешний раздражителей, поэтому такой попугаистый дизайн будет только возбуждать ребенка с СДВГ. Вашей деточке желательны спокойные оттенки обоев и ковра, незначительное количество ярких пятен в виде плакатов и картин на стенах.
Всё остальное - общие требования, которые желательны и для самого обычного ребёнка при поиске потенциального садика. Обратите внимание на воспитательниц, поговорите с ними. Может, после общения с какой-то из них вам не захочется доверять ей своего малыша. Очень многое даёт первый приём у заведующей. Если её кабинет демонстрирует достижения евродизайна, а весь садик ужасен - лучше откажитесь от такого садика. В нём деньги распределяются не по целевому назначению. В одном садике, при первом же визите зам.заведующей задумчиво сказала мне прямо в лицо: 'Что бы мне с Вас поиметь:' Я вышла, даже не попрощавшись. Думаю, ясно почему.
Муниципальный ли, ведомственный или частный садик, скажу честно - без разницы. Есть потрясающие муниципальные садики и ужасающие частные. Если для вас важна сумма оплаты, то будьте внимательны. Например, садик без вступительного денежного взноса может включить в список обязательных для посещения садика вещей телевизор или ковёр. Может оказаться, что все преимущества, что вам нахваливали до поступления, вроде бассейна или английского языка, оплачиваются дополнительно.
Выбирая муниципальный садик, насторожитесь, если с вас требуют вступительный взнос. Это незаконно. Если родители ребёнка работают в бюджетных организациях на невысоких должностях (не мэры и не прокуроры области), то лучше, чтобы один из родителей достал фальшивую справку о том, что он работает служащим среднего звена в коммерческом учреждении. Платить придётся немногим больше (не 20% стоимости, а 40%), но к вам будет меньше претензий. Детей бюджетников при первых же проблемах дисциплинарного характера могут выгнать, так как такие дети невыгодны садику по финансовым соображениям. В моём родном городе с 1993 по 2003 годы количество детских садов сократилось на 32% (с учётом открытых новых элитных и специализированных садов). Садики переполнены, и на вакантное место заведующая всегда предпочтёт взять ребёнка из не льготной группы оплаты. Не стоит позиционироваться и как 'новые русские', тогда жалобы на вашего ребёнка будут бесконечны, а вы будете улаживать конфликты из своего кармана.
В провинциальных детских садах следует, увы, узнавать некоторые нетипичные для центральных районов особенности. Например, разрешается ли принести свой горшок, если ребёнок не умеет писать в унитаз. По санитарным нормам дети должны или пользоваться унитазом (со специальными клеёнчатыми подкладками), или особыми одобренными горшками (эдакие эмалированные чудовища, неудобные и холодные). Эту проблему легко решить, сказав приблизительно так: 'Моя дочка боится унитаза до истерик, а на чужой горшочек она не сядет, можно ли нам принести свой горшок из дома. Иначе, ох, мне так неудобно, но Вам придётся её постоянно переодевать'.
Ещё один момент - процедура писания, простите за терминологию. Ребёнок с СДВГ часто заигрывается, не может оторваться от игры для того, чтобы сходить в туалет. Поэтому у детей с СДВГ горшочный навык формируется поздно. Но, вместе с тем, писать за компанию дитё с СДВГ тоже не станет. Скорее, он начнёт играть, отвлекаясь на соседних детишек. И уже выйдя вместе со всеми из туалета, он вспомнит, что не пописал. Поэтому желательно, чтобы туалет был открыт постоянно (увы, часто в садиках практикуют писание по режиму) и чтобы горшок был доступен. А воспитателя предупредите, чтобы Вашему малышу напоминали о туалете.
Надо узнать, как часто отключают воду и свет, вовремя ли дают тепло. Надо узнать, сколько дней 'каникул' положено вашему ребёнку, потому что в некоторых садиках из 75 прописанных дней вычитают дни прогулов без справок. Хотя официально садики работают с 7 утра, реально воспитатели провинциальных садиков появляются на работе только около восьми. Подумайте, как вы выйдете из ситуации, если начинаете работать рано. Узнайте, что будет с ребёнком, если в укороченный день Вас не отпустят с работы пораньше. Но это уже общее и для детей без СДВГ. На эту тему почитайте на любом сайте для обычных деточек.
Часть 3. ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДИКУ
Глава 5. Меняем привычную жизнь.
Подготовку желательно начать с того момента, когда вы потенциально уже наметили тот садик (несколько садиков), в который пойдёте.
Первое - надо узнать простейшие требования выбранного детского сада: режим и правила питания. Ваша задача - начать переводить на новый режим не меньше, чем за три месяца. Идеально - за полгода до дня ИКС, потому что именно привычный чёткий распорядок дня поможет вашему буйному малышу быстрее влиться в коллектив.
Вы должны не только приучить его ложиться и вставать в нужное время, но и приучить, скажем, к тому, что после завтрака вместо буйной беготни следуют небольшие занятия. Для ребёнка 3-4 лет - это три занятия по десять-пятнадцать минут. Старшая группа - пятнадцать-двадцать минут. Ребёнку с СДВГ просто невозможно просидеть без движения сорок минут, поэтому вы должны заранее научить его частично снимать напряжение. Например, пока вы убираете краски и достаёте пластилин, ребёнок может встать и несколько раз как зайка попрыгать на месте. Но убегать нельзя.
Нововведения производятся постепенно. Нельзя однажды, встав по утру, ставить ребёнка перед фактом, что с сегодняшнего дня весь ваш уклад жизни кардинально меняется. Избегайте фанатизма - не требуйте от малыша военной выправки, когда нарушение режима больше чем на пять минут - уже смертельно. Расхождение на десять-пятнадцать минут несущественно. В выходные старайтесь соблюдать тот же режим. Учтите, что даже если вам захочется поспать в выходные, когда ребёнку не надо идти в садик, а вам на работу - нельзя нарушать распорядок дня больше, чем на пятнадцать-двадцать минут. Исключение - время долгих новогодних праздников и болезней. У ребёнка, в отличие от взрослого, ещё нет чувства ответственности, заставляющего вставать и идти на работу, независимо от реальной продолжительности сна в предыдущую ночь. Поэтому сдвиги режима сбивают биологические часы, что нежелательно.
Если ребёнку уже лет пять-шесть, тогда некоторые послабления режима возможны, так как в этом возрасте ребёнок уже проще приспосабливается к режимным колебаниям. Хотя и тогда, учитывая диагноз, отклонения в режиме не желательны.
Если Ваш ребёнок уже отказался от дневного сна, то придётся объяснить, что он может не спать, но обязан полтора - два часа находиться в кровати без права вылезать. Чтобы ребёнок не скучал, разрешите ему брать в постель одну-две игрушки и тихо играть. Предупреждаю, приучить к этому непросто. Если ваш кроха не спит днём, советую заранее оговорить с заведующей и воспитательницами, чтобы они разрешали ему брать в постель игрушку. Лучше, если это будет домашняя игрушка. Учтите, что по санитарным правилам в детских садах запрещено держать мягкие игрушки, так как их нельзя обработать хлорным составом для стерилизации. И разрешить вам или нет принести из дома любимого мишку - дело доброй воли воспитательницы.
Следующие момент - приучение к приблизительному набору блюд. Юлина свекровь работала в частных яслях-саде, куда и упросила взять своих внучек-близняшек. Юля была поражена, что девочки наотрез отказывались есть в саду, хотя готовили там великолепно. Столкнувшись с незнакомой ранее пищей (бутерброды с лососем, творожная паста с орехами, киви и персики), девочки боялись это есть.
Если вы сторонник национальной кухни или по религиозным соображениям имеете определённые правила, то требовать того же от обычного садика вы не можете. Обращайтесь, пожалуйста, в специализированный (например, в моём провинциальном городе и то работают несколько мусульманских, один православный и даже еврейский детский сад). Единственное послабление, когда детский сад обязан учесть особенности меню - предписания врачей. В таком случае такую особенность питания необходимо внести в договор. И будьте готовы, что вас могут попросить самим приносить некоторые блюда, как например, было у нас в период диеты после ацетонемического криза.
Конечно, в частном садике вам могут даже предложить меню на выбор, но это редкость. Если вы точно знаете, что у ребёнка определённые блюда вызовут резкое отвращение, внесите эти блюда в список запрещённого врачом. Тогда не придётся извиняться перед воспитателями по поводу того, что ваш ребёнок устроил истерику по поводу ненавистной манной каши в его тарелке. Мой сын, например, категорически не хочет употреблять молочные продукты. Поэтому мы заранее оговорили, что вместо молока ему выдают компот или обычную воду.
Если ребёнок многого не умеет, это не означает, что он не готов к посещению садика. Но если он уже большой, а не умеет элементарных вещей, дети в садике могут его дразнить. И если воспитательница не обратит на это вовремя внимание, реакция СДВГ-ребёнка может быть бурной. Так что, отказаться от посещения детского сада, если ребёнок что-то не умеет делать? Совсем даже не так!
К сожалению, устав от бесконечных проблем с гиперактивным чадом, мамы идут на большое количество уступок, даже если понимают где-то внутри, что это неправильно. Такая модель воспитания не способствует успокоению ребёнка, а только отсрочит неизбежный этап взросления. Подумайте, может, вместо того, чтобы говорить, что ваш пятилетний сын ничего не может, поэтому он не пойдёт в детский сад, надо его научить? Или же в школе вы тоже будете ему завязывать шнурки, надевать на царственно протянутую ногу носок, собирать за него его портфель?
Проблема с питанием - самая распространённая. Во-первых, дети с СДВГ часто в течение долгого периода могут обходиться без еды, так как чувство голода у них возникает с некоторым опозданием. Во-вторых, мамы под давлением бабушек стараются накормить хоть чем-то разборчивого кроху и готовят такие разносолы на выбор, что ребёнок в конце концов начинает относиться к еде весьма придирчиво: 'Съел ложку супа - больше не буду: ну ладно, съем ещё ложечку, если меня мама покормит: А теперь хочу хлеба. Нет, горбушку. И колбаску. Больше не хочу, теперь дайте пирожок. Как это, нет пирожка? Хочу пирожо-о-о-о-ок! А-а-а, дайте пирожо-о-о-ок! Я откусил один раз, а больше не буду, потому что он не сладкий. А теперь хочу чая с сахаром. Размешай сахар! И конфетку дай. И вафельку:' В результате перед ребёнком гора понадкусанного, а мама мечется между холодильником и столом, что явно нравится ребёнку. Причём если ребёнок не поел во время, то уже через час мама с надеждой будет спрашивать, не проголодался ли её малыш и, услышав согласие, понесётся подавать новые вкусные кусочки. Однако за столом история повторяется: это - не буду, это - только надкушу, это - не надо, этим - покорми меня сама.
В детском саду ребёнок быстро приучается к дисциплине. Ребёнок останется пару дней голодным, а потом сообразит, что здесь никто не будет с ним церемониться, и начнёт есть сам. Возможно, ребёнок будет устраивать дикие истерики, что ему в садике плохо, что его не кормят и обижают. Учтите, у детей с СДВГ очень развита мнительность, поэтому не стоит сразу же рваться в бой и изничтожать злую воспитательницу.
Помню анекдотичный случай, о котором рассказала мне знакомая. Её пятилетняя дочь пожаловалась, что злая воспитательница отняла у неё еду и выгнала из-за стола, поэтому она сегодня очень голодная. Справившись с первым приступом возмущения, мама стала выяснять у дочери, что предшествовало такому поступку воспитательницы. Оказалось, что девочка (редкостная капуша, потому что дефицит внимания заставлял её отвлекаться на малейший посторонний раздражитель), болтала за столом, вместо того, чтобы обедать. И только когда все дети уже поели и встали из-за стола, она начала меланхолично ковыряться в тарелке, выбирая из супа какие-то особые кусочки. Дав ей минут десять, воспитательница убрала её тарелку. Потому что из-за одного ребёнка нельзя нарушать режим жизни целой группы.
Если вы дома позволяете ребёнку командовать вами во время еды - ваше дело, но потом не рассказывайте о воспитателях-злыднях, лишающих обеда. И если у вас дома кормление похоже на шоу с плясками и песнями, если вы кормитесь под телевизор, а также 'за папу-маму-кошку Мурку', если вы позволяете ребёнку играть с едой и проводить за обедом по часу, даже когда все уже поели и ушли из-за стола - этот цирк надо прекращать. Причём срочно. Особенно важно донести до ребёнка несколько моментов: нельзя требовать себе лучшие куски (а то потом будут конфликты в садике по поводу 'хочу вот тот стакан компота, а не этот'). Нельзя баловаться с едой - кидать на пол хлеб, стучать ложкой по супу, поднимая брызги. Нельзя устраивать привередливые скандалы 'фу, манная каша, я не люблю манную кашу, дайте мне котлету!' Негоже, когда умный Петечка кушает котлетку, а глупые родители - манную кашу. И, кстати, обратите внимание на влияние бабушек, так как именно они, стремясь, чтобы внучок хоть что-то съел, стараются приготовить штук пять вкусных блюд на выбор капризуле.
Пусть ребёнок умеет, хотя бы и не очень аккуратно, есть сам. Приучите его есть более-менее быстро ложкой жидкую пищу. Если с макаронами или котлеткой ваш (ваша) кроха справится и руками, то в случае с пюре или жидкой кашей малыш может остаться голодным. Поэтому лучше оговорите с воспитательницей использование фартучков, но пусть дитё пытается есть само.
Горшочный навык - это головная боль многих мам малышей двух с половиной-четырёх лет. Если в яслях детей высаживают скопом через каждые полчаса-час, отчего они быстро приучаются к горшку, независимо, умели ли они это до яслей, то детки постарше должны сами контролировать свои позывы. Им напомнят перед прогулкой и перед сном, не чаще. Поэтому навык пользования горшком надо закрепить заранее. Учтите, что в России категорически запрещено пользоваться одноразовыми подгузниками даже во время прогулок.
В детском садике многие дети приучаются к горшку по стадному принципу. Но гиперактивный малыш не станет писать за компанию. За компанию он отправится в туалет, чтобы там весело побаловаться, пока остальные сосредоточенно пыхтят на горшках. И когда все оттуда выйдут, пойдёт вместе со всеми, даже не вспомнив, зачем сюда приходил. Именно поэтому надо выработать условный рефлекс, что перед каждым выходом на улицу и сном ребёнок обязательно садится на горшок. Даже если не хочет, то есть, на всякий случай.
Если же произошёл конфуз, пусть ребёнок привыкнет обращаться ко взрослому человеку за помощью. Не вы должны отлавливать трёхлетку по квартире, проверяя сухость трусов, а он сам почувствовать, что стало неприятно и попросить помощи. Это же касается слетевшей туфельки или ненадетых варежек. Воспитательница зачастую не в состоянии уследить, у всех ли детей надеты варежки. Пусть ребёнок, если не умеет надевать сам, умеет обратиться и хотя бы жестом показать, что ему надо.
Вам надо приучить ребёнка ходить в той форме одежды, которая принята в садике. Признаюсь, мне стоило немалых усилий заставить сына надевать шорты на колготки. Он не понимал (и правильно делал!), зачем усложнять себе жизнь. Учтите, что ребёнок должен уметь хотя бы минимально себя обслуживать. То есть, развязать и снять шапочку, расстегнуть молнию на куртке. Снять и надеть после туалета трусы, колготки и шортики. Девочке, казалось бы, проще, но вам тогда надо приучить дочь придерживать юбку в туалете, так как детсадовский туалет всё же не стерилен.
Исходя из этого, заранее закупите подходящий гардероб для садика: легко снимаемые маечки, водолазки с легко растягивающимся воротом, шортики и штанишки (или юбочки девочкам) на резинках. Брючки с грудкой, штаны на подтяжках или молнии исключены, так как ребёнку с ними трудно справиться. Юбки предпочтительнее платьев. Переодеть только рубашечку или только юбочку проще, чем всё платье. К тому же перед прогулкой у воспитателя может не хватить времени и сил переодевать полностью вашу дочь, и зимние штаны будут надеты прямо на платье.
Если слетел сандалик, пусть ребёнок сам справится с проблемой. Поэтому купите сандалики на липучке и научите ребёнка самого застёгивать. Ребёнок в 2 года и 3-5 месяцев это уже сможет самостоятельно делать, проверено опытом как минимум двадцати детей знакомых. В зимний период по тому же принципу предпочтительнее сапожки или валенки, а также ботиночки на липучках, но не на шнуровке. Заодно уточню, что на зиму лучше покупать раздельный комбинезон: штаны+куртка, а не слитный. Обычно ребёнка одевают почти полностью и ставят в коридор ожидать, когда оденут остальных. Ваш вечный двигатель не будет стоять, куда поставили, а начнёт прыгать и веселиться, отчего вспотеет. В расстёгнутой куртке не так жарко, как в сплошном комбинезоне. Не стоит специально для садика покупать курточку или ботиночки и беречь, не надевая на малыша, вплоть до начала посещения ДОУ. Нужно чтобы ребёнок хорошо знал свою одежду.
Выделите малышу дома в коридоре особое место, куда он будет складывать уличную одежду. Поймите, что воспитателю часто просто некогда заниматься тем, что бегать за каждым ребёнком и следить, куда зашвырнули шапку, а куда попал носок. Лучше пусть будет ещё до садика усвоено - всю верхнюю одежду надо класть в одно место. На всякий случай закрепите по максимуму всё, что можно потерять: варежки - на верёвочки, шарфик пришейте сзади воротника куртки. Как ни странно, дети, не привыкшие к тому, что варежки болтаются в рукавах на верёвочках, часто протестуют против такого положения вещей. Не забудьте нашить на одежду ребёнка этикетки с именем и фамилией, чтобы воспитательница не гадала, кто это бросил кофточку, и чьи это штанишки.
Старайтесь, чтобы одежда была удобная и немаркая. Дети часто не любят рубашечки с горлышком. Однако зимой лучше надевать водолазки именно с горлышком, так как на СДВГ детях, как правило, одежда находится в вечном движении - то шапка на одном ухе, то шарф развязался, то куртка расстегнулась. Шапочки должны закрывать ушки и быть на крепких завязках. А вот капюшоны у курток лучше сразу отстегнуть, так как со стремлением СДВГ-ребёнка постоянно носиться, подбивая всех на догонялки, его могут вырвать 'с мясом'.
Не забудьте, что в детский сад потребуется отнести смену белья на случай, если что-то испачкается. И хотя бы раз в неделю такой случай будет, готовьтесь. Обычно это связано с некоторой неловкостью и импульсивностью малышей с СДВГ, в связи с чем они чаще обычных детей опрокидывают на себя компот, влезают рукавами в краску, обливаются, когда моют руки. И учтите, что ни одна воспитательница не станет педантично, как вы, следить, чтобы ваше дитё не садилось на землю, не плюхалось пузом в песок и не прижимало к груди извазюканную машинку. Если у вас нет комплекса Ухти-Тухти, и вы не готовы проводить каждую ночь, застирывая одежду, купите побольше колготок, шортиков и рубашек. Причём лучше - тёмных, хотя и не мрачных цветов. Или разноцветную одежду, так как пятна от компота и краски на редкость стойкие. Делюсь наблюдением: штаны лучше покупать вельветовые, к ним меньше грязь пристаёт.
Заранее приучите ребёнка, что жизнь в коллективе - не то же самое, что дома. Надо уметь не лезть чуть-что в драку, но и не давать себя в обиду. Этому хорошо учит обычная детская площадка, где в песочнице дети учатся разрешать первые конфликты. Приучите ребёнка, что мама не всегда по первому зову прибегает выручать. Очень сложно, но крайне необходимо научить ребёнка делиться игрушками, а также различать своё и чужое. Понятно, что без эксцессов тут не обойтись, но лучше, если ребёнок поймёт, что чужие вещи нельзя себе присваивать и пытаться отобрать силой у соседа по песочнице или утаскивать домой из садика. Особенно сложно научить этому года в 2, когда понятия своё и чужое ещё не столь очевидны.
Многим вещам вашего малыша (малышку) научат в садике, но лучше, если основы заложат мама и папа. Например, пусть до автоматизма будет доведено правило: после туалета надо обязательно помыть руки. Воспитатель не станет ходить хвостом за каждым малышом и следить, чтобы он это не забыл.
Чтобы адаптация прошла легче, советую ещё несколько хитростей. Во-первых, обговорите с воспитательницей, чтобы ребёнок мог брать из дома свою любимую игрушку. Если ребёнок воспринимает садик как чуждую атмосферу, то любимая игрушка в руках или под боком поможет ему привыкнуть к новому месту. Заранее купите штуки три-четыре одинаковых игрушек, так как в садике игрушку могут порвать, потерять или очень сильно испачкать.
Многие психологи считают, что сон в новой кровати и в непривычных условиях - второй по величине стресс после разлуки с мамочкой. Вспомните себя: бывает так трудно уснуть на новом месте! Если ребёнок и дома-то плохо засыпает, можно немного облегчить ему привыкание к дневному сну в садике. Пусть дома ребёнок привыкнет спать с одной вполне определённой игрушкой. Уговорите воспитательницу позволить вашему ребёнку спать вместе с игрушкой. Пусть эта игрушка всегда хранится под подушкой на кровати вашего ребёнка.
Ещё один 'трюк' - купите заранее для детского садика несколько игрушек, аналогичных домашним игрушкам вашего ребёнка (не одинаковых!!!). То есть, у вас дома - красная машинка, а в садик вы относите такую же, но жёлтую. У вас дома зелёный самолёт с жёлтой крышей, для садика купите зелёный с красной крышей и т.д. Конечно, не показывайте ребёнку заранее игрушки-дубликаты.
Некоторым детям с нестабильной психикой проще начать играть с игрушкой, аналогичной домашней. Это создаёт некое ощущение, что хотя всё новое, но не настолько, чтобы испугаться. Вот и игрушки почти такие же, как дома. Значит, и жизнь здесь будет почти такая же, нечего бояться.
Кстати, если ваш ребёнок очень застенчивый (что также бывает при гиперактивности: в незнакомой обстановке ребёнок вдруг тушуется и начинает вести себя неадекватно), то постарайтесь договориться с другими мамочками с вашей детской площадки или двора, чтобы в одну группу пошло несколько знакомых ещё до садика детей. Во-первых, дети легче вольются в коллектив, во-вторых, вы сможете, в случае проблемы, заменить друг друга - приводить и забирать детей поочерёдно.
Глава 6. Что нужно сказать самому ребёнку?
Сначала покажите ему, проходя мимо садика, как дети гуляют и играют на улице. Объясните, что это - садик, туда ходят взрослые дети. Когда ты подрастёшь, тоже пойдёшь в садик.
Потом вечером зайдите на территорию какого-нибудь садика и покатайтесь на качелях, полазьте по лесенкам. Опять расскажите, что это - дворик детского садика. Пусть ребёнок заинтересуется. Потом рассказывайте с периодичностью через день-два, что взрослые работают у себя на работе. 'Когда ты вырастешь, ты тоже пойдёшь работать в детский садик ребёнком (по аналогии, что крокодил Гена работал в зоопарке крокодилом). В детском садике хорошо (всё это говорите спокойно, без пафоса и наигранности), там есть тётя воспитательница, которая играет с детьми весь день. Вот папа и мама не могут играть весь день, а тётя воспитательница может. В детском садике много игрушек. Деткам очень нравится ходить в садик, они там кушают, гуляют, спят и много-много играют. Ты любишь играть с Сашей и Дашей на улице? А в детском садике будет много детей, и ты будешь со всеми играть, со всеми дружить'.
Наигранная весёлость неуместна, дети быстро чувствуют фальшь. Но и нервничать, передавая заранее свой испуг ребёнку - лишнее. Если мама так боится садика, то откуда у ребёнка появится позитивный настрой?! Лучше всего преподнести садик как место, куда ходят взрослые детки. И право туда ходить надо заслужить. Поэтому предварительно нужно сходить к врачам и даже сделать прививки. В садик не берут деток, которые не умеют делать некоторые вещи самостоятельно. Поэтому надо стараться, слушаться маму и папу, научиться самому (самой) кушать и снимать шапку и варежки.
Зачем всё это, спросите, нужно? Дети, как правило, хотят подражать папе и маме, и как можно скорее вырасти. Поэтому, если в сознании малыша закрепится, что садик - это этап взросления, он воспримет садик легче.
Следующий этап - книжка о детском садике. Сейчас можно купить тематические книжки со стихами о том, как весело и славно дети проводят день в садике. Например, толстенькие книги в плотной обложке - из серии 'Самовар' сборник 'Детский садик', сборник издательства Эксмо из серии 'Правила поведения для воспитанных детей' под названием 'Как вести себя в детском саду'. Или тонкие красочные книжки вроде 'В нашем детсокм садике' (серия 'Библиотечка детского сада' издательства 'Стрекоза-Пресс'). Выпускаются и толстые картонные книги для детей помладше. У нас книг на тему 'детский сад' постепенно скопилось штук шесть или семь.
Но лучший педагогический эффект имеют самодельные книжки, так как в них вы можете сами скомпановать стихи так, чтобы сделать акцент на наиболее важных конкретно для вашего ребёнка моментах.
Для этого можно обратиться к Интернету, на сайт www.solnet.ee . Добавьте также стихи нашего детства: С.Маршак 'Сад идёт', А.Барто 'Игра в стадо'. Распечатайте стихи крупным шрифтом, наклейте на картонные листы так, чтобы получился сборник формата А5 (альбомный лист пополам). Причём лучше для основы брать листы из альбома по черчению, так как там бумага более плотная.
Свободное пространство заполните иллюстрациями. Если вы не художник, то используйте старые журналы. Мне, например, больше всего в этом деле пригодилась старая подшивка журналов 'Лиза. Мой ребёнок'. Приведу ниже парочку примеров хороших, на мой взгляд, стихов.
О. Высотская. Детский сад. Мы приходим в детский сад, Там игрушки стоят. Паровоз, пароход дожидаются ребят. Там картинки на стене И цветы на окне. Захочу - поскачу на игрушечном коне! В этом доме всё для нас - Сказки, песня и рассказ, Шумный пляс, тихий час, - В этом доме всё для нас! Вот какой хороший дом! В нём растём мы с каждым днём. А когда подрастём, Вместе в школу пойдём.
Стеквашина Елена. Кто виноват? Взял игрушку в детский сад, Чтобы удивить ребят. Позавидовал Илюшка, Разломал мою игрушку. Так ушёл я, не поняв, Кто из нас двоих не прав? Что противнее всего - Зависть или хвастовство?
Г.Ладонщиков. Про себя и про ребят. Солнце скрылось за домами, Покидаем детский сад. Я рассказываю маме Про себя и про ребят. Как мы хором песни пели, Как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели, Что читали в детсаду. Я рассказываю честно И подробно обо всём. Знаю, маме интересно Знать о том, как мы живём.
Как видите, я советую использовать стихи разной направленности. Первая группа стихов - с подтекстом 'в детском садике весело, интересно'. Вторая - как себя вести в садике, что надо и чего не надо делать. Тут уделите внимание слабым местам в воспитании вашего (вашей) крохи. То есть, если малыш драчливый - побольше стихов о дружбе, о том, что нельзя бить детишек. Если стеснительный, то имеются стихи, например, 'не стесняйся отпроситься в туалет'.
Зайчик крепко спал сначала. Вдруг проснулся, ясно стало - В туалет пора сходить. Не осмелился спросить, Можно выйти или нет, Чтобы сбегать в туалет. Он молчал, терпеть старался, Крепко за живот держался, Зубы сжал что было сил - Но кроватку промочил! И живот потом болел: Так зачем же он терпел?! Это вредно, в самом деле! Если очень захотели, То беды здесь, право, нет Отпроситься в туалет. Воспитатель никогда Не захочет вам вреда.
Понимаю, такие стихи - не шедевр поэзии, но легко запоминаются детьми. Поэтому если вы в состоянии сложить в рифму хотя бы парочку фраз - попытайтесь и сами что-то написать. На картинках в книжках объясняйте, что происходит в садике. Главное, чтобы были оговорены все скользкие моменты.
Причём оговорите так, чтобы не напугать ребёнка. Он не должен думать, что до того, как пошёл в садик, всё было спокойно и хорошо, а теперь его будут преследовать проблемы и опасности. Например, очень важно, чтобы ребёнок уяснил, что из садика нельзя уходить с чужими людьми. Объясните, что в детский садик за ребёнком может прийти только мама, папа, бабушка и ещё кто-то из родных. Что никогда ни с кем из незнакомых людей уходить нельзя, что бы чужой человек ни говорил. Ни в коем случае не пугайте 'плохими людьми'. Обратите внимание на сказку про Красную шапочку. Мол, если бы девочка не разговаривала с незнакомым волком, то и не случилась бы потом беда. Поэтому не надо разговаривать с чужими людьми, брать у них конфетки или игрушки и куда-то уходить с ними из садика.
Расскажите, что если на территорию садика забежала чужая собака, надо скорее звать воспитателя, так как собака может быть невоспитанной и плохо вести себя в садике. Например, отнять игрушку или кого-то испачкать.
Кроме книг и разговоров на тему садика советую поискать диафильмы. Именно диафильмы, а не мультики, хотя такие тоже имеются. Диафильм позволяет затормозить показ на каком-то кадре и провести краткую воспитательную беседу. Так вы поймёте, что именно усвоил ваш ребёнок. Не знаю относительно новых диафильмов, в мой регион они уже 10 лет не попадали, в нашем распоряжении были диафильмы моего детства, 'Мишка-Ушастик в детском саду', 'Про снежный колобок', 'Про Анфису' (там есть отрывок про садик).
Последнее время среди раскрасок серии 'Малыши берут карандаши' и 'Я расту' тоже появились книжки-раскраски на тему 'детский сад'. Там на каждом отдельном листочке - картинка с изображением какого-то момента в детском садике: дети рисуют красками, дети кушают, тихий час, прогулка во дворе. Один явный минус - слишком уж всё нарочито весёлое и беспроблемное. Манкировать действительность не имеет смысла, иначе ребёнок разочаруется, когда поймёт, что пребывание в садике имеет и некоторые негативные стороны - там может быть не всегда интересно, там строго наказывают за те поступки, на которые дома мама порой не обращает внимание, там не готовят разносолов и не бросаются жалеть при малейшем ушибе. Так что если купленные вами книжки, диафильмы и раскраски имеют слишком сусально-радостный вид, обязательно поговорите, читая их, и о сложностях. Например, после стишка про то, как дети все весело играют, нужно поговорить, что бывают и дети-забияки, которые отнимают у слабых малышей игрушки, дерутся. И что так поступать нельзя. Или после стишка про тихий час объяснить, что порой совсем не хочется спать, но другие детки очень хотят спать, поэтому им не надо мешать. Если вдруг во время тихого часа тебе не спится, тихо полежи в кроватке, поиграй сам с собой, но не шуми и не мешай спать другим детям. Ведь тебе же не понравится, если ты будешь спать, а кто-то начнёт рядом грохотать, громко кричать и тебя будить!
Литературно-пропагандистскую работу можно проводить ускоренными темпами, что эффективно, только когда ребёнку года четыре и больше. Но предпочтительнее постепенная подготовка, особенно с малышами, которым требуется больше времени для обучения навыкам опрятности или для принятия мысли, что без мамы тоже может быть неплохо. Повторюсь, что лучше всего начинать подготовку за полгода до дня ИКС, хотя вам, конечно, лучше знать своего ребёнка. Лично я начала именно за полгода, но так получилось, что в садик мы пошли чуть позже назначенного срока, и мы готовились около 8 месяцев. Но мне известны и случаи быстрой адаптации при ускоренной подготовке за месяц. Татьяна родила второго ребёнка в том же месяце, когда старшей дочери исполнилось 2 года. К сожалению, у Тани появились проблемы со здоровьем, а родственники, ранее обещавшие помогать, помогать не стали. И, провозившись с карапузами два месяца, Татьяна пришла к выводу, что старшую надо определять в садик, иначе ей физически не справиться. И практически без подготовки её старшенькая начала с удовольствием ходить в садик. Но я до сих пор уверена, что девочка была рада пребыванию в садике, так как пыталась таким образом сбежать от издёрганной уставшей мамы и вечно орущего младшего братика, которого она тихо ненавидела.
Заметим, мне часто говорили, что, мол, ребёнка полутора-двух лет готовить к поступлению в садик не надо, а вот с 2,5 уже можно этим заняться. Уверена, что это не так. Если полуторагодовалое дитё уже доросло до 'наша Таня громко плачет', почему считается, что оно не поймёт стишок на тему 'детский сад'? Неужели малыша можно оставить на чужих людей без предварительной подготовки и, действуя по принципу 'лучший метод научить плавать - бросить в середине реки в воду', ждать, что это не нанесёт травмы малышу?! Абсурд. Если ближе к двум годам ребёнок начинает сознавать свою значимость, начинается кризис третьего года, который основан на желании сделать всё самому, порой вопреки маме и здравому смыслу, то малыш в полтора годика ещё теснейшим образом привязан к мамочке. И для него потеря материнского внимания может стать катастрофой. Поэтому малыша нужно тоже предварительно готовить, объяснять, говорить, даже если вам кажется, что он ещё не дорос до такого общения. Часто мамы считают своих малышей недоразвитыми с точки зрения интеллекта, позволяют при нём обсуждать скользкие темы, ссориться с мужем, что потом аукается в виде психологической травмы ребёнка. А мамы только разводят руками: 'Я же не думала, что он (она) уже понимает это'.
Если начали подготовку, то пусть она начинается не вдруг с утра, а постепенно. Для первого раза достаточно прогуляться вблизи садика и просто объяснить, что это такое, не акцентируя внимание ребёнка, что он тоже пойдёт туда. Часто родители вываливают на ребёнка слишком много информации сразу, что наносит только вред. В идеале ребёнок должен сам 'решить' ходить в садик. Ему должно быть интересно пойти туда. Если ваша дочка рассуждает: 'Раз маме хочется, я туда пойду, чтобы сделать ей приятное' или 'Мама сказала, нужно идти, значит у меня нет выбора', - вы абсолютно неправильно провели подготовительную работу с ребёнком! Вспомните, что лучшие результаты в школе получают не те, кто учится из-под палки или учится, только чтобы услышать похвалу от строгого папы, а тот, кто сам хочет учиться. То же и с садиком.
Ребёнок должен прийти с вашей ненавязчивой помощью к такой модели рассуждения: 'Садик - это этап взросления. Я стал большим, раз теперь работаю, как мама и папа. Я хочу вырасти, научиться новым интересным вещам, завести друзей, поэтому я хочу идти в детский садик. Мама и папа меня очень любят, именно поэтому они нашли мне хороший садик. В садике мне придётся вести себя немного не так, как дома, потому что это - не дом, а моя работа. И если я себя буду там плохо вести и безобразничать, меня могут отругать и даже наказать. Но я хочу пойти в садик, так как там много детей, игрушек, тётя воспитательница играет с детьми постоянно, а мама и папа не могут. Там я буду рисовать, петь, учить буквы и цифры, гулять в компании, что лучше, чем одному. Я хочу пойти в детский садик, потому что там интереснее, чем дома. Хотя дома - любящая мама, но мама бывает часто занята - ей надо готовить еду, убирать, стирать, а в садике со мною постоянно будут играть'.
Даже при ускоренной подготовке к садику не долбите каждый день 'садик - это здорово, садик - это приятно'. В таком гипертрофированном навязывании малыш быстро почувствует фальшь. При ускоренной подготовке особенно важно чередовать методы внедрения мысли, что садик - это здорово. То есть, применяйте разные приёмы. Сегодня, скажем, идёте гулять мимо садика и на минут десять застываете у ограды, чтобы ребёнок посмотрел, как там весело играют дети. Завтра читаете книжку. Три-четыре стишка в дополнение к привычному вечернему репертуару.
На третий день договоритесь с подругой, у которой ребёнок-друг вашего ребёнка уже ходит в садик. И зайдите вечером вместе с подругой в этот садик забрать её ребёнка. Пусть ваш малыш увидит, что внутри интересно, полазит минут десять вместе с другими малышами по горкам, поиграет в песочнице. Не навязывая ребёнку мораль, вечером в его присутствии расскажите мужу, что вы сегодня заходили в садик, там было так весело, много детей, все гуляли. Привлеките ребёнка к рассказу. Например: 'Андрюша наш там на горке катался с другими детьми. Андрюша, расскажи папе, это была большая горка? А ещё что ты делал? В песочек играл? Тебе мальчик ведёрко своё дал?' Если ребёнок молчит и не хочет рассказывать, не принуждайте. Вероятно, он не успел выработать позицию: понравилось ему или нет. Тогда возьмите на себя роль рассказчика, сообщив папе, что Андрюша там весело катался с горки, там была горка большая, как в соседнем дворе. А ещё ему один мальчик дал ведёрко и лопатку, и они вместе построили в песочнице красивый кулич. В этом садике много и других красивых игрушек. А дети там такие весёлые, все хотели познакомиться с Андрюшей и поиграть с ним и т.п. Так у ребёнка сформируется мнение, что он там неплохо провёл эти десять минут. То есть, знакомство с садиком состоялось с положительной окраской восприятия.
На четвёртый день почитайте опять книжку, теперь уже стихов 8, и обсудите какой-нибудь важный момент. Лучше - перед сном, когда ребёнок ещё не сильно устал, но уже не рвётся играть в разбойников или гонять мяч во дворе. Иначе возникнет досада: я хочу играть - а мама тут усадила и пристаёт с каким-то садиком! На пятый день опять гуляете мимо садика, чтобы посмотреть играющих детей, а потом дома рисуете, что именно малыш видел. Потом аккуратно объясняете, что садик- это работа для детей. Вот папа работает, мама работает, и взрослые детки тоже.
Потом, чередуя с диафильмами или разговорами по картинкам, аккуратно рассказываете, что вы в детстве ходили в садик. Что у вас в садике были друзья, что вы там играли в такие-то игры. Причём спрашивать, хочет ли ребёнок в садик, ещё рано! Подготовка должна быть постепенной, ни в коем случае не с нажимом. Это как приучение к горшку. Вы можете однажды утром решить, что хватит писать в штанишки и волевым решением усадить годовалого кроху на горшок. И держать силком, пока не пописает. А потом хвалить зарёванного кроху за лужицу на дне горшка. Только вот что извлечёт ребёнок? Возможно, совсем не то, что вам кажется, а именно - 'мама сегодня с утра сошла с ума, силком держала меня на каком-то стуле, делая мне больно и ругаясь, пока я со страху не сделал 'пи-пи'. Значит, чтобы мама не сделала мне в следующий раз больно и не ругалась, надо постараться убежать подальше и побыстрее. А если не удалось - вырваться с этого страшного стула'. И вы обнаруживаете, что вместо того, чтобы перестать писать в штанишки, ребёнок орёт и выгибается, видя горшок, и явно его боится. Так что настаивать, внедрять своё мировоззрение силой или ускорять подготовку или обучение к чему-то - нехорошо, поверьте опыту.
И вот вы выбрали конкретный садик, и уже близится начало посещения. Зайдите пару раз в этот садик вместе с ребёнком. Чтобы он понял, что именно сюда он и будет ходить 'на работу'. Лучше заходить поздно вечером, когда в садике мало детей. Пусть ваш малыш в спокойной обстановке рассмотрит, где и что. Пусть рассмотрит игрушки, поглядит на других детей. Конечно, ваш визит нужно заранее согласовать. Причём лучше это сделать лично с воспитательницей группы, куда идёт ваш ребёнок, и навестить садик в отсутствие заведующей. Такие методы не прописаны в директивах Министерства, а значит, заведующая и её заместители вам могут отказать. Но нормальная воспитательница заинтересована, чтобы ваш ребёнок как можно скорее привык к садику, поэтому, скорее всего, пойдёт навстречу.
Можно, если позволяют средства, сводить несколько раз ребёнка в детский клуб. Практически в каждом городе есть хотя бы один клуб, где можно оставить ребёнка в игровой комнате на один-два часа. Улыбчивые девушки всё это время развлекают детей так, что скучать им некогда. Так ваш сын или дочка поймёт, что можно весело проводить время и без мамы. И что мама, даже если уходит, то обязательно возвращается.
Теперь ваш ребёнок практически готов.
Глава 7. День 'ИКС'.
Позвольте тут сделать небольшое отступление и поделиться личным опытом.
Мой первенец начал ходить в садик в 2 года 10 месяцев. В первый день - на два часа. Забирала с истерикой. Он катался по полу и орал, что останется в садике. Но я знала, что уступать нельзя. Потому что иначе ребёнок в первый же день получит слишком сильное возбуждение, это может плохо сказаться на нервной системе. На второй день мы пошли уже к полдевятого. Когда я пришла перед сном, сын заявил, что домой не пойдёт. И я сделала ошибку, согласилась с воспитательницей и оставила ребёнка спать. Гера ещё не успел освоиться в садике, был очень взбудоражен, поэтому заснуть ему не удавалось. По приходу мне сообщили, что Гера минут двадцать ревел в кровати, и лишь потом заснул. Это был отрицательный опыт.
Нельзя, чтобы в первые дни посещения садика ребёнок испытывал сильные отрицательные эмоции. За это я расплатилась двухдневными истериками на пороге садика. Мне повезло, в эти дни дежурила потрясающая воспитательница с огромным опытом и любовью к детям. Я сдавала сына, брыкающегося и одетого по-зимнему, на руки воспитательнице, а сама стояла за дверью садика и слушала рёв. Но через минуты две всё стихало, и через окошко я видела, как мой сорванец, уже переодетый, спокойно разбирает игрушки на стеллаже.
В честь первого дня в садике мы устроили дома небольшой праздник с подарком и сладостями, а потом целую неделю, приходя домой, Гера получал за хорошее поведение маленькую конфетку или крохотную машинку. Всем знакомым при встрече я демонстративно хвалебно рассказывала, какой у меня Герочка умница, как он хорошо работает в садике, как его хвалит воспитательница. Гераська стоял и млел, что его хвалят. Я не слишком щедра на похвалы, а тут они из меня лились сплошным потоком. И сыну захотелось соответствовать моим рассказам. На пятый день мы пошли спокойно. В субботу Гера удивлённо спросил, почему мы не идём в садик. Через недёлю от первого посещения мы начали ходить уже с полдевятого до пяти-шести вечера. Причём истерик больше не было. Был только один день, когда Гера немного всплакнул по пути - это 25 декабря. В России этот день, увы, рабочий. Утром сын получил кучу Рождественских подарков, но не успел их даже разглядеть - пришлось идти в садик. Я это учла на будущее, поэтому на все последующие праздники подарки Гера получал или после садика, или в выходные на пару дней раньше, когда он мог вдов
Если у вас есть дети, вам наверняка хочется сохранить в памяти те светлые моменты и запечатлеть их важные достижения не только на видео, но также и сделать качественные фотографии
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Понятие психоанализа для объяснения формирования социальной, или моральной инстанции субъекта (Супер Эго). В этом понятии воспроизводится античный миф об Эдипе, который убивает отца и женится на...