Работа в подростковой психологической службе и длительное общение со школьниками средних и старших классов подсказали идею написания цикла статей и их тематику.Психология как предмет в общеобразовательных учреждениях практически не преподается; специалистов-психологов, работающих со старшеклассниками, к сожалению, в школах пока очень немного.А опросы учащихся показывают, что существует множество тем, которые волнуют, множество ситуаций, в которых нужно сделать выбор, множество проблем, которые требуют решения. Подростковый и юношеский возраст, общение со сверстниками, взаимоотношения в семье, ссоры и конфликты, непонимание и одиночество, общение с противоположным полом и первая любовь, перепады настроения и недостатки собственного характера, выбор профессии и жизненного пути:
А подросток растёт, вырастает, но покуда ещё не подрос, Он не может в себе подавить ни смятенья, ни смеха, ни слез. Воспитателям хочется, чтобы из него получилось подобие прочих, которых они вывели на дорогу, - Но подростку не хочется думать в ногу: Жак Превер
Наступление подросткового, "переходного" возраста почти всегда означает переход из защищенного родителями мира детских понятий и игр в неуютный мир взрослых проблем. И, казалось бы, раз и навсегда занятое тобой место в том детском, прежнем мире надо теперь искать заново, а то и отвоёвывать, а то и вовсе кажется, что места тебе тут нет: Просто вдруг, в какой-то момент понимаешь, что кроме мира внешнего есть еще внутренний, глубокий, непознанный. И начинается один из самых захватывающих, хотя порой и болезненных процессов - процесс познания себя. Кто я? Какой я? Чем отличаюсь от остальных? Каким видят меня другие люди? Что думают обо мне? Принимают ли меня? Что для меня важно? Что я хочу от других людей? Что могу простить, а чего не могу? Какие у меня цели?Пожалуй, первый раз эти вопросы встают с такой остротой именно в подростковом возрасте.Я одинок, меня никто не понимает. Я неповторим, уникален, и никто не может испытывать того, что испытываю я, переживать так, как переживаю я.В детстве все было понятно. Я - примерно как центр вселенной, мама и папа любят меня, и все мы будем жить вечно. А потом оказывается, что все неоднозначно в этом мире, и оценить его порой так сложно, что хочется разделить все на белое и черное, просто, чтобы понять, что хорошо, а что плохо. Детское стихотворение Маяковского с одноименным названием перестает быть достаточным критерием хорошего и плохого. Взрослые, с их опытом и умением приспосабливаться, говорят о юношеском максимализме и о необходимости различать оттенки. Но в юности зрение устроено иначе: дружба - навеки, любовь - до гроба, в жизни все надо попробовать, а кто не с нами - тот против нас.Именно таким может оказаться ощущение себя у подростка. И взрослые, которые тоже когда-то проходили этот этап, судят теперь о нем с высоты прожитых лет и сделанных выводов. Но этот опыт приходит не сразу.Но взрослые и правда часто не понимают, какие вселенские проблемы нас волнуют! Сидят в своем замкнутом скучном мире - дом, работа - и думают, что это и есть жизнь. Но хочется НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ, событий, быть в центре всего, ко всему иметь свое отношение:То, что вызывает улыбку у взрослых, то, что они по-учёному снисходительно называют "юношеским максимализмом" и "подростковым эгоцентризмом", на самом деле - норма для этого возраста.Появление своих мыслей означает, что мышление подростка перешло на новый уровень, когда становится возможным критически оценивать чужие высказывания, соглашаться или спорить, строить свои умозаключения, руководствуясь своей собственной логикой.Конечно, многие подростковые высказывания весьма спорны, а горячность и категоричность, с которой подростки отстаивают свои идеи, может раздражать взрослых: А подростков может раздражать взрослое высокомерие, снисходительность, всезнайство и фразы "да что ты понимаешь? Не дорос меня учить!".Вот и начало разногласий, ощущение непонимания: Словом, конфликт поколений. Который в каждом отдельном случае вполне разрешим, если хотя бы одна сторона к этому стремится.
"Любовь - самая зыбкая разновидность счастья".Э.М. Ремарк
"Понимаете, у людей настроение такое весеннее, хочется радости, любви: но ведь именно весной, когда столько праздников, намного больше суицидов: когда вокруг слишком хорошо - кто-то понимает, насколько ему плохо - и не выдерживает. Напишите об этом" - попросили меня три симпатичные знакомые девушки.Он бросил меня. Я знаю, что это была моя последняя любовь, другого такого не будет. И никто не сможет мне помочь.Да, можно чувствовать именно это. Отчаяние, боль, безнадежность. Ничего не радует и впереди полная пустота. Оттого, что говорят о несерьезности этих переживаний, легче не становится. Во всех возрастах тяжело, когда уходит любимый. Близкие подруги и родители, стараясь утешить, могут говорить: "Возьми себя в руки", "Он не стоит твоих переживаний", "У тебя будет еще миллион таких Сашек (Сережек, Андрюшек)". (А зачем мне миллион, если нужен один единственный, а он меня не любит). "Не думай об этом", "Сходи в кино", "Сделай новую прическу", "Пойдем с нами на дискотеку". Потом терпение близких может закончиться - еще бы, они честно старались помочь тебе, растормошить и развеселить, а ты все равно продолжаешь плакать и просиживать вечера у телефона в ожидании звонка.Один мой знакомый доктор сказал: "Даже самая глубокая депрессия когда-то обязательно заканчивается. Надо просто жить - день за днем. Даже если очень тяжело - проживи сегодняшний день. Только сегодняшний". Назавтра он сказал то же самое. "Неделя - это целая вечность, если ты по-настоящему несчастен. Несчастны были мои волосы, мое тело, моя кровать, даже мои платья. Я была до того полна горя, что мир перестал для меня существовать. Я была настолько несчастна - вся, полностью, - что через неделю мое горе иссякло. Все проходит, и постепенно оживаешь". (Э.М. Ремарк). И тогда снова можно жить и думать о будущем. Я не знаю, какой способ ты выберешь: попробуешь ли вернуть его, забудешь ли со временем, будешь ли общаться с другим: Я не знаю, кто или что поможет тебе - мама или другой близкий человек, подруги, друзья или психолог. Или ты сама найдешь в себе силы пережить это - начав писать стихи, подобрав бездомного котенка, уйдя с головой в любимые книги, отдав все время своему хобби, начав помогать другим - тем, кому еще хуже: "Утешает всегда самое простое - вода, дыхание, вечерний дождь". (Э.М.Ремарк).Может быть ты "просто" займешься собой, и будешь совершенствоваться - внешне и внутренне - просто так, для себя. Но ты справишься - и получишь возможность жить дальше - и будут новые дела, новые люди, события.Я самая некрасивая: никто никогда не полюбит меня! Возможно, у тебя есть некоторые недостатки, но у тебя есть и выбор, что с этим делать. Можно начать ненавидеть себя, понимая, что никогда не стать красавицей с обложки журнала. Их действительно единицы, хотя красивых, приятных и необычных лиц - миллионы. Можно поработать над собой - самостоятельно или с помощью специалистов - благо, сейчас есть, куда обращаться. Гораздо хуже было твоим ровесницам из 70-80-ых годов - Розовая вода и Огуречный лосьон были тогда самым большим достижением лечебной косметики и являлись дефицитом. Если ты действительно недовольна своим лицом, фигурой, прической - значит, пора что-то изменить. Если же недовольство постоянное, слишком сильное и по любому поводу, незаметному большинству окружающих, - задай себе вопрос: а есть ли что-то такое, что тебе нравится в себе самой? Если ты затрудняешься, возможно, стоит посоветоваться не только с косметологом, диетологом и парикмахером, но и с психологом. Может быть, причина вовсе не во внешности, а в отношении к себе? Вспомни, сколько среди твоих знакомых далеко не красавиц, но веселых, уверенных, интересных девушек или юношей, привлекающих к себе людей отнюдь не своей внешностью. Присмотрись: ты можешь обнаружить шарм, стиль, обаяние, привлекательные черты характера: Кому-то это дано природой, кому-то нужно время, чтобы все осознать и начать меняться, кому-то нужна помощь специалиста - и это нормально, специалисты для того и существуют, чтобы помогать. Желаю успеха!
От школьника до студента или как сдать экзамены и выбрать профессию.
Есть очень простой психологический тест, позволяющий определить, что для человека важно в данный момент времени, что его волнует, о чем он думает (похожими приемами пользовался великий родоначальник психоанализа - Зигмунд Фрейд). Человека просят не задумываясь в течение некоторого времени называть все слова, которые приходят в голову, исключая, конечно, предметы окружающей обстановки. Подобный эксперимент я провела недавно со своей знакомой одиннадцатиклассницей.И вот что получилось: "История, русский, косинус, дневник, шпаргалка, страх, нервы, стресс, билеты, конкурс, отметка, волнение, ожидание, ужас, усталость, злость, двойка, надежда:." - и так далее. Конечно, люди по-разному реагируют на затянувшуюся стрессовую ситуацию - кто-то впадает в панику, кто-то "просто" волнуется, кто-то, наоборот, начинает действовать спокойно и уверенно. Но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что окончание школы и выбор учебного заведения и будущей профессии - один из самых важных моментов в жизни. Необходимо сделать правильный выбор (если вы, конечно, не собираетесь менять институты (колледжи, училища) и места работы как перчатки до самой пенсии), пережить выпускные и вступительные экзамены.Таким образом, налицо два сложных момента: экзаменационный стресс и выбор профессии.Начнем со второго. На что обычно ориентируются при выборе профессии? Мнение родителей, конечно, важно, однако, неплохо бы добавить к этому еще кое-что. Например, более полное представление о себе, своих желаниях, способностях и возможностях, а также об учебном заведении и выбираемой профессии - что она собой представляет? Как оплачивается? Имеются ли возможности для карьерного роста (или, наоборот, для отдыха в рабочее время)? Какой предполагается режим работы? (Если вы по биологическому типу "сова", вечером засиживаетесь допоздна, а утром вас из пушки не разбудишь, то вряд ли вам подойдет рабочий день, начинающийся в 7.30). Будете ли вы работать в одиночестве или среди людей? Будет ли это коллектив преимущественно мужской или женский? И что, в конце концов, будет входить в ваши обязанности?Последний вопрос особенно важен. Увы, нередко бывает так, что молодые люди выбирают профессию, ориентируясь только на ее популярность, престижность."Буду экономистом (юристом, менеджером, дизайнером)", - говорит такой человек, порой плохо представляя, что скрывают за собой эти названия. Действительно, сейчас появилось много новых профессий с красивыми иностранными названиями, и с каждым годом их будет все больше, и, конечно, желательно в них ориентироваться. Знаем ли мы, кто такие аудитор, дистрибьютор, логистик, топ-менеджер (не путать с топ-моделью), и чем отличается маркер от маркетолога, а имиджмейкер от мерчендайзера? А ведь есть еще аквизиторы, рекрутеры, пробиреры, риэлтеры: Ответы (кто не знает) ищите сами.Теперь о подготовке к экзаменам. Советы достаточно простые, легко выполнимые, а главное, эффективные.
Оборудуйте место для занятий, пусть вам будет удобно.
Составьте четкий план подготовки на каждый день - что будет изучаться.
Обязательно чередуйте работу и отдых (во время перерыва можно сделать зарядку, потанцевать или помыть посуду).
Не старайтесь выучить наизусть весь учебник! Готовьтесь по вопросам, составляйте планы ответов, пользуйтесь схемами, концентрируйтесь на основных мыслях.
Попросите родителей или друзей побыть вашим экзаменатором - расскажите им ответы на самые трудные вопросы.
Попробуйте записать себя на магнитофон, или тренируйтесь перед зеркалом - взгляд на себя со стороны всегда полезен, тем более, что такая обстановка более приближена к экзаменационной, нежели ленивое чтение учебника, лежа в постели.
Помните: для того, чтобы подготовиться к экзамену, всегда не хватает еще одной ночи. Это известно каждому (я лично убеждалась в этом около сотни раз, точно не смогла сосчитать). Поэтому накануне экзамена не надо переутомляться. Перестаньте заниматься, лучше погуляйте и подышите свежим воздухом. А на экзамен отправляйтесь отдохнувшим и полным сил.
Мысленно рисуйте себе картину успешного ответа, и у вас все получится.
А напоследок еще несколько слов о выборе профессии. А точнее, я предлагаю сделать вам следующий тест.Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат - нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 секунд. Теперь подсчитайте количество треугольников.Первый тип. 6, 7, 8 или 9 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.Второй тип. 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.Третий тип. 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.Четвертый тип. 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.Пятый тип. 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.Шестой тип. 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Если вы действительно испытываете трудности с выбором профессии, или просто хотите побольше узнать о своих способностях, лучше обратиться к профессиональному психологу-профориентологу. С помощью различных тестов и беседы такой специалист поможет вам совершить правильный выбор.
Можно ли вылечить фобию? Разумеется, вопрос только - как. Невозможно избавить от навязчивого страха, и убеждая человека, что "в шкафу никого нет". Да он понимает, что ему вроде ничего и не...