...Мне около десяти лет. Я возвращаюсь из магазина с трехлитровым бидоном молока и по пути домой захожу в 'Промтовары', там я вижу на витрине симпатичную резиновую игрушку - то ли мышку, то ли хомячка и мне очень хочется ее купить. Сдачи, оставшейся после покупки молока на игрушку не хватает, но у меня дома хранится банка с медными копейками, я прихожу домой, добираю необходимую сумму и возвращаюсь в магазин, где вручаю девушке- продавщице горсть меди. Она долго пересчитывает копейки, наконец, небрежным движением ссыпает их в отделение для мелочи и отдает мне мышку.
В каждой семье есть определенная схема обращения с этим многозначным феноменом - деньгами и она напрямую связана с общим семейным сценарием, является его частью. На то, как будет зарабатывать и расходовать деньги ребенок влияет отношение к этому процессу людей из его ближайшего окружения: родителей, бабушек, дедушек, друзей и приятелей ребенка.
Каждому из родителей хочется, чтобы в будущем ребенок был финансово состоятелен, имел достаточно денег, чтобы удовлетворять свои потребности и умел их, то есть деньги, зарабатывать. Стратегии для достижения этой цели выбираются самые разные и почему-то далеко не все приводят к желанной цели. Интересно, почему?
На пути к состоятельности. Желания.
Понятие 'состоятельность' шире, чем финансовое положение человека. Финансы - это часть реальной состоятельности, которая означает динамическое равновесие между человеком и его окружающей средой. Состоятельный человек осознает свои потребности и знает, как необходимо взаимодействовать со средой, чтобы добиться их удовлетворения.
Поэтому, воспитывая ребенка мы должны учить его прислушиваться к своим желаниям, чтобы в будущем он мог отличить их от желаний других людей. Ребенку трудно выражать и защищать свое желание, если оно не согласуется с желаниями близких. Как- то я стала свидетелем такой сцены: бабушка и мальчик лет 10 стояли около прилавка с видеокассетами. Из разговора я поняла, что мальчику выделили деньги на покупку кассеты, и он хотел потратить их на 'Ужастики'. Бабушка же уговаривала внука купить что-нибудь более мирное и спокойное. Налицо был конфликт желаний. В конце концов, бабушка 'продавила' свое желание- мальчик отдал ей деньги и потерял интерес к прилавку с кассетами. Иногда на консультации или в разговоре со знакомыми родители сетуют на сына или дочь: 'Он ничего не хочет, ничем не интересуется!' Возможно, это именно тот случай, когда ребенок не чувствует собственных желаний, похороненных под грудой чужих - мамы, отца или приятелей.
Бывает, что заветные желания реализуются спустя много лет. В детстве моя подруга очень хотела иметь плюшевого мишку. На день рождения в 6 или 7 лет родители торжественно пообещали ей, что купят любую игрушку, которую она захочет. Наступил день рождения, и вся семья отправилась в магазин. Это были 70-е годы и на полках отдела игрушек лежали, стояли и сидели мохнатые уродики непонятной принадлежности вместе с пластмассовыми куклами. Подруга же хотела вполне конкретного мишку - такого, которого часто рисуют в детских книжках, например в книге стихов А. Барто. Девочка растерялась. Родители заметили колебания дочери и начали наперебой убеждать ее купить что-нибудь полезное - например теплую кофту или платье. Девочка поняла, что мишки не будет, а если она хочет быть хорошей дочерью, то надо отказаться даже от мохнатых уродцев - 'Чего деньги тратить зря!' В тот день семья ушла из магазина с пустыми руками, настроение было испорчено у всех. Подруга пронесла свое желание через всю жизнь и, став взрослой, все-таки приобрела 'правильного' мишку, который считается ее собственностью и на него не покушается даже ее дочь.
Наверняка вы знаете взрослых, которые, дождавшись желанной самостоятельности, реализуют свои детские желания - например, покупают видеофильмы с 'Ужасами', едят невообразимое количество сладкого, целыми днями не моют посуду... Эти люди помнят о своих желаниях из детства, но, сколько бывших детей уступили взрослому натиску, 'прогнулись' под желания родственников и выбрали институт, 'в который мечтал поступить папа', или жениха, который нравился маме.
На пути к состоятельности. Возможности.
Быть в контакте со своими истинными желаниями это важная, но не единственная часть состоятельности. Хорошо, когда известно, чего хочется, но еще нужно понимать, как это достичь. На язык купли- продажи это переводится примерно так: 'Как заработать средства для реализации своих желаний?' В раннем детстве ребенок еще не понимает смысла денег, да они ему и не нужны - все его желания выполняются непосредственно.
Становясь старше, ребенок замечает, что для выполнения желания ему надо вести себя определенным образом - например, быть ласковым с бабушкой, когда хочется ее пирожков, или не ссориться с сестрой, надеясь на ее расположение. Вскоре ребенок замечает, что есть универсальный эквивалент, который помогает реализовать многие желания -деньги, и мне кажется, именно с момента этого открытия ребенок должен их получать. Другими словами, как только ребенок научается производить покупку, очень важно, чтобы у него были собственные деньги. Конечно, заработать в 5-6 лет он еще не может, и свои первые деньги ребенок получает от родителей. Если же собственных финансов нет, то нет и ценного опыта обращения с ними, и позже, когда деньги все - же попадают в руки ребенка какое-то время, он учится с ними обращаться - планировать траты, накапливать нужную сумму, разумно расходовать и т. д.
Невозможно научиться читать без книг, также невозможно научиться обращаться с деньгами без реальных денег. Важно так же, чтобы деньги ребенку выдавались вне зависимости от его хорошего поведения, успешной учебы и пр. В первом случае вы рискуете воспитать удобного для окружающих человека - но насколько удобно быть таким ему?! Во втором - ребенку будет интересен не процесс учебы, получения знаний, а результат - деньги за хорошие оценки.
Не рекомендуется также давать деньги за выполнение домашней работы - это чревато неприятными последствиями. Моя подруга, стремясь подвигнуть детей к помощи по дому, составила реестр расценок на разные виды домашней работы. Через какое- то время она вынуждена была отказаться от этой идеи: 'Это какой-то кошмар! По вечерам прихожу с работы - сын и дочь стоят со списком выполненных дел, требуют оплаты, спорят и ссорятся, кому выносить ведро - едва ли не на части его рвут (вынос помойного ведра, как неприятная процедура стоит дорого). Без оплаты, просто так пальцем не пошевелят, стали мелочными, словно порядок в доме, покупка продуктов только мне нужна!'
Какая именно сумма выдается ребенку - зависит от материальных возможностей семьи. Важно, чтобы ребенок все же понимал ценность этой суммы, что на зарабатывание ее тратится энергия и время родителей, и она является частью семейного бюджета.
Для постижения финансового опыта нужно, чтобы своими средствами ребенок распоряжался самостоятельно, родители могут советовать, на что потратить деньги, но окончательное решение - за ребенком, иначе профанируется вся идея приобретения опыта. Сумма должна быть постоянной, и если она истрачена, до следующего срока выдачи ребенок ничего не получает. Если ваше чадо тратит всю полученную на неделю сумму на жвачки или наклейки - не мешайте ему, он получает опыт, как распоряжаться деньгами.
Когда ребенок вступает в подростковый возраст и много времени проводит со сверстниками, желательно выдавать ему сумму, соотносимую с 'заработками' его приятелей. Если у вашего ребенка денег будет существенно меньше, чем у приятелей - он будет чувствовать себя неловко, если же денег гораздо больше - ваш сын или дочь рискует стать 'Дойной коровой' для менее обеспеченных детей, а также спровоцировать их на воровство. Естественно, надо поощрять желание подростка заработать деньги, если это не вредит его здоровью и основной деятельности - учебе. Девочка-подросток вполне может посидеть с ребенком соседки за деньги, а мальчик - заработать, выгуливая чужих собак или разнося пиццу - придумайте вместе с подростком те способы, которые подходят для вас обоих.
Стратегии финансовой состоятельности. Мир взрослых.
Психологи из Новосибирска Горлова М.Ф. и Ефимкина Р.П. описывают несколько стратегий финансовой состоятельности. Они проводят аналогию между процессами пищеварения и зарабатыванием - тратой денег. 'Родители вначале обучают ребенка есть пищу, а потом они должны обучить его ловить и есть пищу в 'социальных джунглях', то есть уметь планировать, зарабатывать и оптимально тратить деньги. По тому, как проходит процесс пищеварения, можно понять, здоров ребенок или нет. Точно также по тому, как обходится с деньгами взрослый, можно понять, состоятелен он или нет'.
Далее авторы выделяют восемь финансовых стратегий, которые зависят от трех основных параметров: сколько человек планирует заработать, сколько он зарабатывает в реальности и сколько и на что тратит.
1 стратегия - 'Горка'
Эта стратегия принадлежит человеку, который зарабатывает больше, чем планирует и при этом мало тратит. В метафоре еды это звучит так: 'У меня плохой аппетит, я могу добыть много еды, но я голодаю'. Эти люди не осознают своих реальных возможностей, не верят в собственную высокую стоимость, и нуждаются в поддержке собственной значимости со стороны другого человека. Они привыкли обходиться малым и не имеют доступа к своим реальным потребностям. Деньги, которые зарабатывают 'горки' уходят на людей, которые рядом с ними - это 'ямки'.
2 стратегия 'Ямка'
Это человек, который планирует заработать много, почти ничего не зарабатывает в реальности и при этом много тратит. В художественной литературе это Эллочка-людоедочка ('Двенадцать стульев'), которая имеет высочайшие запросы, сама не работает и тратит весь оклад мужа - инженера.
Из мужских образов это Хлестаков ('Ревизор' Н.В. Гоголя) который обладает непомерными запросами, живет за чужой счет и спускаетденьги при первой возможности. Проблема 'ямок' - неумение зарабатывать, а, следовательно, материальная зависимость от партнера, которого они вынуждены эмоционально поддерживать, чтобы не умереть с голоду.
3 стратегия - 'Дно'
Обладатели данной стратегии планируют заработать очень большую сумму денег, в реальности ничего не зарабатывают и ничего не тратят. Известная русская поговорка: 'По усам текло, а в рот не попало' - это про них. Эти люди не умеют добывать пищу и не умеют, есть, от чего испытывают сильный голод. Как правило, это яркие личности с неординарным характером, которые не сумели реализовать свой потенциал. Среди литературных героев это пушкинские Маша из ' Дубровского' и Татьяна из 'Евгения Онегина' - в конце произведений, вместо живых, полных энергии, страстных женщин мы наблюдаем замороженных существ, потерявших вкус к жизни, пожертвовавших собой во имя долга.
4 стратегия - ' Спуск'
Эта стратегия похожа на предыдущую тем, что ее обладатели также планируют заработать много денег, в реальности зарабатывают примерно половину и мало тратят. Положительное отличие от 'Дна' состоит в том, что люди 'Спуска' все же умеют зарабатывать. В первом случае ' пациент скорее мертв, чем жив', во втором - 'скорее жив, чем мертв'. Сходство обеих стратегий в том, что их обладатели не способны есть, то есть тратить деньги на себя, поэтому испытывают сильный голод, то есть обладают высокими запросами. Они отказывают себе в удовлетворении потребностей, надеясь на лучшее в будущем. Потребность же требует реализации в настоящем. Таким образом, эти люди недовольны настоящим и испытывают страх перед будущим - вдруг мечта не осуществится никогда!?
5 стратегия - 'Подьем'
Люди этой стратегии планируют заработать мало, в реальности зарабатывают вдвое больше, но тратят еще больше. Эта стратегия отражает феномен ' нищенского' сознания, когда человек не видит своих реальных потребностей, занижает их и живет сегодняшним днем не беря на себя труд спланировать свое будущее. В этой стратегии есть оттенок криминальности, так как тратить больше, чем у тебя есть можно только беря деньги в долг, а долги рано или поздно придется отдавать. Такую стратегию могла иметь старуха из 'Сказки о рыбаке и рыбке' - она плохо понимает про свои потребности, сначала думает, что для счастья ей достаточно корыта, потом ей и дворца не хватает. В метафоре еды это выглядит так: ' Я не чувствую голода, но съедаю свою еду и еду соседа'.
6 стратегия 'Равнина'
Обладатели этой стратегии зарабатывают ровно столько, сколько планируют и тратят все, что есть. Если они планируют заработать много, то если проводить аналогию с организмом - это 'понос', 'все, что я съедаю, вылетает из моего организма, не задерживаясь'. Такая стратегия не дает возможности накопления, развития и лишает человека страховки на ' черный день'. Если же человек планирует заработать мало, то это близко к утверждению - 'мне ничего не надо, я ничего не зарабатываю и ничего не трачу', в метафоре еды это 'голодание'. Оба варианта похожи тем, что такая стратегия ведет к разорению. И понос, и голодание истощают организм в одинаковой степени. Среди литературных героев подобной стратегией обладал поздний Плюшкин из 'Мертвых душ' Н.В.Гоголя.
7 стратегия 'Обрыв'
Это люди, которые планируют заработать много денег, реально умеют это делать, но ни на что их не тратят. В метафоре еды это звучит так 'Я не ем, хотя добываю много еды и имею хороший аппетит'. Но если присмотреться внимательно, хороший аппетит не у самого обладателя стратегии 'обрыв', а у его нахлебников, то есть человек тратит деньги не на свои потребности, а на потребности близких или организации, которые не отделяет от себя, считает своими собственными
8 стратегия 'Норма'
Люди этой стратегии придерживаются следующего утверждения: 'Я знаю, сколько мне надо - я зарабатываю столько, сколько мне надо, трачу я таким образом, что остается запас на непредвиденные обстоятельства'. Запросы такого человека реальны, он имеет представление о собственных возможностях и чувство меры в удовлетворении своих потребностей.
В поисках подходящей стратегии. Мир детей.
Очень интересно наблюдать, как распоряжаются деньгами дети в условиях психологической игры. Изначальные условия одинаковы для всех, но почему-то используют их дети совершенно по-разному, и как в кривом зеркале отражается финансовый опыт ребенка, приобретенный в семье...
Итак - есть отдельное государство со своей валютой, в котором существует несколько способов заработать деньги. Можно занять государственную должность Редактора газеты и освещать события, происходящие в стране. Можно стать директором магазина и зарабатывать деньги на разнице между оптовой ценой (той, по которой выдается товар Правителем страны) и розничной - по которой товар покупают жители государства. Можно придумать множество собственных способов зарабатывания денег - аренда книг или игр, привезенных из дома; проведение уроков танца или спортивного мастерства, чтение лекций, продажа собственных рисунков и т. д. Заработанные деньги тратятся в государственном магазине, где можно купить столь любимые детьми чипсы, кока-колу, жвачки и пр. В стране действует система штрафов за нарушение Законов страны - например, за драки, нанесение морального или материального ущерба жителям страны и т.д. В конце игры проводится Аукцион, где дети покупают различные амулеты, связанные с событиями, происходящими в стране, или личные вещи граждан.
Финансовые стратегии, которые выбирают дети, очень выпукло представляют их индивидуальные особенности, преломленные через опыт, полученный в семье и близком окружении.
Лариса 10 лет работает очень много, деньги почти не тратит - ее цель купить на Аукционе понравившееся ожерелье. Девочка переживает, что может не хватить денег и старается работать все больше, а траты свести к нулю. Ее жизненное кредо - всех победить, Лариса не может позволить, что бы ее кто-то обошел на Аукционе, для нее это равносильно поражению. Для наблюдателя со стороны Лариса трудоголик, но субъективно она не считает себя таковой и продолжает наращивать обороты. Возможно, причины такого поведения в том, что Ларисины родители предъявляют к ней очень высокие требования, напряженный труд считается нормой, а любая поблажка - ленью и недопустимым пороком.
Максим 13 лет зарабатывает мало, и при этом часто нарушает Законы страны. Выплатив штрафы, мальчик остается без денег. Какое-то время он пытается занимать деньги у более обеспеченных друзей, но долги не возвращает, и вскоре теряет доверие кредиторов. Максим сильно завидует чужим деньгам, при этом не стремится заработать, а хочет 'урвать кусок на халяву'. Из личной беседы выясняется, что у него есть дедушка - сталинист, который оказывает сильное влияние на воспитание Максима.
Кириллу и Саше по 7 лет, но стратегии зарабатывания и траты у них совсем не похожи. Кирилл - старший брат в семье, кроме него еще есть годовалый малыш. В лагере Кирилл добросовестно трудится - рисует картинки (дома мальчик посещает изостудию), зарабатывает деньги участием в конкурсах. При этом Кирилл почти не расходует денег - не нарушает Законы страны и редко посещает магазин. В результате к концу игры мальчик становится одним из самых богатых людей страны - наряду с 12 - 14 летними подростками, у которых, конечно же, больше возможностей для зарабатывания.
Саша, в отличие от Кирилла - младший брат и его отношения с деньгами непоследовательны. С утра он одержим идеей копить деньги для Аукциона, но перед обедом тратит всю сумму в магазине. Мальчик также рисует картинки на продажу, но в отличие от Кирилла вкладывает в них мало труда, при этом 'заламывает' огромную цену, надеясь, что покупатели сделают скидку на его возраст. Саша привык к уступкам со стороны своего старшего брата и часто эксплуатирует привычную позицию: 'Я еще маленький!'
Опыт, получаемый детьми во время игры, необычайно ценен. Они начинают по другому относится к реальным деньгам, к самому процессу зарабатывания и труду вообще. Жизнь в Психологическом лагере не ограничивается финансовыми отношениями, там идет много параллельных процессов - но, как мне кажется, уже ради подобного живого опыта (обогащения, разорения, выживания в условиях конкуренции) туда стоит поехать.
Вместо заключения.
Деньгиэто энергия и как всякая энергия они могут быть использованы во благо и во вред. Деньги - это возможности, но обращению с ними необходимо учиться. Прошло то время, когда мы жили в условиях ' социального зоопарка' (метафора Горловой М.Ф. и Ефимкиной Р.П.), где каждому был гарантирован стандартный паек, а попытки заработать чуть больше воспринимались в штыки. Позже мы пережили шок от понимания, что деньги - это еще не все, что 'Богатые тоже плачут!'. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым - научите его прислушиваться к своим желаниям и находить средства и возможности для реализации этих желаний. Научите его быть состоятельным.
root@ns03.rin.ru), giving this error message/.html" class="ooa_title" >
Комментариев к этой статье пока нет. Станьте первым!
В теории функциональной системы (П. К. Анохин) синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула с целью принятия решения. Память трактуется при этом как...