Психология на RIN.ru: Манипуяция сознанием в деструктивных сектах - Личность и общество
ENGLISHRIN.ru - Российская Информационная Сеть

Манипуяция сознанием в деструктивных сектах

это может вам помочь Идеальный рокер: кто он? Существуют рокеры, которые притягивают к себе фанатов как магнитом

Манипуяция сознанием в деструктивных сектах

Человек - существо разумное, и тому, что имеет, обязан именно этой своей особенности. Но, как часто бывает, в силе скрывается слабость. Зачастую наиболее уязвимым местом человека оказывается... его голова. Нет такой эпохи, в которой более 'разумные' представители человеческого рода не хотели бы поживиться за счет подобной слабости.

Сегодня, в эру массовых коммуникаций, число манипуляторов сознанием и разнообразие способов манипуляции растет в невероятной прогрессии. Контроль сознания ("незаконное влияние") - это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют.

Одним из наиболее эффективных институтов манипуляции является секта. В деструктивных культах индивидуальность вытесняется коллективными интересами группы. Человек, попавший в подобную ловушку, за короткое время подвергается такому воздействию, которое во многих случаях превращает его в безвольный инструмент удовлетворения амбиций лидера и его окружения. Полностью подавляется личностная идентичность, разрушаются прежние социальные связи, адепту группы внушается негативистское отношение ко всему внегрупповому социуму.

Преступный характер деструктивных культов в своей основной, подводной части, хорошо замаскирован. Психика любого человека весьма уязвима для различных методов психологического насилия и эксплуатации, особенно, если он недостаточно владеет ее механизмами и закономерностями, плохо понимает, не осознает, что именно с ним происходит в конкретной жизненной ситуации. Именно манипулирование, психологическое насилие порождает все другие проявления насилия и жестокости.

Слово 'манипуляция' происходит от латинского manus - рука (manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple - наполнять). Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. Манипулирование - это психологическое насилие, т.е. такое воздействие на сознание и органы чувств человека со стороны другого человека или группы людей, которое побуждает его действовать в соответствии со скрытыми целями и интересами манипуляторов, тщательно скрываемыми от жертвы, особенно на первых этапах вовлечения в ловушку. У манипулирования две стороны, неотделимых друг от друга: эксплуатируется как потребность человека в любви и внимании, так и все его страхи. Т.е. насилие осуществляется и в форме 'любви', и в форме прямых и косвенных угроз и запугиваний.

Один из главных факторов воздействия на человека - фактор группового влияния. Эффект группового влияния снижается, или даже вовсе нейтрализуется, если при попытке его реализации человек увидит альтернативные ему модели поведения, а также в тех случаях, когда он был предупрежден о возможности подобного рода влияния. Секты, стремясь вовлечь человека в свою среду, отрицают всякий индивидуализм, в то время как коллективизм принимает нездоровые формы.

В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел формулу зависимости между поведением человека и его мыслями, чувствами, убеждениями. Если изменить поведение человека, его мысли и чувства тоже изменятся. В основе метода депрограммирования лежит следующая мысль: секта использует совокупность определенных методик для внушения человеку нужных идей. Если применить те же методики, но с точностью наоборот, человеку можно внушить новые идеи, стерев старые.

Характерным приемом деструктивных культов является активное использование различных видов искусственной 'любви' на первых этапах вовлечения жертвы в ловушку и применение угроз лишения 'любви' на последующих этапах эксплуатации.

Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект

Секрет успешности религиозно-мистических организаций прост. Они используют три основные потребности каждого человека:

  1. Потребность быть членом общности. В современном обществе очень распространен вирус одиночества. Люди жалуются на социальную изоляцию. А религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие. Человека окружают те, кто предлагает дружбу и излучает одобрение. Неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены культов часто предпочитают отказаться от контактов со своими семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги. Через Интернет и сектанты бомбардируют человека мнимой любовью, манипулируют потребностью в общности путем создания заполненного вакуума для нуждающегося человека. Большинство в лице немногих, которое творит новую реальность, в виртуальной реальности создает мнимую общность. Человек теряется.
  1. Структурированность. Культ предлагает структурирование окружающей действительности. Содержание культового послания почти не существенно. Его сила состоит в обеспечении целостности, синтеза, в предложении альтернативы существующему положению вещей. Сразу ослабевает постоянный стресс от информационной перегрузки и путаницы, которые имеют место в современной жизни. Структура обеспечивает не правду, как таковую, но порядок, и, таким образом, смысл существования. Давая членам секты ощущение, что реальность обладает определенным смыслом, что они должны донести это чувство другим людям, культ предлагает жизненную цель и последовательность в нашем непоследовательном мире. Однако, это иллюзия. Во Всемирной Паутине иллюзия удваивается и человек воспринимает виртуальную реальность за существующую.
  1. Значимость для окружающих. Последний жизненно важный продукт, который продают религиозные  культы и тоталитарные секты - это 'значимость', осмысленность существования.

Этим и торгуют все культы. Каждый имеет свою собственную версию реальности - религиозную, политическую, культурную. Культовая секта всегда претендует на обладание окончательной истиной. Имеет место жесткое разделение на 'Мы' и 'Они'. Причем для деструктивных культов 'Мы' - это всегда 'настоящие люди' во всех смыслах, тогда как 'они' - не совсем люди.

Всем деструктивным культам присуща политика 'двойных стандартов'. Четко разграничивается информация для 'внешнего' и для 'внутреннего' пользования. Например, содержание книг, сайтов для 'посвященных' очень отличается от литературы для новичков и представителей 'внешнего' мира. В последней обычно публикуются пропагандистские материалы. А литература для опытных членов - это, в первую очередь, справочники и пособия по методам вхождения в контакт, инструкции по вербовке, разговорники, в которых собраны ключевые слова и фразы, и т.п.

Человеческое сознание никогда не было одинокой крепостью, но всегда - частью группового укрепления. Сознание отдельного индивида пока еще очень слабо перед натиском любого группового образования, достаточно организованного и целенаправленного. Как говорит известный отечественный специалист по сектам Александр Дворкин, 'входя в церковь, снимай шляпу, но не голову'.

Сначала новичок попадает под групповое давление и так называемую 'бомбёжку' любовью. Используются игры, подобные детским, групповое пение, объятия, прикосновения и лесть. 'Семья' отделена от остального мира. Эта изоляция отбивает у сектанта желание сопоставлять слова 'учителя' с реальностью. Используются техники, останавливающие мышление. Монотонное пение и повторяющиеся действия вводят человека в состояние сильной внушаемости.

Под предлогом создания близости с 'семьей' новичка заставляют признаваться в его былых 'грехах'. Цель - вызвать страх и вину, сделать его эмоционально уязвимым. Для этого применяют и угрозы, явные или прикрытые, а также чередуют наказания и награды.

Поощряются отказы от сна под маской духовных упражнений.

Недостаточное питание преподносится как диета для достижения высокой духовности или часть ритуалов. Постоянно подкидывают адреса сайтов, где он якобы найдет правдивую и исчерпывающую информацию.

Существует весьма разработанная методика контроля сознания, применяемая для психологического программирования адептов сект. Вот некоторые приемы:

1. Контроль времени и деятельности (поведения). Потенциальных новообращенных все время занимают какой-то деятельностью, что оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления. Такой график может включать: лекционный марафон, длительные заседания - встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еда. В Интернете это может быть переписка, общение через форумы.

Результаты: пониженная психологическая защита, ослабление внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению.

2. Информационный контроль. Например, отсечение или клевета на внешние источники информации за пределами группы; 'бомбардировка' вербуемых культовой литературой, записями и лекциями по идеологической обработке. В Интернете - это указание на определенные е-адреса  с целью их прочтения.

Результаты: Информационный контроль мешает информированному принятию решений и таким образом предотвращает критическую оценку культа.

3. Манипуляция языком. Это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка (ов) в разговор и пение; стремление отбить охоту к 'банальному' разговору о некультовой деятельности, интересах и идеях; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем.

Приписывание новых и дополнительных значений обычным словам характерно е для рядового юзера, в Интернете с большим размахом используют и сектанты.

Результаты: Вербуемые чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с культистами, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, чувствуют себя заторможено в общении с людьми вне культа, которые явно не могут этого понять. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет 'мы-они', причем потенциальные новообращенные начинают больше отождествлять себя с культом и меньше - с внекультовым миром.

4. Отучивание от критического, рационального мышления. Многие культисты говорят что-то вроде: 'Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности'.

Результаты: Вербуемые испытывают чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа.

5. Обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, т.е. произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).

Интернет представляет в этом смысле кладезь различных образов и символов, которые на свой лад используют секты. И уж точно найдется 'брат', который укажет, где именно в Интернете находится определенная музыка.

Результаты: Эти методики часто заставляют вербуемых чувствовать себя причастными особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов и тому подобное может быть очень действенно в подавлении сомнений и возрастании внушаемости к дальнейшей идеологической обработке.

6. Исповедальные сессии. Во время сессий культистов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых. В Интернете это поощрение в создании  и ведении специальных блоггов.

Результаты: Вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.

7. Групповое давление. Предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда культисты соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки культовым предписаниям. В Интернете в этом качестве выступает чаще всего форум.

Результат: Вербуемые могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие культовым верованиям и практике.

 

Весьма актуальный и наглядный пример манипуляции сознанием в сектах - история с Григория Грабового, которая обрастает фантасмагорическими подробностями.

Впервые Григорий Грабовой стал известен как создатель некоего кристаллического модуля, уменьшающего силу ядерного взрыва в 2 раза. Его будто бы испытали в Семипалатинске, однако ученые из ядерных центров официально заявили, что о кристаллическом модуле они никогда не слышали.

Доктор наук, академик Международной академии информатизации АЧ ООН, академик Российской академии естественных наук, академик Нью-Йоркской Академии наук, академик Итальянской Академии наук, почетный академик Российской академии космонавтики... Это все звания Грабового. Большинство перечисленных академий - 'пустышки', которые за деньги изберут академиком даже дворника. А вот Итальянская Академия наук Грабового вообще не знает. Вероятно, и Нью-Йоркская Академия наук также изумится, услышав это имя. Профессорство Грабового опровергает и Высшая аттестационная комиссия (ВАК РФ) - единственный орган в России, ведущий надзор за защитой диссертаций и присвоением ученых степеней и званий. В середине 90-х Грабовой будто бы сотрудничал с Кремлем. Что вполне возможно - тогда рядом с властью находилось много всевозможных экстрасенсов.

Грабовой может все - воскрешать, исцелять, омолаживать; на расстоянии диагностировать автомашины, самолеты, космические объекты... За свои услуги берет 'концентрированную энергию' - 39 500 рублей, символизирующие тридевятое царство в пятом измерении. Основал новое государство - Григория. Владеет Абсолютным Знанием. Недавно объявил себя Иисусом Христом.

Кульминацией деятельности Гробового стала его работа с организацией 'Матери Беслана'. Партия Грабового ДРУГГ (то ли от англ. DRUG-наркотик, то ли 'Добровольные распространители Учения Грабового') внушает женщинам, пережившим страшное горе, что Грабовой способен воскресить их детей за 40 тыс. Многие женщины верят.

Впервые агитаторы Грабового появились в Беслане сразу после теракта. Методика завлечения была отработана до совершенства. Многие уверены, что Грабовой решил заручиться поддержкой 'Матерей Беслана' (ставших серьезной силой в Северной Осетии и за ее пределам), чтобы заработать не столько денежный, сколько политический капитал. Впрочем, каковы бы ни были цели партии ДРУГГ, достигаются они с крайним цинизмом. Ведь понятно, в каком состоянии находятся люди в Беслане. Наверное, каждый назовет черный список самых больших человеческих подлостей. Кажется, Грабовой внес в этот список новую строку. Обещать отчаявшимся матерям воскресить детей - это не просто мошенничество. Это уже такой большой, настоящий, библейский, общечеловеческий грех, который даже трудно осуждать. Просто потому, что он находится за пределами человеческой логики. Так же, как и действия террористов, этих детей убивших.

Взгляд медиков и психологов

Что же происходит с человеком, попавшим в секту?

С его точки зрения: он видит божественный свет, познает истину или, например, получает откровение.

С точки зрения медицины, у него развиваются новые психические качества, которые в международной классификации болезней называются 'зависимое расстройство личности' (перекладывание на других права принимать решения, подчинение своих потребностей потребностям других людей, страх одиночества и т. п.). Говоря проще, человек впадает в детство. Ему предлагается мироощущение ребенка, и он его принимает. Более того, он вынужден полностью отказаться от собственной индивидуальности, от своего 'я' в угоду интересам секты

Группа риска

Истероиды; психастеники; лица с паранойяльной настроенностью; зависимый тип личности; из семей с гиперопекой; из неполных семей; лица из асоциальных семей; лица с ограниченными физическими возможностями; лица, пережившие тяжелые психотравмы; лица с развитым эйдетическим восприятием (галлюцинация наяву); родственники сектантов, а также те, кто много времени проводит в Интернете и способен виртуальную реальность принимать за реальность.

Возрастные и половые особенности

Чем младше человек, тем более он подвержен разного рода влияниям, ибо воспринимает окружение как обучающую среду. Период раннего полового созревания характеризуется активной ориентацией на адаптацию к паттернам общения в малой группе, то есть восприятие правил игры в коллективе. Именно в этом возрасте резко возрастает значение символических родительских фигур, которые проективно разыскиваются вовне.

Второй возраст повышенной чувствительности - юношество 17-19 лет, когда возникает реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей, которые заведомо сильнее и образованнее самого человека. Достаточно продемонстрировать эффективность собственного поведения в кризисных ситуациях для того, чтобы стать кумиром молодого индивидуума. В юношеском возрасте очень сильна мотивация к формированию образа 'я' через отрицание отвергаемых моделей поведения.

По статистике, большая часть взрослых принадлежит слабому полу, в то время как подавляющее большинство гуру - мужчины. Сама собой напрашивается гипотеза: главной причиной, приводящей людей в сектантские сообщества, оказывается семейная неустроенность, что вполне естественно в эпоху разрушения социального института семьи.

Психические негативные последствия пребывания сознания личности под культовым контролем включают:

  1. Крайнее нарушение личностной идентичности (радикальные изменения личности).
  2. Диссоциирующие ('плавающие') состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о культовой жизни.
  3. Приступы паники и тревожности.
  4. Депрессия.
  5. Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР).
  6. Замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы.
  7. Чувство вины.
  8. Страх.
  9. Потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством.
  10. Духовное насилие.
  11. Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью.
  12. Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность).
  13. Потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора.
  14. Неспособность образовать близкие дружественные отношения вне культа или наслаждаться гибкими, непринужденными связями.
  15. Потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения
  16. Задержка достижения зрелости.
  17. Психические расстройства: галлюцинации, искаженные восприятия реальности, расщепленная личность, нервные срывы, психопатические эпизоды, паранойя, мания величия, регрессия к детскому поведению, суицидальное мышление (эти симптомы более вероятны для групп, поддерживающих широкое использование методик остановки мышления).
  18. Ослабленная психологическая интеграция, то есть разобщение с докультовой семьей, традициями, друзьями, ценностями и личностью, с целями в будущем.
  19. Культисты могут стараться существовать в узком, имеющем одно измерение настоящем, отвергая прошлое и будущее.
  20. Отчуждение, враждебность, паранойя и апатия в отношении обычного общества. Отчуждение благодаря 'вселюбящему' брату, который вещает через Интернет и отнимает время для общения в реальном мире.

Физиологически нездоровое состояние попавшего в секту человека проявляется в следующем:

расстройства сна, кошмары; пищеварительные расстройства; сексуальные проблемы; головные боли; боли в спине; астма; кожные раздражения; ухудшение физического состояния; возросшая восприимчивость к несчастным случаям болезням и общему утомлению; неполноценность питания.

В культах, где нормами являются беспорядочность в половых связях и/или проституция, увеличивается риск заболеваний, переносимых половым путем; избиения, в том числе детей; сексуальные злоупотребления, особенно в отношении женщин и детей; преждевременная смерть из-за отсутствия или неадекватного медицинского ухода.

Осложнения социального характера:

  • преследование и угрозы со стороны культа;
  • огорчающая потеря друзей, семьи;
  • финансовый ущерб: финансовая зависимость от культа оставляет приверженцев без средств в случае медицинской или иной срочной необходимости.

 

Сегодня, в эру массовых коммуникаций, число манипуляторов сознанием и разнообразие способов манипуляции растет в невероятной прогрессии. Контроль сознания ("незаконное влияние") - это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют.

Одним из наиболее эффективных институтов манипуляции является секта. В деструктивных культах индивидуальность вытесняется коллективными интересами группы. Человек, попавший в подобную ловушку, за короткое время подвергается такому воздействию, которое во многих случаях превращает его в безвольный инструмент удовлетворения амбиций лидера и его окружения. Полностью подавляется личностная идентичность, разрушаются прежние социальные связи, адепту группы внушается негативистское отношение ко всему внегрупповому социуму.

Преступный характер деструктивных культов в своей основной, подводной части, хорошо замаскирован. Психика любого человека весьма уязвима для различных методов психологического насилия и эксплуатации, особенно, если он недостаточно владеет ее механизмами и закономерностями, плохо понимает, не осознает, что именно с ним происходит в конкретной жизненной ситуации. Именно манипулирование, психологическое насилие порождает все другие проявления насилия и жестокости.

Слово 'манипуляция' происходит от латинского manus - рука (manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple - наполнять). Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. Манипулирование - это психологическое насилие, т.е. такое воздействие на сознание и органы чувств человека со стороны другого человека или группы людей, которое побуждает его действовать в соответствии со скрытыми целями и интересами манипуляторов, тщательно скрываемыми от жертвы, особенно на первых этапах вовлечения в ловушку. У манипулирования две стороны, неотделимых друг от друга: эксплуатируется как потребность человека в любви и внимании, так и все его страхи. Т.е. насилие осуществляется и в форме 'любви', и в форме прямых и косвенных угроз и запугиваний.

Один из главных факторов воздействия на человека - фактор группового влияния. Эффект группового влияния снижается, или даже вовсе нейтрализуется, если при попытке его реализации человек увидит альтернативные ему модели поведения, а также в тех случаях, когда он был предупрежден о возможности подобного рода влияния. Секты, стремясь вовлечь человека в свою среду, отрицают всякий индивидуализм, в то время как коллективизм принимает нездоровые формы.

В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел формулу зависимости между поведением человека и его мыслями, чувствами, убеждениями. Если изменить поведение человека, его мысли и чувства тоже изменятся. В основе метода депрограммирования лежит следующая мысль: секта использует совокупность определенных методик для внушения человеку нужных идей. Если применить те же методики, но с точностью наоборот, человеку можно внушить новые идеи, стерев старые.

Характерным приемом деструктивных культов является активное использование различных видов искусственной 'любви' на первых этапах вовлечения жертвы в ловушку и применение угроз лишения 'любви' на последующих этапах эксплуатации.

Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект

Секрет успешности религиозно-мистических организаций прост. Они используют три основные потребности каждого человека:

  1. Потребность быть членом общности. В современном обществе очень распространен вирус одиночества. Люди жалуются на социальную изоляцию. А религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие. Человека окружают те, кто предлагает дружбу и излучает одобрение. Неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены культов часто предпочитают отказаться от контактов со своими семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги. Через Интернет и сектанты бомбардируют человека мнимой любовью, манипулируют потребностью в общности путем создания заполненного вакуума для нуждающегося человека. Большинство в лице немногих, которое творит новую реальность, в виртуальной реальности создает мнимую общность. Человек теряется.
  1. Структурированность. Культ предлагает структурирование окружающей действительности. Содержание культового послания почти не существенно. Его сила состоит в обеспечении целостности, синтеза, в предложении альтернативы существующему положению вещей. Сразу ослабевает постоянный стресс от информационной перегрузки и путаницы, которые имеют место в современной жизни. Структура обеспечивает не правду, как таковую, но порядок, и, таким образом, смысл существования. Давая членам секты ощущение, что реальность обладает определенным смыслом, что они должны донести это чувство другим людям, культ предлагает жизненную цель и последовательность в нашем непоследовательном мире. Однако, это иллюзия. Во Всемирной Паутине иллюзия удваивается и человек воспринимает виртуальную реальность за существующую.
  1. Значимость для окружающих. Последний жизненно важный продукт, который продают религиозные  культы и тоталитарные секты - это 'значимость', осмысленность существования.

Этим и торгуют все культы. Каждый имеет свою собственную версию реальности - религиозную, политическую, культурную. Культовая секта всегда претендует на обладание окончательной истиной. Имеет место жесткое разделение на 'Мы' и 'Они'. Причем для деструктивных культов 'Мы' - это всегда 'настоящие люди' во всех смыслах, тогда как 'они' - не совсем люди.

Всем деструктивным культам присуща политика 'двойных стандартов'. Четко разграничивается информация для 'внешнего' и для 'внутреннего' пользования. Например, содержание книг, сайтов для 'посвященных' очень отличается от литературы для новичков и представителей 'внешнего' мира. В последней обычно публикуются пропагандистские материалы. А литература для опытных членов - это, в первую очередь, справочники и пособия по методам вхождения в контакт, инструкции по вербовке, разговорники, в которых собраны ключевые слова и фразы, и т.п.

Человеческое сознание никогда не было одинокой крепостью, но всегда - частью группового укрепления. Сознание отдельного индивида пока еще очень слабо перед натиском любого группового образования, достаточно организованного и целенаправленного. Как говорит известный отечественный специалист по сектам Александр Дворкин, 'входя в церковь, снимай шляпу, но не голову'.

Сначала новичок попадает под групповое давление и так называемую 'бомбёжку' любовью. Используются игры, подобные детским, групповое пение, объятия, прикосновения и лесть. 'Семья' отделена от остального мира. Эта изоляция отбивает у сектанта желание сопоставлять слова 'учителя' с реальностью. Используются техники, останавливающие мышление. Монотонное пение и повторяющиеся действия вводят человека в состояние сильной внушаемости.

Под предлогом создания близости с 'семьей' новичка заставляют признаваться в его былых 'грехах'. Цель - вызвать страх и вину, сделать его эмоционально уязвимым. Для этого применяют и угрозы, явные или прикрытые, а также чередуют наказания и награды.

Поощряются отказы от сна под маской духовных упражнений.

Недостаточное питание преподносится как диета для достижения высокой духовности или часть ритуалов. Постоянно подкидывают адреса сайтов, где он якобы найдет правдивую и исчерпывающую информацию.

Существует весьма разработанная методика контроля сознания, применяемая для психологического программирования адептов сект. Вот некоторые приемы:

1. Контроль времени и деятельности (поведения). Потенциальных новообращенных все время занимают какой-то деятельностью, что оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления. Такой график может включать: лекционный марафон, длительные заседания - встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еда. В Интернете это может быть переписка, общение через форумы.

Результаты: пониженная психологическая защита, ослабление внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению.

2. Информационный контроль. Например, отсечение или клевета на внешние источники информации за пределами группы; 'бомбардировка' вербуемых культовой литературой, записями и лекциями по идеологической обработке. В Интернете - это указание на определенные е-адреса  с целью их прочтения.

Результаты: Информационный контроль мешает информированному принятию решений и таким образом предотвращает критическую оценку культа.

3. Манипуляция языком. Это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка (ов) в разговор и пение; стремление отбить охоту к 'банальному' разговору о некультовой деятельности, интересах и идеях; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем.

Приписывание новых и дополнительных значений обычным словам характерно е для рядового юзера, в Интернете с большим размахом используют и сектанты.

Результаты: Вербуемые чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с культистами, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, чувствуют себя заторможено в общении с людьми вне культа, которые явно не могут этого понять. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет 'мы-они', причем потенциальные новообращенные начинают больше отождествлять себя с культом и меньше - с внекультовым миром.

4. Отучивание от критического, рационального мышления. Многие культисты говорят что-то вроде: 'Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности'.

Результаты: Вербуемые испытывают чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа.

5. Обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, т.е. произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).

Интернет представляет в этом смысле кладезь различных образов и символов, которые на свой лад используют секты. И уж точно найдется 'брат', который укажет, где именно в Интернете находится определенная музыка.

Результаты: Эти методики часто заставляют вербуемых чувствовать себя причастными особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов и тому подобное может быть очень действенно в подавлении сомнений и возрастании внушаемости к дальнейшей идеологической обработке.

6. Исповедальные сессии. Во время сессий культистов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых. В Интернете это поощрение в создании  и ведении специальных блоггов.

Результаты: Вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.

7. Групповое давление. Предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда культисты соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки культовым предписаниям. В Интернете в этом качестве выступает чаще всего форум.

Результат: Вербуемые могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие культовым верованиям и практике.

 

Весьма актуальный и наглядный пример манипуляции сознанием в сектах - история с Григория Грабового, которая обрастает фантасмагорическими подробностями.

Впервые Григорий Грабовой стал известен как создатель некоего кристаллического модуля, уменьшающего силу ядерного взрыва в 2 раза. Его будто бы испытали в Семипалатинске, однако ученые из ядерных центров официально заявили, что о кристаллическом модуле они никогда не слышали.

Доктор наук, академик Международной академии информатизации АЧ ООН, академик Российской академии естественных наук, академик Нью-Йоркской Академии наук, академик Итальянской Академии наук, почетный академик Российской академии космонавтики... Это все звания Грабового. Большинство перечисленных академий - 'пустышки', которые за деньги изберут академиком даже дворника. А вот Итальянская Академия наук Грабового вообще не знает. Вероятно, и Нью-Йоркская Академия наук также изумится, услышав это имя. Профессорство Грабового опровергает и Высшая аттестационная комиссия (ВАК РФ) - единственный орган в России, ведущий надзор за защитой диссертаций и присвоением ученых степеней и званий. В середине 90-х Грабовой будто бы сотрудничал с Кремлем. Что вполне возможно - тогда рядом с властью находилось много всевозможных экстрасенсов.

Грабовой может все - воскрешать, исцелять, омолаживать; на расстоянии диагностировать автомашины, самолеты, космические объекты... За свои услуги берет 'концентрированную энергию' - 39 500 рублей, символизирующие тридевятое царство в пятом измерении. Основал новое государство - Григория. Владеет Абсолютным Знанием. Недавно объявил себя Иисусом Христом.

Кульминацией деятельности Гробового стала его работа с организацией 'Матери Беслана'. Партия Грабового ДРУГГ (то ли от англ. DRUG-наркотик, то ли 'Добровольные распространители Учения Грабового') внушает женщинам, пережившим страшное горе, что Грабовой способен воскресить их детей за 40 тыс. Многие женщины верят.

Впервые агитаторы Грабового появились в Беслане сразу после теракта. Методика завлечения была отработана до совершенства. Многие уверены, что Грабовой решил заручиться поддержкой 'Матерей Беслана' (ставших серьезной силой в Северной Осетии и за ее пределам), чтобы заработать не столько денежный, сколько политический капитал. Впрочем, каковы бы ни были цели партии ДРУГГ, достигаются они с крайним цинизмом. Ведь понятно, в каком состоянии находятся люди в Беслане. Наверное, каждый назовет черный список самых больших человеческих подлостей. Кажется, Грабовой внес в этот список новую строку. Обещать отчаявшимся матерям воскресить детей - это не просто мошенничество. Это уже такой большой, настоящий, библейский, общечеловеческий грех, который даже трудно осуждать. Просто потому, что он находится за пределами человеческой логики. Так же, как и действия террористов, этих детей убивших.

Взгляд медиков и психологов

Что же происходит с человеком, попавшим в секту?

С его точки зрения: он видит божественный свет, познает истину или, например, получает откровение.

С точки зрения медицины, у него развиваются новые психические качества, которые в международной классификации болезней называются 'зависимое расстройство личности' (перекладывание на других права принимать решения, подчинение своих потребностей потребностям других людей, страх одиночества и т. п.). Говоря проще, человек впадает в детство. Ему предлагается мироощущение ребенка, и он его принимает. Более того, он вынужден полностью отказаться от собственной индивидуальности, от своего 'я' в угоду интересам секты

Группа риска

Истероиды; психастеники; лица с паранойяльной настроенностью; зависимый тип личности; из семей с гиперопекой; из неполных семей; лица из асоциальных семей; лица с ограниченными физическими возможностями; лица, пережившие тяжелые психотравмы; лица с развитым эйдетическим восприятием (галлюцинация наяву); родственники сектантов, а также те, кто много времени проводит в Интернете и способен виртуальную реальность принимать за реальность.

Возрастные и половые особенности

Чем младше человек, тем более он подвержен разного рода влияниям, ибо воспринимает окружение как обучающую среду. Период раннего полового созревания характеризуется активной ориентацией на адаптацию к паттернам общения в малой группе, то есть восприятие правил игры в коллективе. Именно в этом возрасте резко возрастает значение символических родительских фигур, которые проективно разыскиваются вовне.

Второй возраст повышенной чувствительности - юношество 17-19 лет, когда возникает реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей, которые заведомо сильнее и образованнее самого человека. Достаточно продемонстрировать эффективность собственного поведения в кризисных ситуациях для того, чтобы стать кумиром молодого индивидуума. В юношеском возрасте очень сильна мотивация к формированию образа 'я' через отрицание отвергаемых моделей поведения.

По статистике, большая часть взрослых принадлежит слабому полу, в то время как подавляющее большинство гуру - мужчины. Сама собой напрашивается гипотеза: главной причиной, приводящей людей в сектантские сообщества, оказывается семейная неустроенность, что вполне естественно в эпоху разрушения социального института семьи.

Психические негативные последствия пребывания сознания личности под культовым контролем включают:

  1. Крайнее нарушение личностной идентичности (радикальные изменения личности).
  2. Диссоциирующие ('плавающие') состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о культовой жизни.
  3. Приступы паники и тревожности.
  4. Депрессия.
  5. Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР).
  6. Замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы.
  7. Чувство вины.
  8. Страх.
  9. Потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством.
  10. Духовное насилие.
  11. Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью.
  12. Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность).
  13. Потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора.
  14. Неспособность образовать близкие дружественные отношения вне культа или наслаждаться гибкими, непринужденными связями.
  15. Потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения
  16. Задержка достижения зрелости.
  17. Психические расстройства: галлюцинации, искаженные восприятия реальности, расщепленная личность, нервные срывы, психопатические эпизоды, паранойя, мания величия, регрессия к детскому поведению, суицидальное мышление (эти симптомы более вероятны для групп, поддерживающих широкое использование методик остановки мышления).
  18. Ослабленная психологическая интеграция, то есть разобщение с докультовой семьей, традициями, друзьями, ценностями и личностью, с целями в будущем.
  19. Культисты могут стараться существовать в узком, имеющем одно измерение настоящем, отвергая прошлое и будущее.
  20. Отчуждение, враждебность, паранойя и апатия в отношении обычного общества. Отчуждение благодаря 'вселюбящему' брату, который вещает через Интернет и отнимает время для общения в реальном мире.

Физиологически нездоровое состояние попавшего в секту человека проявляется в следующем:

расстройства сна, кошмары; пищеварительные расстройства; сексуальные проблемы; головные боли; боли в спине; астма; кожные раздражения; ухудшение физического состояния; возросшая восприимчивость к несчастным случаям болезням и общему утомлению; неполноценность питания.

В культах, где нормами являются беспорядочность в половых связях и/или проституция, увеличивается риск заболеваний, переносимых половым путем; избиения, в том числе детей; сексуальные злоупотребления, особенно в отношении женщин и детей; преждевременная смерть из-за отсутствия или неадекватного медицинского ухода.

Осложнения социального характера:

  • преследование и угрозы со стороны культа;
  • огорчающая потеря друзей, семьи;
  • финансовый ущерб: финансовая зависимость от культа оставляет приверженцев без средств в случае медицинской или иной срочной необходимости.

                                                                                                                        Г.Раймова

Складская техника
Компанией STILL предлагается складская техника в Москве и регионах России
Газовая или электрическая плита: что выборать?
Всем известно, что ни одна современная кухня не обходится без плиты, будь то электрическая или газовая
Знакомство в интернете
Современный городской человек живет быстрой жизнью
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
Написать комментарий
Найдено в интернете по теме: Манипуяция сознанием в деструктивных сектах
Манипуяция сознанием в ...
Манипуяция сознанием в деструктивных сектах - Личность и общество ... задать вопрос психологу:: ...




Это интересно
Лишь после того, как мы искусно овладеем всем тем, что блестяще использует враг, мы сможем говорить о победе над ним.
Седзан Сакума, японский писатель и общественный деятель 19-го века
Поиск по словарю
Новости
Каждый год детства, подростничества и юности - это не только новый шаг в психическом развитии, становлении личности, формировании психических функций и 'вызревании' интеллектуальных возможностей,...
Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название 'третьей силы'. К данном у...
CopyrightRIN © 2009 -
* Обратная связь